Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 11.04.2023, опубликован на сайте 28.04.2023 под номером 105858, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2022-007555-96

Судья Грачева Т.Л.                                                                              Дело № 33-1700/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     11 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 декабря 2022 года по гражданскому делу №2-5565/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Сафонова Вячеслава Андреевича удовлетворить частично.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Сафонова Вячеслава Андреевича благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Ульяновске.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Сафонов В.А. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда, взыскании судебной неустойки.

Иск мотивирован тем, что Сафонов В.А., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск».

04.05.2022 он был включен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения в МО «город Ульяновск».

19.05.2022 он обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее Министерство) с заявлением об обеспечении жилым помещением на территории муниципального образования «город Ульяновск». Указанное заявление было зарегистрировано под номером 1574.

28.06.2022 от ответчика поступила информация о том, что фактический номер истца в реестре 1186.

Жильем до настоящего времени не обеспечен.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, выразившееся в необеспечении его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, обязать ответчика обеспечить его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Ульяновске Ульяновской области в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу. На случай неисполнения решения суда просил также взыскивать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в свою пользу судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда по дату обеспечения жилым помещением.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области выражает несогласие с вынесенным решением в части возложения на него обязанности по обеспечению истца специализированным жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске Ульяновской области,  просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот принимаются последовательные и объективные меры. Исходя из доведенного финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области. Однако, вследствие недостаточного финансирования на приобретение жилых помещений для предоставления нуждающейся категории лиц в Ульяновской области образовалась очередь.

Доведенные до Министерства лимиты на 2022 год, наличие 1940 детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не позволяют обеспечить  Сафонова В.А. жилым помещением в текущем году. Для целей обеспечения истца специализированным жилым помещением в разумный срок необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов.

Отмечает, что Министерством принимаются все возможные меры по реализации регионального законодательства Ульяновской области, направленного на обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Также прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.

Полагают, что выводы суда об обязании Министерства обеспечить истца благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, не соответствуют обстоятельствам рассмотренного дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Сафонова В.А. – Синицина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сафонов В.А., ***2003 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истца - С*** и С*** решением Заволжского районного суда города Ульяновска от ***2020 лишены родительских прав (л.д. 23‑33).

Согласно сведений Росреестра Сафонов В.А. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 48).

Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 04.05.2022 Сафонов В.А. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированным жилым помещением (л.д. 32), однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, доказательств обратного не представлено.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного Сафоновым В.А. иска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Порядок предоставления жилых помещений специализированного  государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П.

Согласно пункту 3 Порядка специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  специализированными жилыми помещениями (далее - список), сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).

Для предоставления специализированных жилых помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.

Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому предоставляется  специализированное жилое помещение, о принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления договора.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые помещения.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному обоснованному выводу об удовлетворении требований Пугатова В.С.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании закона, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.04.2023.