Судебный акт
Понуждение к ремонту дорог
Документ от 25.04.2023, опубликован на сайте 05.05.2023 под номером 105876, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие администрации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2022-008428-43

Судья Лисова Н.А.                                                                            Дело №33а-1944/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           25 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Буделеева В.Г., Смирновой Ю.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от           13 декабря 2022 года по делу №2а-4980/2022, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска выразившееся в неисполнении возложенных обязанностей по содержанию муниципальных автомобильных дорог по 1-му пер. Агрономический в г. Ульяновске, участка дороги, проходящего вдоль домов № 55а и № 57 по ул. Октябрьская в г.Ульяновске, а также участка дороги, проходящего от ГСК «Высотный» до дома № 7 по ул. Фруктовая в г. Ульяновске.

Обязать  администрацию города Ульяновска  принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности участок дороги, проходящий от ГСК «Высотный» до дороги вдоль дома №;7 по ул. Фруктовая в г.Ульяновске, протяженностью 130 метров.

Обязать администрацию города Ульяновска в соответствии с требованием п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 устранить сплошное разрушение дорожного покрытия (выбоины) на всем протяжении участка дороги (130 метров), проходящего от ГСК «Высотный» до дороги вдоль дома № 7 по ул. Фруктовая в г. Ульяновске.

Обязать администрацию г. Ульяновска в соответствии с требованием п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 устранить дефекты дорожного покрытия в виде сплошного разрушения (выбоины, просадки) на участке дороги, проходящего вдоль домов № 55а и № 57 по ул. Октябрьская в г. Ульяновске, на всем его протяжении (60 метров).

Обязать администрацию города Ульяновска в соответствии с требованием п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 устранить дефекты дорожного покрытия в виде сплошного разрушения (выбоины, просадки) на всем протяжении дороги по 1-му пер. Агрономический в г. Ульяновске (160 метров).

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов пользователей автомобильных дорог, возложении обязанности устранить нарушения прав.

В обосновании административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению Галицкова А.В. было установлено, что участок дороги, проходящий от ГСК «Высотный» до ул. Фруктовая в г. Ульяновске, в реестре муниципальной собственности г. Ульяновска не числится, в оперативное управление Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска не передавался.

Кроме того, в ходе выезда 01.09.2022 прокуратурой района с привлечением специалиста было выявлено, что на всем протяжении вышеуказанная дорога имеет дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия (выбоин).

Прокуратурой района также были установлены нарушения требований государственных стандартов в деятельности администрации г. Ульяновска в сфере обеспечения безопасности дорожного движения по обращениям Исаева А.С. и Валеева И.Ж. Проверочные мероприятия прокуратурой района были проведены 01.09.2022 также с участием вышеуказанных специалистов.

Так, по обращению Исаева А.С. установлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 участок дороги, проходящий вдоль домов № 55а и № 57 по                       ул. Октябрьская в г. Ульяновске, на всем протяжении имеет дефекты дорожного покрытия в виде сплошного разрушения (выбоины, просадки).

Аналогичное нарушение закона установлено прокуратурой района и по обращению Валеева И.Ж. при проверке эксплуатационного состояния дороги по 1-му пер. Агрономический в г. Ульяновске.

Кроме того, в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» дорога по 1-му пер. Агрономический в г. Ульяновске не имеет тротуаров.

Ранее прокуратурой района главе города Ульяновска 05.09.2022 внесено обобщенное представление об устранении вышеназванных нарушений закона.

Согласно полученному ответу администрации г. Ульяновска с данными нарушениями ответчик согласен. Вместе с тем, до настоящего времени меры к их устранению не приняты.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в неисполнении возложенных на нее обязанностей по содержанию муниципальных автомобильных дорог по 1-му пер. Агрономический в   г. Ульяновске, участка дороги, проходящего вдоль домов № 55а и № 57 по                ул. Октябрьская в г. Ульяновске, а также участка дороги, проходящего от               ГСК «Высотный» до дома № 7 по ул. Фруктовая в г. Ульяновске. Обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности администрации г. Ульяновска участок дороги, проходящий от ГСК «Высотный» до дороги вдоль дома № 7 по ул. Фруктовая в г. Ульяновске, протяженностью               130 метров. Обязать администрацию г. Ульяновска в соответствии с требованием       п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 устранить сплошное разрушение дорожного покрытия (выбоины) на всем протяжении участка дороги (130 метров), проходящего от         ГСК «Высотный» до дороги вдоль дома № 7 по ул. Фруктовая в г. Ульяновске. Обязать администрацию г. Ульяновска в соответствии с требованием п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 устранить дефекты дорожного покрытия в виде сплошного разрушения (выбоины, просадки) на участке дороги, проходящего вдоль домов № 55а и № 57 по ул. Октябрьская в г.Ульяновске, на всем его протяжении (60 метров). Обязать администрацию г.Ульяновска в соответствии с требованием п. 5.2.4 ГОСТ Р       50597-2017 устранить дефекты дорожного покрытия в виде сплошного разрушения (выбоины, просадки) на всем протяжении дороги по 1-му пер. Агрономический в       г. Ульяновске (160 метров). Обязать администрацию г.Ульяновска в соответствии с требованием п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 произвести строительство тротуаров на всем протяжении дороги по 1-му пер. Агрономический в г.Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области,  Валеев И.Ж., Исаев А.С., ГСК «Высотный», УМС администрации  г.Ульяновска, МБУ «Дорремстрой».

