Судебный акт
Административный надзор
Документ от 03.05.2023, опубликован на сайте 05.05.2023 под номером 105959, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2023-000561-88

Судья Степанова О.А.                                                                    Дело №33а-2259/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             3 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Жаднова Ю.М., Смирновой Ю.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ковалева Ильи Сергеевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 марта 2023 года по делу №2а-634/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Ковалева Ильи Сергеевича удовлетворить частично.

Установить в отношении Ковалева Ильи Сергеевича административный надзор на срок погашения судимости, то есть на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и следующие административные ограничения:

- являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц; 

- не пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности, и случаев обращения за медицинской помощью;

- не выезжать за пределы территории Республики Башкортостан, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности;

- не посещать места проведения массовых, культурно-массовых мероприятий.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки                     Ковалева И.С. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., заключение прокурора   Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

установила:

 

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Ковалева И.С.

В обоснование требований указано, что Ковалев И.С. осужден Кировским районным судом г.Уфы Республики Башкортостан по ч.2 ст.135 УК РФ к 3 годам    4 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима с лишением права заниматься педагогической деятельностью сроком 2 года. Начало срока – 17.11.2021, конец срока – 28.06.2023.

Ковалев И.С. отбывает наказание в облегченных условиях, вину по приговору признал частично, за время отбывания наказания в виде лишения свободы имеет 4 поощрения, 3 взыскания, которые в настоящее время погашены в установленном законом порядке.

Исходя из того, что Ковалев И.С. совершил преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего лица, не достигшего 14-летнего возраста, руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011               №64-ФЗ «Об административном  надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» исправительное учреждение просило установить административный надзор в отношении Ковалева И.С. на срок, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и ограничения: 4 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрет на выезд за пределы территории Республики Башкортостан; запрет на посещение мест проведения массовых и культурно-массовых мероприятий.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ковалев И.С. не соглашается с решением суда, просит снизить количество явок в органы внутренних дел для регистрации до одного раза в неделю, поскольку это влечет для административного ответчика транспортные расходы. Также, ссылаясь на право беспрепятственного перемещения по территории Российской Федерации во время отпуска, просит отменить запрет на выезд за пределы Республики Башкортостан. Считает оспариваемые ограничения чрезмерно суровыми и необоснованными.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся  лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Ковалев И.С. осужден приговором Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06.09.2021            (с учетом апелляционного определения от 17.11.2021) по ч. 2 ст. 135 УК РФ за совершение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, развратных действий без применения насилия, в отношении лица, достигшего двенадцатилетнего возраста, но не достигшего четырнадцатилетнего возраста,      к 3 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься педагогической деятельностью,  сроком 2 года. Конец срока –28.06.2023.

За период отбывания наказания Ковалев И.С. зарекомендовал себя как осуждённый, который трудоустроен, имеет 4 поощрения, 3 взыскания, которые в настоящее время погашены в установленном законом порядке. Отбывает наказание в облегченных условиях содержания.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик является совершеннолетним лицом, гражданином Российской Федерации, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, в связи с чем указал на наличие правовых оснований для установления в отношении него административного надзора для предупреждения совершения им преступлений и правонарушений.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

Как правильно установлено судом и не оспаривается сторонами по делу, Ковалев И.С. был осужден за такое преступление.

Таким образом, исходя из приведенных выше требований закона применительно к рассматриваемому административному делу, установление в отношении Ковалева И.С. административного надзора является правомерным.

Срок административного надзора и виды административных ограничений были определены судом с учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, его поведения за период отбывания наказания, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Как следует из руководящих разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017     № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», часть 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил как районному суду, так и суду апелляционной инстанции доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.

Оснований для исключения каких-либо административных  ограничений, установленных в отношении Ковалева И.С., судебная коллегия не усматривает, полагает, что установленный судом административный надзор обеспечит профилактическое воздействие на административного ответчика, будет способствовать предупреждению совершения противоправных действий. 

Административные ограничения соответствуют закону и тяжести совершенного административным ответчиком преступления, вопреки доводам жалобы, определены с учетом личности поднадзорного лица.

Установление административного надзора не является дополнительным наказанием, его цель - предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Установленные в отношении Ковалева И.С. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие Конституции РФ, международным договорам о правах человека, действующему федеральному законодательству, поскольку они установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017    № 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Ковалев И.С. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

Решение суда является правильным и отмене, изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                   9 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалева Ильи Сергеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.04.2023.