УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-006866-29
Судья Кузнецова
О.В.
Дело № 33-1676/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 апреля 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Камаловой Е.Я.,
судей Костенко А.П.,
Парфеновой И.А.,
при секретаре
Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 28 ноября 2022 года по гражданскому делу №
2-5041/2022, по которому постановлено:
исковые требования
Кузнецова Александра Георгиевича удовлетворить частично.
Обязать Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть
вопрос о предоставлении Кузнецову Александру Георгиевичу в аренду земельного
участка в границах Железнодорожного района МО «город Ульяновск», категория
земель: земли населенных пунктов; с основным видом разрешенного использования:
индивидуальное жилищное строительство, без проведения аукциона с учетом его
добросовестного поведения, нарушения его права на использование земельного
участка в соответствии с условиями договора аренды, осуществления ранее
реализации процедуры передачи истцу в
аренду земельного участка.
В удовлетворении
исковых требований в остальной части отказать.
Заслушав доклад
судьи Костенко А.П., пояснения представителя Кузнецова А.Г. – Кошурова Д.С.,
возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кузнецов А.Г. обратился в суд с иском к
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о
возложении обязанности предоставить земельный участок.
В обоснование исковых требований указал,
что на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды
земельного участка № *** от 21.09.2016 он являлся арендатором земельного
участка с кадастровым номером ***, площадью 795 кв.м, расположенного по адресу:
***.
Данный земельный участок был поставлен
на кадастровый учет 22.08.2016 в установленных границах согласно межевому плану
от 23.08.2016, подготовленному на основании постановления администрации г.
Ульяновска от 10.09.2015 № ***, схемы
расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Права
Кузнецова А.Г. на земельный участок были зарегистрированы в ЕГРН.
Решением Железнодорожного районного
суда г.Ульяновска от 16.03.2022 по делу № 2-133/2022 постановление
администрации г. Ульяновска от 10.09.2015 №*** об утверждении схемы
расположения земельного участка, площадью 795 кв.м, а также результаты
межевания указанного земельного участка признаны недействительными; сведения из
ЕГРН об указанном земельном участке исключены.
В результате нарушены его права.
Пользуясь указанным земельным участком длительный период времени намеревался
построить на нем объект индивидуального жилищного строительства, исправно вносил
арендную плату и другие расходы.
Считает, что он вправе требовать от
ответчика предоставления в аренду альтернативного земельного участка, в связи с
чем он обращался с заявлением к ответчику о предоставлении в аренду
альтернативного земельного участка, в удовлетворении которого ему было отказано
и указано на его право получить земельный участок в общем порядке.
Полагает, что такая позиция нарушает
его права и законные интересы, поскольку процедура передачи в аренду земельного
участка уже была реализована.
Истец просит суд обязать ответчика
предоставить ему на праве аренды земельный участок в границах Железнодорожного
района МО «город Ульяновск», категория земель: земли населенных пунктов с
основным видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное
строительство, с зачетом понесенных расходов в размере 17 381 руб. 43 коп.
в счет будущей арендной платы.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены администрации г. Ульяновска, Управления Росреестра по Ульяновской области,
ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области, кадастровый инженер Старочкина
Н.А., Ефимов В.Г., Тарасова Р.Г., Постолов П.А., Кузнецов М.Е.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит
отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований.
Не соглашается с
выводом суда относительно того, что
поскольку истец изначально
приобрел спорный земельный участок по результатам аукциона, следовательно,
процедура передачи истцу в аренду земельного участка по торгам уже была
реализована, истец утратил право на приобретение иного земельного участка.
Считает, что
указанный вывод суда противоречит нормам действующего законодательства,
поскольку предоставление земельного участка на основании статьи 34 Федерального
закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится
к общему порядку предоставления земельного участка и не исключает возможности
истца на повторное обращение в уполномоченный орган для представления иного
земельного участка.
Полагает, что судом
необоснованно не приняты во внимание доводы ответчика, что в соответствие с
действующим законодательством истец вправе приобрести земельный участок без
проведения торгов в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства,
ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта,
садоводства, гражданам и крестьянским хозяйством. Такое предоставление будет
осуществляться в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, о чем было сообщено истцу.
Кроме того, свободный
земельный участок истец может выбрать с использованием интерактивной карты на
официальном сайте ОГКУ «Региональный земельно - имущественный информационный
центр».
Также считает, что
судом не дана надлежащая оценка доводам ответчика, что установленный статьей
39.18 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности для
индивидуального жилищного строительства, направлен на обеспечение соблюдения
принципа конкуренции и недопущение представления лицу необоснованных
преимуществ.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Из материалов дела
следует, что 21.10.2016 между Департаментом государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области (арендодатель) и Постоловым П.А.
(арендатор) был заключен договор №*** аренды земельного участка,
государственная собственность на который не разграничена - с кадастровым номером *** на срок с
01.10.2016 по 15.08.2025. Указанный земельный участок был передан арендатору,
что подтверждается актом.
15.01.2019 Кузнецова
И.В., действующая на основании доверенности от имени Постолова П.И.
(арендатор), и Кузнецов М.Е. (новый арендатор) заключили соглашение о передаче
прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды.
29.01.2019
произведена государственная регистрация уступки права (аренды).
