Судебный акт
О признании права собственности на квартиру
Документ от 04.04.2023, опубликован на сайте 25.04.2023 под номером 105843, 2-я гражданская, о признании права собственности на комнату в общежитии в порядке приватизации, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

О приватизации жилого помещения

Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 28.09.2023 под номером 108394, 2-я гражданская, о признании права собственности на комнату в общежитии в порядке приватизации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2022-004239-44

Судья Таранова А.О.                                                                       Дело № 33-1532/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   4 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Парфеновой И.А., Костенко А.П.,

при секретаре Юшиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-2813/2022, по которому постановлено:

исковые требования Прахина Андрея Анатольевича удовлетворить.

Признать за Прахиным Андреем Анатольевичем право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***.

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., пояснения Прахина А.А., Прахиной М.А., представителя УФСИН России по Ульяновской области Алеева М.Р., полагавших решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прахин А.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Ульяновской области о признании права собственности на квартиру.

В обоснование исковых требований указал, что 25 октября 2019 г. ему и членам его семьи выделена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу:     *** на основании договора социального найма жилого помещения № *** от 25 октября 2019 г.

В марте 2022 года он обратился в УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о передаче ему в собственность указанного жилого помещения, в чем ему было отказано.

В сентябре 2022 года он обратился в МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области с аналогичным заявлением, в ответе на которое было указано, что правом на распоряжение имущества наделено УФСИН России по Ульяновской области.

Отказ УФСИН России по Ульяновской области является незаконным.

Истец просил признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация города Ульяновска, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области, АО «Имущественная корпорация Ульяновской области», Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Прахин Д.А., Прахина М.А., ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывает, что спорное жилое помещение не подлежит отчуждению, поскольку имеет статус служебного, что исключает возможность передачи его в собственность.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Прахин А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что между УФСИН России по Ульяновской  области (наймодатель) и Прахиным А.А. (наниматель) заключен договор социального найма № *** от 25 октября 2019 г., по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи (супруга Прахина М.А., сын Прахин Д.А.) в бессрочное владение и пользование двухкомнатную квартиру, находящуюся в федеральной собственности и закрепленную на праве оперативного управления за наймодателем, общей площадью 55,5 кв.м, по адресу: ***, для проживания в ней.

Прахин А.А. обратился в УФСИН России по Ульяновской  области с заявлением о приватизации указанной квартиры, однако ему было отказано со ссылкой на часть 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Прахин А.А. обратился с аналогичным заявлением в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан  и Ульяновской области. В ответе на данное заявление указано, что мероприятия по распоряжению имуществом уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России.

Удовлетворяя исковые требования Прахина А.А., суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира является федеральной собственностью,  передана УФСИН России по Ульяновской  области на праве оперативного управления, истец занимает жилое помещение на основании договора социального найма, ранее участия в приватизации не принимал, оснований, предусмотренных статьёй 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», препятствующих передаче жилого помещения в собственность граждан, по делу не установлено.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может.

Как следует из выписки из ЕГРН от 16 августа 2016 г., предоставленной в суд первой инстанции МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, квартира, расположенная по адресу: ***, находится в собственности Российской Федерации, право собственности зарегистрировано 16 августа 2016 г. На указанное жилое помещение установлено ограничение (обременение) – служебное помещение специализированного жилищного фонда (л.д. 106).

Изначально данная квартира находилась в оперативном управлении ФСБ России по Ульяновской области, 19 апреля 2018 г. квартира была передана в оперативное управление УФСИН России по Ульяновской области (л.д. 67-69).

УФСИН России по Ульяновской области 8 ноября 2019 г. обращалось в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области для согласования договоров социального найма жилых помещений, в том числе, спорной квартиры (л.д. 131).

В ответе на данное обращение МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области указало, что Положением о МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 г. № 458, не установлено согласование договоров социального найма жилых помещений, закрепленных на соответствующем вещном праве (л.д. 130).

Из имеющегося в материалах дела ответа Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на запрос суда следует, что жилое помещение по адресу: *** в реестре муниципального имущества администрации города не значится, Прахин А.А. с заявлением о передаче жилого помещения в собственность в администрацию города Ульяновска, в Управление не обращался, какие-либо документы, подтверждающие занятие жилого помещения на условиях договора социального найма, истцом в Управление не предоставлялись (л.д. 92).

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.        № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Применение положений статьи 7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.

Однако, как следует из материалов дела, спорная квартира в собственность муниципального образования город Ульяновск не передавалась, в реестре муниципального учреждения никогда не числилась и не числится, доказательств снятия с квартиры статуса специализированного жилищного фонда в материалах дела не имеется.

Статьёй 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 указанного выше Закона).

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин один раз имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.

Вместе с тем, доказательств того, что спорное помещение находится в соответствующем фонде социального использования, не имеется.

При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.

Таким образом, решение суда не может быть признано законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Прахина А.А. к УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России о признании права собственности на указанную выше квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Прахина Андрея Анатольевича к УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России о признании права собственности квартиру, расположенную по адресу: ***, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 апреля 2023 г.