У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0009-01-2022-001260-30
Судья Жучкова Ю.П. Дело №33а-1734/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 11
апреля 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от
16 декабря 2022
года по делу №2а-1-761/2022, которым постановлено:
административный иск
прокурора Карсунского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным
пункт 2 постановления администрации муниципального образования «Карсунский
район» от 8 октября 2020 года №439 «О признании многоквартирного дома №20 по ул.Фабричная в п.ЧНФ Карсунского
района Ульяновской области аварийным и подлежащим сносу в части установления
срока отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме,
расположенном по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, п.ЧНФ,
ул.Фабричная, д.20 - до 31 декабря 2031 года.
Обязать
администрацию муниципального образования
«Карсунский район» установить разумные сроки отселения из аварийного дома №20 по ул. Фабричная,
п.ЧНФ Карсунского района Ульяновской области.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О.,
заинтересованных лиц – Фадеевой Н.В., Красноруцкого А.В., полагавших решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Карсунского
района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного
круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования
«Карсунский район» Ульяновской области о признании частично незаконным
постановления, возложении обязанности установить разумные сроки отселения
граждан.
В обоснование
административных исковых требований указал, что
проведенной прокуратурой Карсунского района Ульяновской области
проверкой разумности установления сроков отселения жителей аварийных домов и
сноса таких домов установлено, что дом №20 по
ул.Фабричная п.Чулочно-Носочной Фабрики (далее – ЧНФ) Карсунского
района Ульяновской области признан аварийным после 01.01.2017, включен в действующую в настоящее время областную адресную
программу переселения граждан на
территории Ульяновской области в рамках реализации Федерального закона №185-ФЗ.
Вынесено Постановление
администрации МО «Карсунский район»
от 08.10.2020 № 439 «О признании многоквартирного дома №20 по ул.Фабричная
п.ЧНФ Карсунского района Ульяновской области аварийным и подлежащим сносу». В вышеуказанном постановлении администрации установлен срок отселения- до 31.12.2031. Полагает, что указанный срок сноса и отселения жильцов дома является неразумным и
чрезвычайно длительным.
Согласно экспертному исследованию по
результатам технического обследования жилого многоквартирного дома,
расположенного по вышеуказанному адресу, данный объект не пригоден для дальнейшей
эксплуатации, конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии и
подлежат сносу. Из экспертного исследования № *** от 13.09.2018 следует, что
все конструктивные элементы здания имеют массовые дефекты и повреждения, которые
образовались в результате естественного физического износа под воздействием
техногенных факторов, атмосферного воздействия за длительный период
эксплуатации. Физический износ несущих конструкций многоквартирного жилого дома
составляет более 75%.
Прокурор просил признать незаконным пункт 2
постановления администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области от 08.10.2020 №439 «О признании многоквартирного дома №20 по ул.Фабричная в
п.ЧНФ Карсунского района аварийным и
подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан, проживающих в
многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, Карсунский
район, п.ЧНФ, ул.Фабричная, д.20 и обязать администрацию МО «Карсунский район» установить разумные
сроки отселения из аварийного дома №20 по улице Фабричная, п.ЧНФ Карсунского
района Ульяновской области.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: МКУ «Комитет по управлению
муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Карсунский
район», Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в ходе
рассмотрения дела заменено правопреемником –Министерством жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области), Гусаров А.Г., Федорова Н.Е.,
Борисова Ю.Д., Малова И.В., Борисова М.С.,
Откосова Н.П., Откосов М.С., Откосов А.С., Красноруцкий А.А.,
Красноруцкий А.В., Фадеева Н.В. (собственники и наниматели квартир спорного
дома).
