УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0015-01-2022-000690-64
Судья Берхеева Г.И. Дело №
33-1614/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
5
апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Новоспасского
районного суда Ульяновской области от 20 декабря 2022 года, по гражданскому
делу №2-362/2022, по которому постановлено:
исковое заявление
прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Ивлюшкина Андрея
Николаевича к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному
учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница» об обязании организовать и предоставить бесплатную
медицинскую услугу по транспортировке Ивлюшкина
Андрея Николаевича, от места его жительства до места получения
медицинской помощи для прохождения *** в р.п. Новоспасское и обратно в
соответствии с графиком лечения, удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать и предоставить бесплатную
медицинскую услугу по транспортировке Ивлюшкина Андрея Николаевича, *** года рождения (паспорт ***),
от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения ***
в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения.
В удовлетворении исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах
Ивлюшкина Андрея Николаевича к Государственному учреждению
здравоохранения «Новоспасская районная больница» - отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора
Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор
Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, ГУЗ «Новоспасская РБ» об обязании организовать и предоставить бесплатную
медицинскую услугу по транспортировке Ивлюшкина
А.Н., от места его жительства до места получения медицинской помощи для
прохождения процедуры *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с
графиком лечения.
Требования
мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что Ивлюшкин А.Н. является
инвалидом *** группы. Ивлюшкин А.Н. для получения жизненно необходимого лечения
вынужден за счет личных денежных средств самостоятельно три раза в неделю
круглогодично посещать медицинский центр, оказывающий на территории Ульяновской
области медицинскую услугу по проведению *** терапии методом *** – ООО
«Фрезениус Нефрокея», расположенный в р.п. Новоспасское Ульяновской области. Поскольку
личного автотранспорта у него не имеется, он вынужден прибегать к услугам
местного населения либо такси. На территории региона функции по организации
специализированной медицинской помощи, в соответствии с Положением о
Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П возложены на
Министерство здравоохранения Ульяновской области. Однако Министерство
здравоохранения Ульяновской области необходимые меры для обеспечения
доступности медицинской помощи не предпринимает.
Просил
суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Новоспасская
РБ» организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по
транспортировке Ивлюшкина А.Н. от места его жительства, до места получения
медицинской помощи для прохождения процедуры *** в р.п. Новоспасское Ульяновской
области и обратно в соответствии с графиком лечения.
Судом
к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора были привлечены Администрация МО
«Новоспасский район» Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области, Министерство финансов Ульяновской области.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на ст.80 Федерального
закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и п.5.8 постановления
Правительства Ульяновской области от 29.12.2022 № 828-П Об утверждении
Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов», считает, что поскольку Ивлюшкин А.Н. в
оказании скорой медицинской помощи либо в осуществлении медицинской эвакуации
не нуждается, а медицинская помощь в виде лечения методом *** оказывается ему
амбулаторно в плановом порядке, оснований для его доставки транспортом
медицинской организации для получения *** в лечебное учреждение не имеется.
Бесплатная медицинская услуга по транспортировке в медицинскую организацию при
амбулаторном лечении не предусмотрена действующим законодательством и является
нецелевым расходованием финансовых средств. Обращает внимание, что согласно
вышеуказанной Территориальной программе финансовое обеспечение транспортировки
пациентов, страдающих *** от места их фактического проживания до места
получения медицинской помощи может осуществляться за счет бюджетных
ассигнований соответствующих бюджетов, но при этом является правом, а не
обязанностью. В обоснование доводов жалобы ссылается на судебную практику.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство
социального развития Ульяновской области считает решение суда законным и
обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без
удовлетворения. Указывает, что обязанность по организации оказания медицинской
помощи в виде терапии *** возложена на субъект Российской Федерации –
Ульяновскую область в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае
является Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ивлюшкин
А.Н. является инвалидом *** группы, страдают ***. Ему по состоянию здоровья
проводится *** в ООО «Фрезениус Нефрокеа»
в р.п. Новоспасское Ульяновской области, в ближайшем к его месту
жительства центре ***. Бесплатная медицинская услуга по транспортировке
Ивлюшкина А.Н. от места его жительства, до места получения медицинской помощи
для прохождения процедуры *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с
графиком лечения не организована.
Полагая права инвалида Ивлюшкина А.Н. нарушенными, прокурор обратился в суд с
настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь законом,
подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к выводу о том, что
транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское
учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде ***
методом ***, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу
чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по
транспортировке больных страдающих *** от места жительства до места получения
медицинской помощи *** и обратно в соответствии с графиком лечения должна быть
возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения
Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов
по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится ***
Данные выводы суда соответствуют установленным по делу
доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права,
гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для
жизнеобеспечения.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что
каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011
года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на
медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона
№ 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание
и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских
услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс
медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение
заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное
значение.
Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10
Федерального закона №323-ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является
доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе,
организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту
жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией
гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи,
транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в
том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями
передвижения.
В силу части 2 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ
финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств
обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов
субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в
части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного
медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов
на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах
обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального
бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из
бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых
медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной
власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу
обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в
структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой
программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии
с настоящим Федеральным законом.
На основании части 11 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ
источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо
не урегулированных данным Федеральным законом либо другими федеральными законами,
определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи.
Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на
территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной
программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3
Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам
совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет
средств субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения
Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, Министерство здравоохранения
Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на
территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны
здоровья.
Согласно подпункту 8 пункта 2.1 названного Положения в сфере
управления здравоохранением Министерство здравоохранения организует оказание
населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи,
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи,
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и
паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о
том, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной
медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской
Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию вышеуказанной
специализированной медицинской помощи финансируется за счет средств бюджета
Ульяновской области, в связи с чем организация оказания такой помощи относится
к полномочиям Министерства здравоохранения Ульяновской области. Министерство
здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который
организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских
учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.
Данные выводы суда соответствуют установленным по делу
доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права,
гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для
жизнеобеспечения.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что пациентам,
проживающим на территории муниципального образования финансирование
транспортировки граждан должно осуществляться за счет средств местного бюджета,
основаны на ошибочном толковании закона, они повторяют процессуальную позицию
ответчика в районном суде.
Правительство Ульяновской области гарантировало за счет
средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на
территории всей Ульяновской области оказание специализированной медицинской
помощи при болезнях ***, включая проведение ***.
Пунктом
5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства
Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П, предусмотрено, что за счет бюджетных
ассигнований соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством
Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение зубного
протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов,
страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического
проживания до места получения медицинской помощи методом *** и обратно.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5.8
Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства
Ульяновской области от 29.12.2022 № 828-П.
Несмотря на то, что транспортировка больных на *** не была
включена в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного
медицинского страхования, это не исключает возможности ее финансирования
Министерством здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном
пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил
обязанность по организации и предоставлении бесплатной медицинской услуги по
транспортировке Ивлюшкина А.Н. для прохождения процедуры *** на Министерство здравоохранения Ульяновской
области.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от
20 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Новоспасский районный суд Ульяновской
области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7
апреля 2023 года.