Определением суда от 13.12.2022 производство по административному делу по административному иску прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска в части требований об обязании  в соответствии с требованием п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 произвести строительство тротуаров на всем протяжении дороги по 1-му                 пер. Агрономический в г. Ульяновске (160 метров) прекращено в связи с отказом от административного иска в данной части.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что распоряжением Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска от 29.12.20117 №34 утверждено муниципальное задание МБУ «Дорремстрой» на 2023 и плановый 2024 и 2025 годы на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории города Ульяновска.

МБУ «Дорремстрой» производит ямочный ремонт автомобильных дорог в соответствии с планом-графиком, с учетом их технической категории, одномоментное выполнение ремонтных работ на улично-дорожной сети МО «город Ульяновск» невозможно.

Данные автомобильные дороги относятся к 4 технической категории. В первую очередь ремонт производится на дорогах с наибольшей проходимостью, относящихся к высшей, 1 и 2 категориям.

Обращает внимание, что администрация города Ульяновска решает вопросы местного значения в рамках лимитов финансирования бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области указывает, что в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области, ведение которого осуществляет Министерство, сведения об объектах недвижимости – участок дороги, проходящий вдоль домов №№55а и 57 по ул.Октябрьской в г.Ульяновске, участок дороги, проходящий от ГСК «Высотный» до ул.Фруктовая в г.Ульяновске, отсутствуют. Сообщает, что в компетенцию Министерства не входит управление и распоряжение региональными и межмуниципальными автомобильными дорогами.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003                    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003   № 131-ФЗ вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50 приведенного Закона).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ             «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2011  №257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2011 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Периодичность проведения диагностики один раз в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке (пункты 3 ,4 ,5 Приказа Минтранса России от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка по обращению Галицкова А.В. (представитель ГСК «Высотный»), по результатам котороу установлено, что участок дороги, проходящий от ГСК «Высотный» до ул. Фруктовая в г. Ульяновске, в реестре муниципальной собственности г. Ульяновска не значится, в оперативное управление Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска не передавался.

Кроме того, в ходе выезда 01.09.2022 прокуратурой района с привлечением специалиста центра дорожного и технического надзора, пропаганды БДД Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области установлено, что вышеуказанная дорога в нарушение требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении имеет дефекты в виде сплошного разрушения дорожного покрытия (выбоин).

Прокуратурой района также были установлены нарушения требований государственных стандартов в деятельности администрации г. Ульяновска в сфере обеспечения безопасности дорожного движения по обращениям Исаева А.С. и Валеева И.Ж. Проверочные мероприятия прокуратурой района были проведены 01.09.2022 также с участием вышеуказанных специалистов.

Так, по обращению Исаева А.С. установлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 участок дороги, проходящий вдоль домов № 55а и № 57 по                       ул. Октябрьская в г. Ульяновске, на всем протяжении имеет дефекты дорожного покрытия в виде сплошного разрушения (выбоины, просадки).

Аналогичное нарушение закона установлено прокуратурой района и по обращению Валеева И.Ж. при проверке эксплуатационного состояния дороги по 1-му пер. Агрономический в г. Ульяновске.

Согласно п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017                   № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Установив указанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация   г. Ульяновска обязана зарегистрировать право муниципальной собственности на спорную дорогу, привести её в соответствие с эксплуатационными требованиями, предусмотренными п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

В суде первой инстанции административным ответчиком не оспаривался факт нахождения дорог на территории г. Ульяновска.

Спорные участки дорог в силу закона являются дорогами местного значения.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона№257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку безопасность участников дорожного движения и жителей города не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета или выполнение иных обязательств не должны освобождать административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.04.2023.