06.10.2020 Кузнецов
М.Е. (арендатор) и Кузнецов А.Г. (новый арендатор) заключили соглашение о
передаче прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды.
16.10.2020
произведена государственная регистрация уступки права (аренды).
Вступившим в
законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от
16.03.2022 по делу №2-133/2022 по иску Ефимова В.Г., Тарасовой Р.Г. к
администрации города Ульяновска, Кузнецову А.Г., Управлению Росреестра по
Ульяновской области, ФГБУ ФКП Росреестра, кадастровому инженеру Старочкиной
Н.А. о признании незаконными результатов межевания земельного участка, признании
недействительным постановления, исключении сведений о земельном участке исковые
требования удовлетворены частично. Постановление администрации города
Ульяновска от 10.09.2015 № *** об утверждении схемы расположения спорного
земельного участка площадью 795 кв.м, а также результаты межевания указанного
земельного участка признаны недействительными; исключены из ЕГРН сведения об
указанном земельном участке. Решение вступило в законную силу.
Удовлетворяя
частично исковые требования Кузнецова А.Г. об обязании Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть вопрос о предоставлении
Кузнецову А.Г. в аренду земельного участка в границах Железнодорожного района
МО «город Ульяновск», категория земель: земли населенных пунктов, с основным
видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, без
проведения аукциона, суд первой инстанции исходил из добросовестного поведения
истца, нарушения его права на использование земельного участка в соответствии с
условиями договора аренды, осуществления ранее реализации процедуры передачи истцу в аренду земельного
участка. При этом, как указывает суд,
установленная законом процедура передачи истцу в аренду земельного
участка уже была реализована.
Судебная коллегия не
может согласиться с данными выводами суда, исходя из следующего.
По общему правилу,
предусмотренному пунктом 1
статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ),
договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме
аукциона.
Согласно подпункту 15
пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без
проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для
индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в
границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и
крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским
(фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18
названного кодекса.
Пунктом 1
статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления
гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или
о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного
строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного
пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского
(фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления
земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления
крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в
срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений,
совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о
предоставлении земельного участка для указанных целей; принимает решение об
отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об
отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8
статьи 39.15 или статьей 39.16
данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5
статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня
опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских)
хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган
совершает одно из следующих действий: 1)
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора
аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление
заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ
испрашиваемого земельного участка; 2)
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного
участка в соответствии со статьей 39.15
данного кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит
образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом
«О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение
заявителю.
В силу пункта 7
статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со
дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских)
хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный
срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в
предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с
заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по
продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды
земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного
участка; либо решение об отказе в предварительном согласовании предоставления
земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном
согласовании предоставления земельного участка (в этом случае уполномоченный
орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение
его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного
участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для
целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления
земельного участка).
При этом приведенное
в норме данной статьи указание в извещении информации о праве граждан или
крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении
земельного участка для указанных в пункте 1 названной статьи целей, в течение
тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения
подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого
земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого
земельного участка не свидетельствует о возможности игнорирования установленной
процедуры предоставления участка в случае поступления заявления о безвозмездном
пользовании, принимая во внимание общий характер нормы, регламентирующей
предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства,
ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта,
садоводства.
По смыслу пункта 5
статьи 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании
предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в
течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного
участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе.
Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка
и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без
торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17
названного Кодекса, как определено в пункте 6
названной статьи.
В случае поступления
заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об
отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу,
обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование
испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по
продаже земельного участка (пункт 7
статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания
приведенных норм права следует, что земельный участок, находящийся в
государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для
индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу,
обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии,
что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный
участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на
указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в
аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Учитывая приведенные
нормы права, регламентирующие процедуру предоставления земельных участков для
индивидуального жилищного строительства гражданам, истец не лишен возможности повторно обратиться в
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о
предоставлении ему земельного участка в аренду, однако, при этом необходимо
соблюсти условия предоставления земельного участка, регламентированные ст.
39.18 ЗК РФ.
При этом вывод суда
о том, что истец является добросовестным пользователем земельного участка,
нарушены его права на использование земельного участка в соответствии с
условиями договора аренды, осуществления ранее реализации процедуры передачи истцу в аренду земельного
участка; установленная законом процедура
передачи истцу в аренду земельного участка уже была реализована, судебная
коллегия полагает необоснованным,
поскольку Земельным кодексом РФ четко регламентирована процедура
наделения граждан земельными участками. При этом оснований для предоставления
истцу земельного участка по договору аренды без проведения аукциона указанные
выше нормы права не содержат.
При таких обстоятельствах решение суда первой
инстанции подлежит изменению. При этом абзац 2 резолютивной части решения суда
первой инстанции следует изложить в новой редакции: обязать Министерство имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть вопрос о предоставлении
Кузнецову Александру Георгиевичу в аренду земельного участка в границах
Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск».
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского
процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2022 года изменить.
Изложить абзац 2
резолютивной части решения в новой редакции: Обязать Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть вопрос о
предоставлении Кузнецову Александру Георгиевичу в аренду земельного участка в
границах Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск».
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено
25.04.2023.