УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0025-02-2023-000003-09
Судья Калянова Л.А.
Дело № 33-1856/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
18 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В.,
Лифановой З.А.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 31 января 2023 года по делу №
2-2035/2023, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Старомайнского района
Ульяновской области удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального образования
«Старомайнский район» Ульяновской области обеспечить финансирование
муниципальной казенной общеобразовательной организации Новиковская СШ
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области для
оборудования при входе в здание образовательного учреждения по адресу:
Ульяновская область, Старомайнский район, с.Новиковка, ул.Придорожная, 1,
вывеской с названием организации и графиком работы организации, выполненных
рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в течение 6 месяцев со
дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на муниципальную казенную общеобразовательную
организацию Новиковская средняя школа муниципального образования «Старомайнский
район» Ульяновской области обязанность по оборудованию при входе в здание школы
по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Новиковка, ул.
Придорожная, 1, вывеской с названием организации и графиком работы организации,
выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в течение 3
месяцев со дня выделения денежных средств из администрации муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области на указанные цели.
В удовлетворении остальной части исковых требований
прокурору Старомайнского района Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения
прокурора Макейкиной
Е.В., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Старомайнского района Ульяновской области
обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальной казенной
общеобразовательной организации Новиковская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области (далее
по тексту - МКОО Новиковская СШ),
администрации МО «Старомайнский район» о возложении обязанности обеспечить
финансирование для оборудования и оборудовать при входе в здание
образовательного учреждения вывеску с названием организации и графиком работы
организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Требования мотивированы тем, что при проведении проверки
исполнения законодательства об охране прав инвалидов в образовательных
организациях района и законодательства об образовании, в том числе в части
защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями
здоровья в деятельности МКОО Новиковская СШ прокуратурой района было
установлено, что здание данной образовательной организации не оснащено вывеской
с названием организации и графиком работы организации, выполненных
рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Осуществление деятельности учреждения образования при
отсутствии такой вывески не обеспечивает в полной мере исполнение требований
действующего законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав
инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, тем самым
влечет к нарушению прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних на
доступность образовательных услуг.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его изменить в части установления шестимесячного срока для
администрации района по финансированию указанных в решении мероприятий.
В обоснование жалобы указывает, что денежные средства на
финансирование указанных мероприятий на 2023 г. не предусмотрены бюджетом.
Финансирование мероприятий, указанных в решении суда, возможно только в 2024 г., в связи с чем просит установить срок
исполнения решения суда до 01.02.2024.
Кроме прокурора, в заседание суда апелляционной инстанции,
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
силу п.4 ст.27,
п.3 ст.35
Федерального закона от 17.01.1992 №
2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом
интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного
числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое
общественное значение.
Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий),
организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают
инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников),
в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным
зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены
физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие
организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение
пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного
передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них,
посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием
кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной
информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации
знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика
и тифлосурдопереводчика.
Пунктами
3 и 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководители органов и
организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах
установленных полномочий организуют: возможность беспрепятственного входа в
объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по
территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с
помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и
вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки
в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с
использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников
объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и
возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие
инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о
доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей
информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к
объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе
дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации,
а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками,
выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги,
собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное
обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 № 386н, инструктирование или
обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с
обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с
учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений
жизнедеятельности.
Требования по обеспечению входа и передвижения инвалида в
помещении содержатся в Своде правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность
зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»,
утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 04/пр.
Согласно п.6.5.9 указанного Свода правил, информирующие
тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации
помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также
рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны
размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м
от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с
указанием назначения помещения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой
инстанции исходил из того, что на здание школы, как объект социальной
инфраструктуры и образовательного учреждения, в полной мере распространяются
требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем в МКОО
Новиковская СШ должны быть
созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Согласно материалам дела, МКОО
Новиковская СШ является
некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Учредителем МКОО Новиковская СШ является администрация МО «Старомайнский
район», что следует из Устава Учреждения.
Проведенной прокуратурой Старомайнского района Ульяновской
области проверкой деятельности МКОО Новиковская СШ выявлены нарушения
законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а
именно на входе в МКОО Новиковская СШ отсутствует информационное табло
(тактильная табличка) с наименованием учреждения, места его нахождения,
графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля и на контрастном
фоне.
Данные обстоятельства ответчиками в ходе рассмотрения дела в
суде первой инстанции не оспаривались.
Поскольку несоблюдение требований действующего
законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод
граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является
одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие,
то выводы суда об удовлетворении заявленных прокурором района исковых
требований являются правильными.
Как верно указано судом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17
Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской федерации» в целях решения вопросов местного
значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают
полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской федерации» к полномочиям органа местного самоуправления
муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования
относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных
образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В связи с чем, обязанность по обеспечению содержания
зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство
прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации МО «Старомайнский район».
Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд первой
инстанции правомерно установил более длительный срок для исполнения решения,
чем указано в иске, 6 и 3 месяца, соответственно.
Судебная коллегия находит указанные сроки разумными и
достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, принимая во
внимание незначительный объем предстоящих работ.
В этой связи судебная коллегия доводы апелляционной жалобы
отклоняет как необоснованные.
Кроме того, при наличии затруднений исполнения судебного
решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с
заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального или процессуального права,
влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
31 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21.04.2023.