Судебный акт
О ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 11.04.2023, опубликован на сайте 21.04.2023 под номером 105615, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия и ликвидации несанкционированной свалки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-01-2022-000739-84

Судья Горбачева Т.Ю.                                                               Дело № 33а-1708/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     11 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области на решение Сенгилеевского  районного суда Ульяновской области от 26 декабря 2022 года по делу                      №2а-1-546/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, выраженное в неисполнении возложенных обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном в 900 м от п.Кучуры, в точке с географическими координатами 48.383951.53.970350 ориентировочной площадью 10 кв.м.

Возложить на МУ администрация МО «Сенгилеевский  район» Ульяновской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся на земельном участке, расположенном в 900 м от п. Кучуры, в точке с географическими координатами 48.383951.53.970350 ориентировочной площадью 10 кв.м., в срок до 01.06.2023.

В удовлетворении административных исковых требований Ульяновской  межрайонной природоохранной прокуратуре к администрации                                      МО «Силикатненское городское поселение» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в 900 м от п.Кучуры, в точке с географическими координатами 48.383951.53.970350, ориентировочной площадью 10 кв.м, размещены люминесцентные лампы и строительные отходы.

Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Сенгилеевского района. Вместе с тем, администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области меры по ликвидации несанкционированной свалки не принимаются, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области. Обязанность непосредственно организовать устранение негативного воздействия на окружающую среду отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, и выбор способа осуществления данной обязанности является правом муниципального образования.

По указанным основаниям 04.07.2022 в адрес администрации                                МО «Сенгилеевский район» выносилось предписание, однако требования в настоящее время не исполнены.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации      МО «Сенгилеевский район», выраженное в неисполнении возложенных обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном в 900м от п. Кучуры, в точке с географическими координатами 48.383951.53.970350, ориентировочной площадью 10 кв.м; обязать в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов на указанном земельном участке.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация МО «Силикатненское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что органы местного самоуправления, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий – несанкционированной свалки на  рассматриваемом земельном участке. Отнесение с 01.01.2016 к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ вопроса организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанностей, предусмотренных ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в области обращения с отходами, в данном случае от исполнения обязанности по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории конкретного муниципального образования.

Отмечает, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, который расположен в границах муниципального образования «Силикатненское городское поселение» Сенгилеевского района, в связи с чем полагает, что ответственность за ненадлежащее содержание участка должна  быть возложена на органы местного самоуправления городского поселения, а не района. 

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений относительно нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».    

В ходе рассмотрения дела установлено, что в  900м от п. Кучуры Сенгилеевского района Ульяновской области, в точке с географическими координатами 48.383951.53.970350, ориентировочной площадью 10 кв.м, находится несанкционированная свалка строительных отходов и люминесцентных ламп.

04.07.2022 Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой района в адрес главы МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 9-11).

Однако каких – либо мер по ликвидации указанной несанкционированной свалки до настоящего времени не принято.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе фотоматериалами, и не оспаривались представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в ст.7 Федерального закона от             10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления   в РФ.

В соответствии со ст.14 указанного Федерального закона участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Поскольку указанная несанкционированная свалка расположена на территории МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, то административный ответчик (администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области) в силу вышеуказанных норм действующего законодательства обязан её (свалку) устранить.

Таким образом, суд правильно определил надлежащего ответчика по делу, отказав в удовлетворения требований к администрации МО «Силикатненское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Сенгилеевского  районного суда Ульяновской области от                 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи