УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-007537-53
Судья Кузнецова О. В.
Дело № 33-1830/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Завгородней Т.Н.,
при секретаре Абдрахмановой
Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.
Ульяновска от 19 декабря 2022 года по делу № 2-5557/2022, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Засвияжского района
г.Ульяновска в интересах Абакумовой Ольги Анатольевны удовлетворить частично.
Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской
области обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу
по транспортировке инвалида-*** Абакумовой Ольги Анатольевны до места получения
медицинской помощи для процедуры *** в г.Ульяновске и обратно в соответствии с
графиком лечения.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу Абакумовой Ольги Анатольевны компенсацию морального вреда в размере
5000 руб.
В удовлетворении исковых требований в остальной части
отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Засвияжского района г.Ульяновска в интересах
Абакумовой О.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения
Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности
организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до
места получения медицинской помощи и обратно, взыскании компенсации морального
вреда. В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения
законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной
медицинской помощи населению было выявлено бездействие Министерства
здравоохранения Ульяновской области, которое не осуществляет необходимые меры
для обеспечения доступности медицинской помощи, в результате чего инвалид ***
группы Абакумова О.А., нуждающаяся в проведении процедуры ***, вынуждена за
счет личных средств самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать
медицинский центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г.Ульяновск, Московское
шоссе, д.51А, чтобы получить жизненно необходимое лечение. Просил суд обязать Министерство
организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке
Абакумовой О.А. до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры
*** в г.Ульяновске и обратно в соответствии с графиком лечения, взыскать с
Министерства в пользу Абакумовой О.А. компенсацию морального вреда в размере 20
000 руб.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора ГУЗ «Городская поликлиника № 4» и, рассмотрев
спор по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывает, что Абакумова О.А. в оказании скорой
медицинской помощи, в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается,
медицинская помощь оказывается в плановом режиме, при этом необходимости в ее
экстренной доставке не имеется. Другие основания для ее доставки транспортом
медицинской организации для получения *** в лечебное учреждение, действующим
законодательством не предусмотрены. Бесплатная медицинская услуга по
транспортировке в медицинскую организацию при амбулаторном лечении законом не
предусмотрена, является нецелевым расходованием бюджетных средств. В
соответствии с действующим законодательством доставка пациента к месту лечения
и обратно является транспортной, а не медицинской услугой. Считает, что взысканный судом в пользу истца размер
компенсации морального вреда завышен и не соответствует принципу разумности и
соразмерности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор считает решение суда законным и
обоснованным.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Абакумова О.А., проживающая по адресу: ***,
является инвалидом ***, инвалидность установлена ***.2016 бессрочно (л.д. 12,
13).
Абакумова О.А. страдает ***, в связи с чем с 04.10.2013 ей показано
проведение *** (л.д. 12).
Заместительную почечную терапию методом *** Абакумова О.А. получает в ООО
«Фрезениус Нефрокея» по адресу: г.
Ульяновск, Московское шоссе, д. 51А (л.д. 12).
Прокурор, ссылаясь на то, что Абакумова О.А. по состоянию здоровья не
может самостоятельно добраться до места прохождения лечения и обратно без
посторонней помощи, в том числе с использованием общественного транспорта,
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические
обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям,
руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия
не усматривает.
Частью 1 ст. 13
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» установлено, что оказание квалифицированной медицинской
помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи.
Отношения, возникающие
в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 19
Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в
гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи.
Статья 2
Федерального закона № 323-ФЗ определяет медицинскую помощь как комплекс
мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и
включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинскую услугу - как
медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных
на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую
реабилитацию (статья 2).
Одним из принципов
охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ
является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в
том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к
месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской
организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп
населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными
возможностями передвижения (статья 10 Федерального закона № 323-ФЗ).
К полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны
здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской
Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской
помощи (подп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона
№ 323-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 83
Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам
специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств
обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов
субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в
части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы
обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в
структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в
территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных
ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным
федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не
включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также
расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи,
предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных
источников в соответствии с данным Федеральным законом.
На основании ч. 11
ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания
медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным Федеральным
законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи.
Решение вопросов
организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской
Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно
подп. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно
за счет средств субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012
№ 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к
специализированной медицинской помощи.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от
13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи
населению Российской Федерации» диализ является основным методом
заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни
больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и
относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в
амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
На основании п. 2.4 Территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской
области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной
постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П,
специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных
условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии
с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской
помощи, включая немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской
реабилитации, в том числе физиотерапевтические методы лечения, лечебную
физкультуру, массаж и другие. Специализированная медицинская помощь включает в
себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в
период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования
специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую
реабилитацию.
Пунктом 5.8 указанной Территориальной программы предусмотрено, что за
счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться
финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а
также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной
недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения
медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной
терапии, и обратно.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения
Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской
области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сфере охраны здоровья.
В сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения
Ульяновской области, в том числе: разрабатывает, вносит на утверждение
Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного
медицинского страхования (подп. 3 п. 2.1 Положения); обеспечивает контроль за
выполнением Территориальной программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
Ульяновской области (подп. 5 п. 2.1 Положения); создает в пределах компетенции,
определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития
медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (подп. 7 п. 2.1
Положения); организует оказание населению Ульяновской области первичной
медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской
помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (подп. 8
п. 2.1 Положения).
Руководствуясь приведенными выше положениями закона, суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по организации оказания
медицинской помощи в виде терапии *** возложена на субъект Российской Федерации
– Ульяновскую область в лице его уполномоченных органов, в данном случае – на
Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что услуга по транспортировке больных, нуждающихся
в процедуре гемодиализа, не является медицинской услугой, несостоятельны.
Специфика
заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость
обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие
указанную медицинскую услугу.
Утверждения в жалобе о том, что выделяемые Министерству средства являются
целевыми и не могут быть использованы на иные нужды, в том числе на
транспортировку больных для оказания специализированной медицинской помощи не
могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат положениям ч.
2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ, а также полномочиям Министерства по
организации оказания населению Ульяновской области специализированной
медицинской помощи.
Правильным является решение суда и в части взыскания с
ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.
Пунктом
1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и
здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя,
деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища,
личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания
и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага,
принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и
непередаваемы иным способом.
Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред
(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные
неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной
компенсации указанного вреда.
При
определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание
степень вины
нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также
учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с
индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского
кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется
в денежной форме (пункт 1).
Размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости.
Характер
физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего (пункт 2).
Исходя из предназначения социального
государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством,
должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку,
включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать
благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности
условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами
нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное
обеспечение, осуществляемое в том числе в виде предоставления инвалидам
медицинских услуг, может порождать право таких граждан на компенсацию
морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно
связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Руководствуясь положениями статей 150,
151
Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что
в связи с необеспечением права истца на
доступность медицинской помощи, ему были причинены нравственные страдания,
пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства
в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени
страданий истца, являющейся инвалидом ***, не имеющей возможности передвигаться
самостоятельно без ***, ее индивидуальные особенности, возраст и состояние
здоровья, а также статус ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том,
что взысканный с ответчика в пользу истца размер компенсации морального вреда
является разумным и справедливым.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда
первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 декабря 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 19.04.2023.