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит
его отменить, производство по административному делу прекратить.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что решение о проведении проверки в адрес
администрации района не поступало, срок проведения проверки, ее основания в
заявлении не указаны, что свидетельствует о нарушении порядка проведения
прокурорской проверки, установленного статьей 21 Закона о прокуратуре, и
повлекло нарушение прав и законных интересов администрации, лишив ее
возможности представлять объяснения и возражения в ходе проверки и по ее
результатам. Судом не учтено, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ перед
расселением дома необходимо предъявить требование к собственникам помещений в
указанном доме о его сносе в разумный срок. Не приняты во внимание показания
свидетелей о том, что многие жильцы в квартирах не проживают, надлежащий уход
за имуществом не осуществляют, не ремонтируют его. Действия третьих лиц
приводят к ухудшениям состояния жилых помещений, не относящихся к капитальному
ремонту. Свидетелями также подтверждено, что ремонт в доме проводился
управляющей компанией.
Считает, что угрозы
обрушения дома не имеется, что подтверждается экспертным заключением, представленным
в материалы дела и актом обследования Агентства государственного и
строительного надзора Ульяновской области от 14.12.2022 (далее - Агентство).
Судом оставлено без
удовлетворения ходатайство административного ответчика о вызове в суд
специалиста Агентства для дачи показаний по вопросу проведенного обследования
жилого дома, поскольку администрация района на данное обследования приглашена
не была, что существенно нарушило ее права
как собственника жилых помещений многоквартирного дома. Кроме того, имеются
сомнения по факту вызова специалиста для обследования дома.
Утверждает, что
судом не принят во внимание акт обследования многоквартирного жилого дома,
составленный комиссией административного ответчика совместно с представителем
прокуратуры Карсунского района Ульяновской области от 14.12.2022, в котором
указано на отсутствие угрозы обрушения дома.
Полагает, что судом
к участию в деле должно было быть привлечено МО Карсунское городское
поселение Карсунского района Ульяновской области, осуществляющее полномочия по решению вопросов
местного значения на своей территории, имеющее собственный бюджет.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает
административное дело в полном
объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин,
организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании
решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия
(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии),
должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее -
орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными
полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и
законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и
реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо
обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно
в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в
порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке
подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования
споров.
В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации
признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в
указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом по адресу:
пос.ЧНФ Карсунского района Ульяновской области, ул.Фабричная, дом № 20,
двухэтажный, 9-квартирный (5 квартир находятся в собственности граждан, 4 – в
муниципальной собственности), 1956 года постройки.
Согласно акту обследования данного многоквартирного
дома от 18.12.2019 №61, проведенного
межведомственной комиссией, дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с
физическим износом.
Экспертным исследованием от 13.09.2018 № ***
установлено, что техническое состояние жилого дома №20 по ул.Фабричная
пос.Чулочно-носочной фабрики в р.п. Карсун Ульяновской области аварийное, износ
составляет более 75%. Проживание в доме представляет угрозу жизни и здоровью,
поскольку существует угроза разрушения дома.
Постановлением администрации МО «Карсунский
район» Ульяновской области от 08.10.2020 № 439 дом № 20 по ул.Фабричная пос.ЧНФ
Карсунского района Ульяновской области признан аварийным и
подлежащим сносу, установлен срок отселения лиц из аварийного дома -
31.12.2031.
Многоквартирный дом по вышеуказанному адресу
был включен в областную целевую
программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области
из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 в 2018-2030 годах».
В ходе рассмотрения дела 14.12.2022
комиссией, в состав которой входили, в том числе, прокурор и представители
административного ответчика, был проведен
визуальный осмотр спорного дома. В ходе обследования установлено, что имеется
частичное разрушение кирпичной кладки со стороны фасада дома, наличие трещин на
наружных стенах дома по всему периметру, на втором этаже частичное разрушение
потолочного перекрытия, также имеется уклон потолка, разрушение обрешетки в
конструкции кровли. В кровельном покрытии гниение конькового бруса, имеются
следы протечки в квартирах, отслоение стен, разрушение штукатурки, в местах
общего пользования имеется уклон пола, оконные блоки деревянные, частично
разрушены, ремонт дома после 2018 года (за исключением замены
электропроводки) не проводился.
