У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0025-01-2021-002074-22
Судья Калянова Л.А. Дело
№ 33а-1902/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 12
мая 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Буделеева В.Г.
при секретаре Каминской
Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного
учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Хабаровскому краю», Федеральной службы исполнения наказаний,
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю на
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 января 2023
года по делу № 2а-2011/2023, которым постановлено:
административные исковые требования
Шайдуллова Азата Зайдятовича удовлетворить частично.
Признать незаконными и нарушающими права
осужденного Шайдуллова Азата Зайдятовича действия (бездействие) федерального
казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний России по Хабаровскому краю» выразившиеся в необеспечении
в период с 01.06.2021 по 06.08.2021
Шайдуллова Азата Зайдятовича горячим водоснабжением в камере, где он
отбывает наказание.
Взыскать с Российской Федерации в лице
главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы
исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова
Азата Зайдятовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном
учреждении за период с 01.06.2021 по 06.08.2021 в размере 5000 (пять тысяч)
рублей.
В удовлетворении остальной части
административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича - отказать.
Решение суда в части
взыскания компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном
учреждении исполнению не подлежит.
Заслушав доклад
судьи Смирновой Ю.В., возражения
Шайдуллова А.З., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
Шайдуллов А.З. обратился в суд с
административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому
краю, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по
Ульяновской области о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании
компенсации за нарушение условий содержания при отбывании наказания.
Требования
мотивировал тем, что с 17.10.2017 он содержится в ФКУ ИК-6 УФСИН
России по Хабаровскому краю, где нарушаются его права на надлежащие условия
содержания в виде необеспечения горячим водоснабжением в камере его содержания.
Ссылаясь на принятые судами решения в части
необеспечения осужденных горячим водоснабжением при содержании в исправительных
учреждениях, просил суд признать действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России
по Хабаровскому краю по необеспечению его в камере содержания горячим
водоснабжением в период с 01.06.2021 по 06.08.2021 незаконным, взыскать
компенсацию в размере 30 000 руб.
К участию в деле в качестве административного
ответчика привлечено Управление Федерального казначейства по Ульяновской
области.
Решением
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 13.01.2022 административные
исковые требования Шайдуллова А.З. удовлетворены частично. Признаны незаконными
и нарушающими права осужденного Шайдуллова А.З. действия (бездействие) Федерального
казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Хабаровскому краю», выразившиеся в необеспечении в
период с 01.06.2021 по 06.08.2021
Шайдуллова А.З. горячим водоснабжением в камере, где он отбывает
наказание.
С Российской Федерации в лице главного
распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения
наказаний за счет казны Российской Федерации взыскана в пользу Шайдуллова А.З.
компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за
период с 01.06.2021 по 06.08.2021 в размере 5000 руб. В удовлетворении
остальной части административных исковых требований Шайдуллова А.З. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии
по административным делам Ульяновского областного суда от 27.04.2022 решение
суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ ИК 6 УФСИН России по Хабаровскому
краю, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии
по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от
16.11.2022 судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело
направлено на новое рассмотрение в Чердаклинский районный суд Ульяновской
области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России
по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России не
соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять новое решение об
отказе в удовлетворении требований административного истца.
Полагают, что выводы
суда основаны на неверном толковании норм материального права, не соответствуют
обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы
указывают, что на момент постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в
1994 г. система водоснабжения и канализации были запроектированы в соответствии
с «Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России», и в
соответствии с п.8.5 рабочей документации предусмотрен водопровод горячей воды
на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по
открытой схеме. Проектной документацией не предусмотрена непрерывная
круглогодичная подача горячего водоснабжения в камеры содержания.
Инструкция по
проектированию исправительных и специализированных учреждений
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации,
утвержденная приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-дсп и Свод Правил
308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной
системы. Правила проектирования», утвержденный приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, на
которые ссылается суд, не применяются при эксплуатации зданий исправительных
учреждений, спроектированных, построенных или реконструированных до вступления
в силу данных нормативно-правовых актов.
