Судебный акт
Оспаривание решения пенсионного органа
Документ от 03.05.2023, опубликован на сайте 18.05.2023 под номером 106097, 2-я гражданская, об оспаривании решения, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Связанные судебные акты:

Взыскание судебных расходов

Документ от 05.12.2023, опубликован на сайте 18.12.2023 под номером 109973, 2-я гражданская, об оспаривании решения, решение (не осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2022-007465-22

Судья Самылина О.П.                                                                          Дело № 33-1560/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        3 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей  Богомолова С.В., Завгородней Т.Н.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Анатольевой Ирины Александровны на решение Засвияжского районного суда                       г. Ульяновска от 29 ноября 2022 года по делу № 2-4257/2022, которым  постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Анатольевой Ирины Александровны к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области об устранении арифметической ошибки в подсчете выхода на досрочную пенсию по старости, выплате денежных средств, взыскании дополнительных выплат, судебных расходов, компенсации морального вреда отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Анатольевой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Анатольева И.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФ РФ по Ульяновской области) об устранении арифметической ошибки в подсчете даты выхода на досрочную пенсию по старости, выплате денежных средств, взыскании дополнительных выплат, судебных расходов, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что 18.06.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика от 23.11.2018 в назначении пенсии ей было отказано из-за недостаточности специального стража, который по расчету ответчика по состоянию на 18.06.2018 определен 27 лет 7 месяцев 3 дня. Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 26.08.2019 в ее специальный стаж были включены отдельные периоды работы, с учетом которых продолжительность ее специального стажа на дату принятия судебного решения составила 30 лет 22 дня. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21.01.2020 решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 26.08.2019 оставлено без изменения. Впоследствии по ее заявлению суд определением от 17.07.2020 разъяснил вопрос о продолжительности ее специального стажа на 26.08.2019 как 30 лет 22 дня. Просила устранить арифметическую ошибку в подсчёте даты выхода ее на досрочную пенсию по старости и утвердить её с 04.02.2020, обязать произвести выплату денежных средств с индексацией с 04.02.2020, взыскать компенсацию морального вреда с августа 2019 года по август 2020 года в размере 800 000 рублей, взыскать судебные издержки в сумме 25 000 рублей, обязать произвести дополнительные выплаты за период пандемии с апреля 2020 года по сентябрь 2020 года в размере 18 000 рублей.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ – ГУ ПФР № 4 по г.Москве и Московской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Анатольева И.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Излагая фактические обстоятельства дела, указывает, что вступившим в законную силу определением суда разъяснено, что по состоянию на 26.08.2019 ее специальный стаж составлял 30 лет 22 дня и давал ей право на назначение пенсии с 04.02.2020. Обращает внимание, что по состоянию здоровья она 23.08.2019 была вынуждена уволиться. Однако в признании безработной ей было отказано. Она находилась в крайне тяжелой ситуации, осталась без средств к существованию, неоднократно обращалась в ОГКУ социальной защиты населения Ульяновской области о предоставлении мер социальной поддержки в период пандемии. В связи с несвоевременным назначением пенсии ей не было присвоено звание «Ветеран труда», образовалась задолженность за жилое помещение.

В возражениях на жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

В отзыве филиал № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по г.Москве и Московской области указывает, что пенсия Анатольевой И.А. может быть назначена с 04.02.2020; предусмотренные законом основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда отсутствуют.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

На основании определения от 04.04.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице филиала № 4.

Из материалов дела следует, что решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 26.08.2019 были частично удовлетворены исковые требования Анатольевой И.А.; на ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области возложена обязанность включить в специальный стаж Анатольевой И.А. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.11.2005 по 14.12.2005, с 18.11.2010 по 15.12.2010; периоды работы в должности медицинской сестры в ГУЗ города Москвы «***» - с 01.01.2012 по 31.08.2012, с 01.01.2018 по 17.06.2018 (том 1, л.д. 91-95).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21.01.2020 решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 26.08.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Анатольевой И.А. – Ткаченко А.Ф. - без удовлетворения (том 1, л.д. 87-91).

Определением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 17.07.2020 разъяснено решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 26.08.2019, указано, что продолжительность специального стажа Анатольевой И.А. на 26.08.2019 составила 30 лет 22 дня (том 1, л.д. 96-97).

Решением ответчика от 10.08.2020 Анатольевой И.А. с 17.04.2020 бессрочно назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании заявления Анатольевой И.А. от 17.04.2020 (том 1, л.д. 74).

Анатольева И.А., ссылаясь на то, что досрочная страховая пенсия по старости должна быть ей назначена с 04.02.2020, обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством установлен заявительный порядок назначения пенсии, и несмотря на то, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у Анатольевой И.А. возникло 04.02.2020, с заявлением о назначении пенсии она обратилась 17.04.2020, и с этой даты истцу была назначена пенсия.

В отношении ГУ – ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области, привлеченного к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица, суд указал, что при несогласиями с действиями, в том числе по пенсионным выплатам, истец вправе обратиться в суд с исковым заявлением непосредственно к данному учреждению.

Однако, суд первой инстанции не учел, что распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2013 № 18р утвержден Порядок организации работы территориальных органов Пенсионного фонда России по пересылке и учету выплатных (пенсионных) дел (далее – Порядок № 18р).

Согласно п. 4.2 Порядка № 18р территориальный орган ПФР по прежнему месту жительства на основании распоряжения о снятии выплатного (пенсионного) дела с учета направляет в территориальный орган ПФР по новому месту жительства выплатное (пенсионное) дело в электронном виде, а также информацию об установленных выплатах, выгруженную из базы данных ПК НВП, не позднее трех рабочих дней с момента поступления запроса либо поступления заявления пенсионера (его представителя) о направлении выплатного (пенсионного) дела к новому месту жительства.

Одновременно территориальный орган ПФР по прежнему месту жительства пересылает в территориальный орган ПФР по новому месту жительства выплатное (пенсионное) дело на бумажном носителе с сопроводительным письмом через организации почтовой связи в установленном порядке заказной бандеролью не позднее трех рабочих дней с момента поступления запроса либо поступления заявления пенсионера (его представителя) о направлении выплатного (пенсионного) дела к новому месту жительства (п. 4.3 Порядка № 18р).

Территориальный орган ПФР по новому месту жительства не позднее двух рабочих дней с момента поступления по защищенным каналам связи выплатного (пенсионного) дела в электронном виде, заверенного электронной подписью, принимает распоряжение о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии (п. 5.1 Порядка № 18р).

Выплатное (пенсионное) дело в электронном виде загружается в ПТК УПД и дополняется в электронном виде распоряжением о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии, заверенным электронной подписью (п. 5.2 Порядка № 18р).

Информация об установленных выплатах, поступившая из территориального органа ПФР по прежнему месту жительства в электронном виде, загружается в ПК НВП (п. 5.3 Порядка № 18р).

На основании выплатного (пенсионного) дела в электронном виде территориальный орган ПФР по новому месту жительства организует своевременную доставку пенсии пенсионеру с учетом его заявления о доставке пенсии (п. 5.4 Порядка № 18р).

В поступившее выплатное (пенсионное) дело на бумажном носителе приобщается подлинник распоряжения о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии, заверенный печатью и подписью (п. 5.5 Порядка № 18р).

Выплатное (пенсионное) дело на бумажном носителе направляется на хранение в архив действующих выплатных (пенсионных) дел (п. 5.6 Порядка № 18р).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 № 545н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее – Правила № 545н), пунктом 58 которых установлено, что выплатное дело с сопроводительным письмом пересылается в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера по почте через организации почтовой связи заказной бандеролью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в электронном виде не позднее трех рабочих дней с момента поступления запроса либо даты поступления в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации заявления, на основании которого выплатное дело пересылается в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по новому месту жительства.

При поступлении выплатного дела территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера в течении двух рабочих дней с момента поступления выплатного дела пенсионера принимает распоряжение о постановке выплатного дела на учет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем снятия выплатного дела с учета по прежнему месту жительства и продлевает выплату пенсии с учетом срока, по который выплачена пенсия по прежнему месту жительства, в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

При поступлении выплатного дела и обнаружении ошибки, допущенной территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по прежнему месту жительства при установлении или выплате пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по новому месту жительства принимает выплатное дело на учет со срока, предусмотренного абзацем первым данного пункта и осуществляет выплату пенсии после устранения ошибки в размере, установленном законодательством Российской Федерации (п. 59 Правил № 545н).

Исходя из приведенных выше положений действующего законодательства к участию в деле в качестве соответчика определением суда апелляционной инстанции привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице филиала № 4, на учете в котором в настоящее время находится пенсионное дело Анатольевой И.А.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Частью 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных данной главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.

Разрешая по существу исковые требования Анатольевой И.А., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В  соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к Федеральному закону.

В соответствии с приложением № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году указанная пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к данному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

В силу части 20 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 данной статьи, статьей 25.1 названного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ).

Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 2920-О, от 24.04.2018 № 948-О).

Из части 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В спорный период правоотношений сторон (до 01.01.2022) действовали Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены (далее - Правила № 884н).

В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

Приведенными выше судебными постановлениями, вступившими в законную силу, установлено, что Анатольева И.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 18.06.2018.

Решением пенсионного органа от 23.11.2018 Анатольевой И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа, которая по расчету пенсионного органа составила 27 лет 7 месяцев 3 дня.

С учетом периодов, включенных в специальный стаж истца решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 26.08.2019 с учетом определения того же суда от 21.11.2019 об исправлении описки, - с 16.11.2005 по 14.12.2005, с 18.11.2010 по 15.12.2010, с 01.01.2012 по 31.08.2012, с 01.01.2018 по 17.06.2018, специальный стаж истца на дату принятия судебного решения от 26.08.2019 составил 30 лет 22 дня.

