Судебный акт
О ликвидации свалки
Документ от 03.05.2023, опубликован на сайте 11.05.2023 под номером 105992, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2022-001258-61

Судья Бирюкова М.В.                                                                   Дело № 33а-2012/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                       3 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Буделеева В.Г.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 1 декабря 2022 года по делу № 2а-819/2022, по которому постановлено:      

административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на землях лесного фонда в выделе       23 квартала 13 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области ликвидировать место захламления отходами, находящееся на землях лесного фонда в выделе 23 квартала 13 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества с координатами 54°13´08.5´´,  48°34´50.7´´.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее - Минприроды Ульяновской области) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование требований указано, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка доводов, изложенных в обращении по вопросу размещения несанкционированной свалки в государственном лесном фонде, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Минприроды Ульяновской области.

Установлено, что на земельном участке территории государственного лесного фонда (выдел 23 квартала 13 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества) размещены отходы в виде бочек в количестве 4 шт., что подтверждается актом осмотра Минприроды Ульяновской области от 05.07.2022.

По выявленным нарушениям, 04.08.2022 в адрес Минприроды Ульяновской области внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого до настоящего времени действенных мер по ликвидации места несанкционированного складирования отходов не принято.

В нарушение требований законодательства Минприроды Ульяновской области не предпринято надлежащих действенных мер по охране и защите лесов, не исключены факты захламления отходами производства и потребления территории лесов, захламление земель лесного фонда, место несанкционированного захламления отходов в лесу до настоящего времени не ликвидировано, что создает угрозу загрязнения почвы, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, возложить обязанность ликвидировать место захламления отходами, находящееся на землях лесного фонда в выделе 23 квартала 13 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Ссылаясь на Правила санитарной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации  от 09.12.2020 № 2047, Земельный и Лесной кодексы Российской Федерации, постановление Конституционного суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, полагает, что очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным или противопожарным мероприятиям. Выводы суда о том, что положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области предусмотрена обязанность Министерства по ликвидации твердых коммунальных отходов на лесных участках, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В области обращения с отходами производства и потребления Министерство осуществляет государственный контроль (надзор) в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) в соответствии с                      п.2.9 Положения, при этом редакция п.2.9 Положения с полномочиями Министерства по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО утратила силу 15.07.2020.

Указывает, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, является Рослесхоз.

Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок на землях государственного лесного фонда.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура просит  решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции   лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, природоохранной прокуратурой при проведении проверочных мероприятий установлены нарушения лесного законодательства в части неисполнения Министерством  природных ресурсов и экологии Ульяновской области требований об охране и защите лесов.

В ходе проведенных Ульяновской межрайонной  природоохранной прокуратурой проверочных мероприятий установлен факт размещения несанкционированной свалки.

Указанная свалка расположена в выделе 23  квартала 13 Красноярского  участкового лесничества, на земельном участке, относящемся к землям лесного фонда (координаты 54°13´08.5´´,  48°34´50.7´´).

В ходе проверки собственника отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаков, указывающих на их происхождение к конкретному лицу. Территория, на которой размещены отходы, свободна от аренды.

Указанные обстоятельства установлены в ходе судебного разбирательства и не оспаривались сторонами.

Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам                      (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П, от 07.06.2000 № 10-П, от 02.06.2015 № 12-П).

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст.ст.13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, в лесах не допускается, в том числе загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

При этом положения ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации). Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно ст.ст.1, 4 Федерального закона от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений и в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена как ст.91 Земельного кодекса Российской Федерации, так ст.5.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.1999  № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором определена возможность передачи соответствующих полномочий федеральными законами.

При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в                 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В силу Положения о Министерстве природных ресурсов  и экологии  Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской  от 06.07.2018 № 16/299-П, Министерство является органом исполнительной власти Ульяновской области, обладает исполнительно-распорядительными и надзорными полномочиями, отнесенными к его ведению.

Пунктом 1.1 Положения на Министерство природных ресурсов  и экологии Ульяновской области  возложена государственная функция «управление в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Министерстве природных ресурсов  и экологии Ульяновской области задачами Министерства является осуществление  на землях лесного фонда федерального государственного лесного  контроля (надзора) и лесной  охраны.

Утрата с 01.10.2016 силы нормы ст.55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов, которые в силу ст.ст.60.2 и 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации включают в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов, в том числе проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, а также иные меры санитарной безопасности в лесах.

Введенная с 01.03.2017  норма ч.3 ст.60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (выполнение мер по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, в том числе посредством рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию) осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный региональный орган государственной власти.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области,  как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, наделено всеми необходимыми полномочиями для организации деятельности по ликвидации свалок отходов производства и потребления на территории лесного фонда, образовавшихся в результате неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, неосуществление же данной деятельности свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны Министерства и о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на него обязанности организовать ликвидацию свалки отходов на территории земель лесного фонда.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал им верную правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 1 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 04.05.2023.