В исправительном
учреждении горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева холодной воды в
электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых.
При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки
постельных принадлежностей и нательного белья в учреждении имеется прачечная. В
камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники.
Действующее
законодательство не содержит норм, предписывающих исправительному учреждению
совершить действия, направленные на обеспечение осужденных горячим
водоснабжением в камерах, в которых они отбывают наказание.
Обращают внимание,
что в п.Эльбан, в котором находится ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю,
горячее водоснабжение отсутствует повсеместно. Администрация исправительного
учреждения неоднократно обращалась к Главе Эльбанского городского поселения
Амурского муниципального района по вопросу отсутствия горячего водоснабжения.
07.10.2021 в камеры и душевые исправительного учреждения началась подача
горячей воды. Однако решением руководства 28.02.2022 подача воды была
прекращена ввиду ее ненадлежащего качества.
Полагают, что
требование в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в
исправительном учреждении удовлетворено при недоказанности факта нарушения
условий содержания. Каких-либо негативных последствий, связанных с допущенными
административным ответчиком нарушениями, судом не установлено, в связи с чем
размер взысканной компенсации в сумме 5000 руб. является завышенным.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме Шайдуллова А.З., другие лица,
участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело
в отсутствие неявившихся лиц согласно
ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
приходит к следующему.
Задачами
уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются
регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение
средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов,
оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч.1 ст.1
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация
уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает
законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную
безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан
Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным,
уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч.ч.1 и
2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса
российской Федерации).
В соответствии со
ст.12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, введенной
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты», лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее
наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его
содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет
право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного
судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к
Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации
компенсации за такое нарушение.
Меры принуждения,
ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с
необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном
пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц,
подвергнутых таким мерам.
Под условиями
содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом
установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются
закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и
нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации права и обязанности указанных лиц (п.п. 2 и 3 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах,
возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с
нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного
содержания»).
О наличии нарушений
условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать в числе прочих
и невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены,
нарушение требований к качеству воды.
В соответствии с ч.1
ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
введенной в действие с 27.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О
внесении изменений в законодательные акты», лицо, полагающее, что нарушены
условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении,
одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями
содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения,
действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их
должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22
настоящего кодекса, может заявить требование о присуждении компенсации за
нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении.
Частью 2 ст.227.1
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено,
что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в
соответствии с ч.1 ст.227.1 данного кодекса, суд устанавливает, имело ли место
нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей,
содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность
нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии с
ч.ч.2 и 3 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных
свободы лиц, возлагается на административного ответчика - соответствующий орган
или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты,
обосновывающие их возражения.
В п.13 разъяснений
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных
дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах
принудительного содержания» указано, что административному истцу, прокурору, а
также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов
других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом
заявлении, а также при рассмотрении дела, представлять (сообщать) суду сведения
о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или
лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены,
либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы,
обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие
документы (в частности, описание условий содержания, медицинские заключения,
обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие
обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществляющих общественный
контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в
качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Как установлено по
делу, Шайдуллов А.З. осужден приговором Ульяновского областного суда от
16.06.2009 по ч.3 ст.33, п.п. «к, в» ч.2 ст.105, п.п. «а, б, з» ч.2 ст.105, ч.2
ст.222, ч.4 ст.162, ч.1 ст.30 п.п. «д, ж, з» ч.2 ст.105 Уголовного кодекса
Российской Федерации, окончательно на основании ч.3 ст.69, ч.5 ст.69
Уголовного кодекса Российской Федерации
к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной
колонии особого режима.
С 17.10.2017 административный истец содержится в ФКУ ИК-6 УФСИН России
по Хабаровскому краю.
Обращаясь с
настоящим административным иском, Шайдуллов А.З. ссылался на нарушение его прав
в связи с отсутствием горячей воды в камере его содержания в период с
01.06.2021 по 06.08.2021.
При этом, на
территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района
Хабаровского края, где территориально расположено ФКУ ИК-6 УФСИН России по
Хабаровскому краю, отсутствует централизованное горячее водоснабжение.
Проектом
строительства комплекса ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не было
предусмотрено строительство сетей горячего водоснабжения, функционирует
водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения.
В соответствии с данными, представленными ИК-6 УФСИН России по
Хабаровскому краю, в период с 01.09.2017 по 07.10.2021 горячее водоснабжение в
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствовало.
Газовая котельная
горячего водоснабжения, построенная ФГУП УС-27 ФСИН России по Хабаровскому краю
в 2012 г. в п.Эльбан для нужд колонии, не эксплуатируется со времени постройки
по причине демонтажа газового счетчика с корректором, панели оператора ТР3105Т.
07.10.2021, с началом отопительного сезона, в камеры и душевые началась
подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления
ООО «Шелтэк».
После подключения
горячего водоснабжения осужденные стали жаловаться на качество подаваемой воды,
в связи с чем ее подача в душевые была прекращена 25.11.2021. В камеры вода
продолжала подаваться, а помывка в душевых осуществлялась путем нагрева
холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1,5 кВт в
количестве 25 шт. 28.02.2022 руководством учреждения принято решение прекратить
подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью,
поскольку в ходе проведенной 24.02.2022 проверки ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Хабаровском крае» было выявлено превышение в воде содержания
железа и мутности воды в 10 раз.
В период с 01.09.2017 по 04.07.2022 осужденным
было разрешено использовать для нагрева воды электрокипятильники заводского
исполнения мощностью 0,5 кВт, а с 04.07.2022 по настоящее время -
электрокипятильники мощностью не более 0,6 кВт (один прибор на человека) и
электрические чайники заводского исполнения для коллективного использования
мощностью не более 2
кВт.
Принимая решение о
частичном удовлетворении требований административного истца, суд первой
инстанции посчитал установленным то обстоятельство, что в спорный период
Шайдуллов А.З. не был обеспечен в камере горячей водой, чем нарушены его права
на надлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Судебная коллегия не
может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на ненадлежаще
установленных обстоятельствах по делу и, как следствие, ненадлежащей оценке
обстоятельств по делу.
Имеющимися в деле
доказательствами не подтверждено нарушение прав административного истца в связи
с отсутствием горячего водоснабжения в камере его содержания.
Судом первой
инстанции необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что
осужденные имеют возможность пользоваться в камерах электрокипятильниками и
электрочайниками, что позволяет компенсировать отсутствие горячего
водоснабжения в камере.
Обстоятельств,
свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Шайдуллова
А.З. в связи с отсутствием горячей воды в камере содержания, нарушении
административными ответчиками его прав и свобод, включая право на уважение
достоинства личности, гарантированное ст.21
Конституции Российской Федерации и ст.3 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод, по делу не установлено.
Оснований для взыскания компенсации за нарушение условий
содержания Шайдуллова А.З. не имеется,
поскольку отсутствие в жилой камере ФКУ
ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где содержится административный истец, горячего
водоснабжения в месте умывания, при обеспечении горячей водой осужденного иным
способом, не может быть расценено как содержание в условиях унижающих
человеческое достоинство.
Доводы Шайдуллова
А.З. на наличие судебных решений в отношении других осужденных не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства по каждому делу
устанавливаются судом исходя из конкретных приведенных сторонами доводов и
представленных доказательств. Судебное решение, принятое по административному
делу по спору между другими сторонами, не имеет преюдициального значения для
разрешения настоящего спора.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение не может быть признано законным и
обоснованным и подлежит отмене в соответствии с ч.2 ст.310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, как постановленное при
неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного
дела,
Решение суда
подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении
административного иска Шайдуллова А.З. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 января 2023 года отменить.
Принять по делу
новое решение, которым в удовлетворении
административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича к федеральному
казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной
службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы
исполнения наказаний по
Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству
финансов Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными,
взыскании компенсации за нарушение условий содержания отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12.05.2023.