Судебный акт
О назначении вдове военнослужащего ежемесячной денежной компенсации
Документ от 18.04.2023, опубликован на сайте 21.04.2023 под номером 105695, 2-я гражданская, о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                   73RS0001-01-2022-006484-11

Дело № 33-1835/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        18 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 ноября 2022 года, с учетом определения судьи от 23 января 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-4824/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Горбуновой Любови Ивановны удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области назначить и выплачивать Горбуновой Любови Ивановне с 22.06.2022 года ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с учётом индексации в предусмотренном законом порядке.

В иске к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» отказать

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Горбуновой Л.И. и ее представителя – Лукьяновой И.Е., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Горбунова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области, в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на ежемесячную денежную компенсацию как вдове военнослужащего.

В обоснование иска указано, что истица является вдовой *** Г***, ***1958 года рождения, который был исключен из списка личного состава войсковой части и снят со всех видов довольствия 25.05.1998 на основании приказа командира войсковой части 6672 № 120 в связи со смертью, наступившей вследствие ***. Смерть Г*** наступила при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем она имеет право на назначение ей ежемесячной денежной компенсации, в чем ответчик ей отказал.

На основании изложенного, Горбунова Л.И. просила суд обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на основании ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с учётом индексации в предусмотренном законом порядке.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что термин «военная травма» в рамках Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ применен без конкретизации заболеваний, причин их возникновения, а также обязанностей военной службы, при которых получены эти заболевания, позволяющих признать их военной травмой. Для установления ежемесячной денежной компенсации необходимо наличие обязательного условия, как наступление смерти вследствие военной травмы, которой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные при исполнении обязанностей военной службы. По заключению военно-врачебной комиссии Г*** военную травму не получал, к смерти привело заболевание, полученное в период прохождения военной службы. Удовлетворяя требование истицы, суд фактически пересмотрел заключение военно-врачебной комиссии и сделал иной вывод.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Горбунова Л.И. состояла в зарегистрированном браке с Г*** с ***.1984, что подтверждается свидетельством о заключении брака от серии I-ВА №*** (л.д. 12).

Согласно свидетельству о смерти Г*** умер ***1998 (л.д. 13).

На день смерти старший сержант Г*** проходил службу в должности ***, и приказом командира восковой части 6672 от 25.05.1998 № *** в связи со смертью был исключен из личного состава войсковой части и снят во всех видов довольствия (л.д. 14).

Из заключения по результатам служебной проверки от 26.06.1998 и заключения военно-врачебной комиссии от 16.07.1998 следует, что причиной смерти Г*** явилась *** (л.д. 15-16).

Горбунова Л.И. 01.02.2021 обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на основании ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Федеральный закон № 306-ФЗ) с учётом индексации в предусмотренном законом порядке.

Ответчик отказал истице в назначении указанной выплаты, ссылаясь на отсутствие заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания Г***, приведшего к смерти, с исполнением им обязанностей военной службы, а также документов, свидетельствующих о причине смерти Г*** в результате военной травмы.

Разрешая заявленные Горбуновой Л.И. исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ пенсионного фонда в назначении Горбуновой Л.И. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», не основан на нормах законодательства.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ (здесь и далее в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 11 статьи 3 указанного федерального закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним.

Из содержания части 9 сттатьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ следует, что гибель (смерть) военнослужащего признается основанием для выплаты членам его семьи ежемесячной денежной компенсации в двух имеющих самостоятельное значение случаях: если она наступила при исполнении им обязанностей военной службы либо вследствие военной травмы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы.

Пунктом 1 стать 37 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.

Так, в соответствии с подпунктами «б», «д», «е» данного пункта военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях: исполнения должностных обязанностей; выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью.

В пункте 2 статьи 37 Федерального закона № 53-ФЗ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы. К ним отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подп. «л», «м», «н», «о», «п» и «р» (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что исходя из положений чч. 8 и 9 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.

Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) для назначения ежемесячной денежной компенсации для членов семьи заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность; копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, либо копия решения суда о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), пропавшего без вести при исполнении им обязанностей военной службы - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака; копии свидетельств о рождении детей; копия документа, подтверждающего родственные отношения с умершим (погибшим) инвалидом либо военнослужащим или гражданином, призванным па военные сборы, погибшим (умершим, пропавшим без вести) при исполнении обязанностей военной службы либо умершим вследствие военной травмы. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 настоящих Правил.

Таким образом, из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что для решения вопроса о выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего ежемесячной денежной компенсации в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы доказательствами, подтверждающими гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, являются соответствующие документы, а заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, с исполнением им обязанностей военной службы представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.

Поскольку в данном деле основанием исковых требований Горбуновой Л.И. о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ, была названа смерть военнослужащего *** Г*** при исполнении им обязанностей военной службы, а не вследствие военной травмы, доказательством причинно-следственной связи смерти Г*** с исполнением им обязанностей военной службы может являться любой документ установленного образца, а не только заключение военно-врачебной комиссии.

В материалах дела имеются документы, которые были приняты судом первой инстанции в качестве допустимых доказательств, подтверждающих смерть *** Г*** при исполнении обязанностей военной службы, а именно приказ командира восковой части *** от 25.05.1998 № ***, согласно которому смерть Г*** наступила при исполнении обязанностей военной службы.

Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегии, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Кроме того, обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Федерального закона № 53-ФЗ, исключающих возможность признания Г*** умершим при исполнении им обязанностей военной службы, судом установлено не было, а смерть военнослужащего Г***, произошедшая на территории войсковой части при выполнении обязанностей воинской службы, следует признать наступившей при исполнении обязанностей военной службы.

В этой связи доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на положения ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пп. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, не могут быть приняты во внимание, так как названные нормы определяют лишь цели военно-врачебной экспертизы и формулировки для заключений военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий, заболеваний, полученных военнослужащими.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 ноября 2022 года, с учетом определения судьи от 23 января 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2023