Судебный акт
Отказ в перерасчете пенсии
Документ от 04.04.2023, опубликован на сайте 18.04.2023 под номером 105649, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсионных выплат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-006680-05

Судья Кузнецова О. В.                                                                         Дело № 33-1518/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    4 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,

при секретаре  Туктаровой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          представителя Потапова Анатолия Николаевича – Якимовой Натальи Александровны на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 ноября 2022 года по делу № 2-4925/2022, которым  постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Потапова Анатолия Николаевича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсионных выплат бывшего военнослужащего отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Потапова А.Н., его представителя Якимовой Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

установила:

 

Потапов А.Н. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению (далее - ФКУ) «Военный комиссариат Ульяновской области» о перерасчете пенсионных выплат. В обоснование иска указал, что с 30.11.2010 он является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. Он имеет статус ***, награжден государственной наградой – ***. Общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составляет у него 27 лет 9 месяцев 28 дней. В 2011 году после увольнения с военной службы он обратился в Ульяновский гарнизонный военный суд с иском о признании  незаконными действий командира войсковой части №*** в части необоснованного уменьшения процентной надбавки за выслугу лет в период с 01.12.2007 по 30.11.2010. В удовлетворении иска судом было отказано, при этом признана законность выплаты процентной надбавки к окладу в размере 65%. С 01.01.2012 в результате реформирования системы денежного довольствия военнослужащих  в законодательство о пенсионном обеспечении внесены изменения, в связи с чем с 01.01.2012 начисление и выплата ему процентной надбавки к окладу за выслугу лет стали производиться по вновь принятым нормам законодательства – в размере 30% к окладу, а не как ранее (65%), чем ухудшено его положение. Кроме того, ответчик начисляет данную процентную надбавку исходя из календарной выслуги лет, при этом он претендует на применение выслуги лет в льготном исчислении. Продолжительность военной службы в льготном исчислении составляет у него 27 лет 9 месяцев 28 дней. За 27 лет выслуги ему назначена пенсия в размере 71% от денежного довольствия с понижающим коэффициентом на текущий год, что  правомерно. Ответчик отказывается применять данную выслугу лет в льготном исчислении. Кроме того, ответчик при расчете, начислении и выплате ему пенсии использует данные о том, что на момент окончания службы он исполнял обязанности, соответствующие 8 тарифному разряду, тогда как он назначался на воинскую должность с 9 тарифным разрядом, получал денежное довольствие по 9 тарифному разряду. Размер оклада по 8 разряду составляет 18 983 руб., при 9 тарифном разряде – 19 525 руб. Просил обязать ответчика производить выплату процентной надбавки к окладу денежного содержания бывшего военнослужащего за выслугу лет в размере 65% от оклада; возложить на ответчика обязанность произвести расчет льготной выслуги лет для выплаты процентной надбавки за период прохождения действительной военной службы по призыву в воздушно-десантных войсках продолжительностью 5 лет 3 месяца 23 дня, обязать ответчика производить расчет оклада денежного содержания бывшего военнослужащего, исходя из последней занимаемой должности, соответствующей 9 тарифному разряду; произвести перерасчет недополученных выплат.

Суд привлек к участию в деле в качестве ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Потапова А.Н. – Якимова Н.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно сослался на пропуск срока исковой давности, о чем не было заявлено ответчиком, а лишь изложено в возражениях. Доводы истца о наличии оснований для перерасчета пенсии не получили оценки в решении суда. Полагает, что поскольку перед увольнением он исполнял обязанности по должности с установлением 9 тарифного разряда, именно из этого разряда и должности ему должна была быть назначена пенсия. Полагает, что ему должна быть сохранена надбавка за выслугу лет в размере 65%, так как ее законность установлена решением Ульяновского гарнизонного военного суда. Считает, что весь его период службы в Вооруженных Силах по призыву подлежит льготному исчислению, так как он проходил службу в *** войсках, выполнял ***.

В возражениях на жалобу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Потапов А.Н. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет с 01.12.2010 (л.д. 130).

Согласно расчету на пенсию за выслугу лет, имеющемуся в пенсионном деле истца, расчет пенсии был произведен Потапову А.Н. из должностного оклада по 8-му тарифному разряду; процентной надбавки за выслугу лет – 65%; общей выслуги лет 27 лет 9 месяцев 28 дней, из которых календарный срок службы – 24 года 7 месяцев 6 дней, срок службы в льготном исчислении – 3 года 2 месяца 22 дня (л.д. 123).

Как указано в справке Военного комиссариата Сенгилеевского и Тереньгульского районов Ульяновской области от 27.09.2019 № 70, Потапов А.Н. проходил военную службу по призыву с 02.12.1985 по 18.04.1986 в воинской части ***, с 18.04.1986 по 29.11.1987 – в воинской части ***. Воинские части ***, *** относились к воздушно-десантным войскам (л.д. 77).