С учетом данных обстоятельств, того факта, что пенсионным органом не обжаловались судебные постановления, в том числе о разъяснении судебного решения о продолжительности специального стажа Анатольевой И.А. по состоянию на 26.08.2019, а также приведенных выше положений закона об «отложенном праве» на пенсию, Анатольева И.А. имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2020.

Фактически вопрос о возникновении у Анатольевой И.А. 04.08.2019 права на досрочную страховую пенсию по старости был разрешен в судебном порядке, в связи с чем основания для назначения истцу пенсии с момента повторного обращения с заявлением о назначении пенсии отсутствовали.

По смыслу приведенных выше положений закона гражданин вправе обратиться в пенсионный орган за назначением страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию, при этом назначение пенсии будет осуществляться со дня возникновения права на указанную пенсию, что гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

Таким образом, исковые требования Анатольевой И.А. о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2020, возложении на соответствующее отделение Социального фонда обязанности по назначению и выплате пенсии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требования Анатольевой И.А. о взыскании с ответчиков в ее пользу денежной компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33) «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Из разъяснений, изложенных в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33, следует, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления (пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; компенсация морального вреда, причиненного гражданину, в отношении которого осуществлялось административное преследование, но дело было прекращено в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», абзац шестой статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.

Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33, судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. Например, умышленная порча одним лицом имущества другого лица, представляющего для последнего особую неимущественную ценность (единственный экземпляр семейного фотоальбома, унаследованный предмет обихода и др.).

В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 разъяснено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Из приведенных выше положений закона и разъяснений следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит.

Действующее законодательство, регламентирующее право граждан на пенсионное обеспечение, не содержит норм о компенсации морального вреда.

В п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

В материалах дела отсутствуют достоверные и допустимые доказательства того, что в результате действий ОСФ РФ по Ульяновской области по несвоевременному назначению пенсии были нарушены личные неимущественные права Анатольевой И.А.

Доводы истца о том, что по вине ответчика она была лишена гарантий и компенсаций, которые устанавливаются органами социальной защиты населения, допустимыми и достоверными доказательствами также не подтверждены.

Какие-либо дополнительные выплаты к пенсии за период пандемии с апреля по сентябрь 2020 года, о чем указано в иске, действующим законодательством предусмотрены не были, в связи с чем основания для взыскания в пользу истца выплат в общей сумме 18 000 руб. отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении требований Анатольевой И.А. о взыскании судебных издержек в сумме 25 000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что данное требование является производным и не подлежит удовлетворению, так как в иске Анатольевой И.А. отказано.

Однако, суд не учел, что заявленные Анатольевой И.А. ко взысканию судебные издержки в сумме 25 000 руб. были понесены последней на оплату услуг представителя по гражданскому делу, которое было рассмотрено Засвияжским районным судом г. Ульяновска 26.08.2019 (том 1, л.д. 221).

Из материалов дела также следует, что до подачи в суд настоящего иска Анатольева И.А. в 2020-2021 годах обращалась в Засвяижский районный суд г.Ульяновска с исковыми заявлениями о признании права на пенсию, взыскании судебных издержек.

Порядок разрешения судом вопросов о судебных расходах установлен ст. 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 1 ст. 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что  заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при отмене решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции принимает по делу новое решение либо определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения (статья 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по общему правилу не допускается.

Если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что решение суда первой инстанции, принятое только на основании признания иска ответчиком либо только в связи с истечением срока исковой давности или признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд, без исследования и установления иных фактических обстоятельств дела (часть 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), является незаконным и (или) необоснованным, то он на основании части 1 статьи 330 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменяет решение суда первой инстанции. В такой ситуации с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции оно подлежит направлению в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований.

Принимая во внимание приведенные выше нормы закона и разъяснений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования Анатольевой И.А. о взыскании судебных издержек в сумме 25 000 руб., которые по существу не рассматривались судом первой инстанции в рамках настоящего дела и подлежат рассмотрению по правилам ст. 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Таким образом, решение суда подлежит отмене; по делу надлежит принять новое решение, которым исковые требования Анатольевой И.А. удовлетворить частично; признать за Анатольевой И.А. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.02.2020; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице филиала № 4 назначить и выплатить Анатольевой И.А. досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.02.2020; требования Анатольевой И.А. о взыскании судебных расходов в сумме 25 000 руб. направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу; в удовлетворении остальной части исковых требований Анатольевой И.А. отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 29 ноября 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Анатольевой Ирины Александровны удовлетворить частично.

Признать за Анатольевой Ириной Александровной право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.02.2020.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице филиала № 4 назначить и выплатить Анатольевой Ирине Александровне досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.02.2020.

Требования Анатольевой Ирины Александровны о взыскании судебных расходов в сумме 25 000 руб. направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В удовлетворении остальной части исковых требований Анатольевой Ирине Александровне отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Засвияжский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.05.2023.