Учитывая, что
существует угроза разрушения многоквартирного дома, в результате чего может
быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам,
нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом,
учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в
аварийном, не обеспечивающим безопасное пребывание граждан состоянии, суд
первой инстанции пришел к выводу о том, что установленный срок для принятия мер
по расселению граждан до 31.12.2031
не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным,
установлен без учета технического состояния дома, остаточный срок несущих
конструкций незначительный, влекущий возможность дальнейшего проживания
собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и
здоровью. Следовательно,
оспариваемое постановление в данной части является незаконным. В связи с чем удовлетворил административный иск, обязав ответчика
установить иные сроки отселения.
С такими выводами районного суда судебная
коллегия соглашается.
Выводы суда подробно мотивированы в
оспариваемом решении, всем юридически значимым обстоятельствам и собранным по
делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не
согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Как разъяснено в п.22
постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О
некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного
кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10
статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в
установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом,
принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме
требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных
средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им
срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом
местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на
котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они
заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было
жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан)
и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве
собственности муниципальному образованию.
Таким образом,
конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а
собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены,
однако они должны отвечать требованиям разумности.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, законность проведенной прокурором проверки сомнений не
вызывает, учитывая также то, что административным ответчиком действия
прокуратуры в установленном законом порядке не обжаловались.
Действуя в интересах
граждан, проживающих в аварийном доме, а также неопределенного круга лиц,
прокурор своих полномочий не превысил.
Довод апелляционной
жалобы о том, что угрозы обрушения дома не имеется, на правильность выводов
суда первой инстанции не влияет, поскольку требования о немедленном расселении
жителей дома прокурором в иске не заявлялись, и вопрос об установлении разумных
сроков отселения подразумевает их определение с учетом оценки технического
состояния дома, условий и качества проживания в нем физических лиц, подлежащих отселению.
Доводы жалобы о непривлечении к участию в
деле в качестве соответчика МО
Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области является
несостоятельным, поскольку предметом настоящего спора является конкретный
нормативно-правовой акт, принятый администрацией муниципального
образования «Карсунский район»,
а именно п.2 постановления от 08.10.2020 №439.
Согласно ч.4 ст.38 КАС РФ под
административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование
по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений,
либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные
или иные публичные функции. МО Карсунское городское поселение не является
органом, принявшим оспариваемый нормативно-правовой акт, следовательно,
оснований для привлечения его в качестве административного соответчика не
имеется.
Кроме того, оспариваемый п.2 постановления
администрации муниципального образования
«Карсунский район» от 08.10.2020
№439 не затрагивает права и обязанности МО Карсунское городское поселение, то
есть оснований для привлечения его к участию в деле в качестве
заинтересованного лица также не имеется (ст.47 КАС РФ).
Что касается отказа суда в удовлетворении
ходатайства административного ответчика о вызове в суд специалиста Агентства
для дачи показаний по вопросу проведенного обследования жилого дома, то оно
было разрешено в соответствии с требованиями ст.154 КАС РФ, нарушений не
допущено.
Вместе с тем, суд
апелляционной инстанции полагает необходимым внести изменения в резолютивную
часть оспариваемого решения.
Так, согласно ч.3
ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об
оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе
указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не
соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и
законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования
полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные
государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное
решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо
оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения
административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и
необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений,
совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных
интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд
указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения
определенного действия либо на необходимость устранения иным способом
допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца
и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об
исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия
(бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому
административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда
в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, в целях исполнимости судебного акта судебная
коллегия считает необходимым указать в резолютивной части решения на
обязанность администрации МО «Карсунский район»
не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу
принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов спорного
аварийного многоквартирного жилого дома, путем внесения
соответствующих изменений в постановление администрации муниципального
образования «Карсунский район» от 8 октября 2020 года №439.
В остальной части решение суда является правильным и отмене
или изменению не подлежит.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 16 декабря 2022 года изменить, изложив
абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать
администрацию муниципального образования
«Карсунский район» не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в
законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов
аварийного многоквартирного жилого дома №20 по ул. Фабричная, п. Чулочно-Носочной
Фабрики Карсунского района Ульяновской области».
В остальной части
решение суда оставить без изменения, а
апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский
район» Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи