УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бирюкова О.В. 73RS0001-01-2022-008341-66
Дело № 33-2042/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 мая 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Карабанова А.С.,
судей Богомолова
С.В., Завгородней Т.Н.,
при секретаре Абросимовой
А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 января 2023 года по
гражданскому делу № 2-382/2023, по которому постановлено:
исковые требования Степочкина Владислава Айдаровича
удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обеспечить Степочкина Владислава Айдаровича
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».
Взыскать с
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области в пользу Степочкина Владислава Айдаровича расходы на оплату государственной
пошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., пояснения истца Степочкина В.А. и его представителя
Сотникова И.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная
коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Степочкин В.А. обратился
в суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска
указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Истец включен список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения
в МО «город Ульяновск», однако, не до настоящего времени не обеспечен жилым
помещением.
Степочкин В.А. просил суд
обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области обеспечить его специализированным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Судом к участию по делу в
качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно
предмета спора, привлечены Министерство социального развития Ульяновской
области, администрация г. Ульяновска.
Рассмотрев заявленные
требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает,
что деятельность Министерства финансируется за счет средств областного бюджета
Ульяновской области. Министерством принимаются меры для поэтапной ликвидации
накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Доведенное финансирование и наличие исполнительных производств по ранее
вынесенным решениям судов об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями не
позволяет обеспечить Степочкина В.А. жилым помещением в разумный срок. Для
целей обеспечения истца специализированным жилым помещением в разумный срок
необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. Финансовым
органом Ульяновской области, осуществляющим непосредственное составление и
организацию исполнения областного бюджета является Министерсов финансов
Ульяновской области.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия приходит к следующему.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Степочкин В.А., ***1997 года рождения, относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его
отец Б*** умер ***2009, а мать – С*** умерла ***.2011 (л.д. 9-10)
Решением Координационного совета по защите прав и
законных интересов несовершеннолетних от 09.12.2012 истец был включен в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
правом на
обеспечение жилым посещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области в МО «г. Ульяновск».
Обращаясь в суд с иском о
возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области обязанности предоставить ему жилое посещение
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения, Степочкин В.А. просил предоставить ему такое жилое помещение
на территории МО «г. Ульяновск».
Разрешая заявленный
спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об
обеспечении жилыми
помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к
обоснованному выводу об удовлетворении заявленного Степочкиным В.А. иска.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым
помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Статьей 40
Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается
государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи,
материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное
обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что
предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции
государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым
ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за
исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу абз. 2 и 3 п.
1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым
смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от
05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие
закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех
видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами
исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже
установленных социальных норм.
При этом
дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим
законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и
являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за
исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными
обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Порядок
предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных
жилых помещений
(далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от
27.12.2012 № 644-П.
Согласно
пункту 3 Порядка специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - список), сформированным исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере
организации деятельности по опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения
уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской
области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской
области (далее - уполномоченный орган).
Для
предоставления специализированных жилых помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в
уполномоченный орган.
Уполномоченный
орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает
решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком,
сформированным органами опеки и попечительства.
Уполномоченный
орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому
предоставляется специализированное жилое помещение, о принятом решении о
предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия
соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления
договора.
Договор
найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15
рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и
является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые
помещения.
Как установлено
материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила
обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены. В связи
с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении
требований Степочкина В.А.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 17 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 17.05.2023