Материалами дела подтверждено, что ранее Потапов А.Н. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете размера пенсии, ссылаясь на неправильное установление ему при расчете пенсии тарифного разряда, выслуги лет, процентной надбавки за выслугу лет, в чем ему было отказано.

Потапов А.Н., настаивая на том, что имеет право на перерасчет размера пенсии с 01.01.2012, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в иске.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

С 01.01.2012 осуществлено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Федеральный закон № 306-ФЗ) и установлена новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, предусматривающая значительное увеличение окладов денежного содержания военнослужащих, в том числе за счет сокращения размеров и количества дополнительных выплат.

Одновременно с проведение этой реформы Федеральным законом от 08.11.2011 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1) внесены изменения, согласно которым пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54 процентов и начиная с 01.01.2013 ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (ч. 2 ст. 43 Закона № 4468-1).

В соответствии с положениями п. 11 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012, размер процентной надбавки за выслугу лет (ежемесячной надбавки) военнослужащим при выслуге лет от 20 до 25 лет определен с указанной даты в размере 30% оклада денежного содержания.

Материалами дела подтверждено, что в результате перерасчета Потапову А.Н. с 01.01.2012 размер его пенсии по сравнению с декабрем 2011 года увеличился более чем в 1,5 раза (с 8092,53 руб. до 13 976,05 руб.). При этом размер процентной надбавки с 01.01.2012 в составе учитываемого денежного довольствия увеличился по сравнению с декабрем 2011 года с 3370,90 руб. (65%) до 7800 руб. (30%).

Таким образом, доводы истца о нарушении его прав в части уменьшения выплаты процентной надбавки за выслугу лет с 65% до 30%, несостоятельны.

В период службы истца с 1985 года по 2010 год расчет надбавки за выслугу лет производился на основании Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 № 524, которые утратили силу с 01.01.2012.

Пунктами 1, 2 указанных Правил от 14.07.2000 предусматривалось, что при выслуге лет от 22 до 25 лет военнослужащим по контракту выплачивается надбавка в размере 65%, при этом в выслугу лет засчитывается в календарном исчислении военная служба в Вооруженных Сила Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 указанных Правил от 14.07.2000 на льготных условиях в выслугу лет засчитывались периоды военной службы на воинских должностях летного состава, испытателей парашютистов, на воинских должностях, выполнение обязанностей на которых связано с систематическим совершением прыжков.

Ранее действовавший порядок, установленный постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 13.10.1992 № 781 «О зачете лицам офицерского состава в стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет периодов службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы», не предусматривал зачета периодов военной службы по призыву (срочной военной службы) в выслугу лет для выплаты процентной надбавки даже в календарном исчислении

В настоящее время порядок исчисления процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет».

Данными Правилами от 21.12.2011 установлено, что в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются все периоды военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и Союза ССР в календарном исчислении (по призыву и по контракту).

В соответствии с пунктами 3, 4 действующих Правил от 21.12.2011 на льготных условиях в выслугу лет засчитывается: 1 месяц службы за 2 месяца – время военной службы на воинских должностях летного состава, выполняющего полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов, а также на воинских должностях испытателей парашютистов и катапультных установок (парашютистов-испытателей); 1 месяц службы за 1,5 месяца – время военной службы на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом: в воздушно-десантных войсках – на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и катеров.

Из материалов дела следует, что Потапов А.Н. в спорный период службы не состоял на воинских должностях, для которых исчисление выслуги лет для выплаты надбавки за выслугу лет производится на льготных условиях.

Материалами дела также подтверждено, что период участия истца в боевых действиях на территории республики Афганистан с 18.04.1986 по 29.11.1987 засчитан ему в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца для назначения пенсии за выслугу лет, а не для расчета надбавки за выслугу лет.

Несостоятельными являются и доводы жалобы о том, что расчет пенсии истца должен быть произведен из 9 тарифного разряда.

Из послужного списка Потапова А.Н. следует, что приказом НГШ ВМФ № 16-ПМ от 06.04.2005, приказом командира войсковой части *** от 23.05.2005 он был назначен на должность *** с сохранением воинского звания прапорщик, а также ему был установлен 8 тарифный разряд (л.д. 132-137).

19.09.2006 Потапов А.Н. поступил в распоряжении начальника  4 арсенала ***; находился в распоряжении начальника до увольнения.

23.07.2010 Потапов А.Н. уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с должности ***.

Доказательств того, что Потапов А.Н. был назначен на должность, которая соответствует 9 тарифному разряду, не имеется.

Представленные истцом приказы 2007-2009 годов содержат сведения о том, что на истца возлагалось лишь временное исполнение обязанностей по вакантным должностям, соответствующим 9 тарифному разряду (л.д. 67-75).

Доводы жалобы о том, что судом необоснованно применен срок исковой давности, не могут быть приняты во внимание, так как в удовлетворении требований Потапову А.Н. отказано по существу, а не только по мотиву пропуска им срока исковой давности.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Потапова Анатолия Николаевича – Якимовой Натальи Александровны – без удовлетворения.           

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  10.04.2023.