Судебный акт
О взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания
Документ от 11.04.2023, опубликован на сайте 21.04.2023 под номером 105612, 2-я гражданская, обжалований действий, взыскании морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

    

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-004456-72

Судья Земцова О.Б.                                                                  Дело № 33а-1772/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     11 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний на решение Железнодорожного   районного суда города Ульяновска от 23 декабря 2022 года по делу                          №2а-2933/2022, по которому постановлено:

исковые требования Морозова Павла Сергеевича удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Морозова Павла Сергеевича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 25 000 рублей.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Морозова Павла Сергеевича и в административных исковых требований к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя                    ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области – Рабани Д.Г.,  представителя УФСИН России по Ульяновской области  - Мошкова А.Ю., судебная коллегия

 

установила:

 

Морозов П.С. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России Ульяновской области» (далее -                          ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания вследствие незаконных действий сотрудников исправительного учреждения.

Требования мотивировал тем, что, находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, его жизнь и здоровье были подвергнуты опасности, поскольку в камеру, в которой он содержался, поселили больного коронавирусной инфекцией человека - Л***., вследствие чего он (Морозов П.Н.) был помещен на карантин с 11.03.2022 по 24.03.2022. На протяжении этого времени он испытывал моральные страдания и опасность заболеть инфекцией COVID-19, а также не мог участвовать в судебных заседаниях.

Позже, при его содержании в другой камере - №104 к нему поселили К***., больного туберкулезом. В контакте с больным туберкулезом он находился три дня, после чего его поставили на учет, как контактного с больным туберкулезом, и стали выдавать медикаменты, которые негативно влияют на состояние его здоровья.

Он (административный истец) неоднократно обращался к администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области по поводу состояния своего здоровья, что зафиксировано в его медицинской карте. Он плохо себя чувствует, поскольку условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соответствуют требованиям действующего законодательства. Указанными незаконными действиями нарушены его права, в связи с чем просил взыскать в свою пользу с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1 500 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – Министерство финансов РФ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Федеральная служба исполнения наказаний не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что ни Л***., ни               К***. каких-либо жалоб на состояние здоровья при поступлении в ФКУ СИЗО-1 не предъявляли, признаков заболевания при первичном медицинском осмотре не имели. Изоляция данных лиц и необходимые лечебно-профилактические мероприятия в отношении Морозова П.С. были проведены незамедлительно при установлении заболеваний у упомянутых лиц. Утверждает, что согласно данным журнала количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе, 05.07.2022 камеры карантинного отделения ФКУ СИЗО-1 были заполнены по лимиту заполнения, в связи с чем отсутствовала возможность изолировать К***. при его поступлении в данное учреждение.

Обращает внимание на пропуск административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.  

В судебное заседание представители ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – Министерство финансов РФ не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.           Морозов П.С., находящийся в местах лишения свободы, право на участие в судебно заседание посредством ВКС не реализовал, право разъяснялось.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием.

Согласно ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 

В силу ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно абз. 9 п. 2 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от  15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камере отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Морозов П.С. осужден  приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08.07.2022 по ч*** УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговор не вступил в законную силу.

 

Содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с 18.01.2021 по 28.08.2022.

28.08.2022 убыл в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области.

Согласно данным камерной карточки, Морозов П.С. с 18.01.2021 по 19.05.2022 содержался в камере №710, с 09.06.2022 по 28.08.2022 - в камере №104.

С 18.03.2022 по 31.03.2022 Морозов П.С. находился на карантине в камере №710 по контакту с новой коронавирусной инфекцией (контакт по Л***.) (л.д.75).

Л***. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области 01.03.2022. При поступлении был осмотрен сотрудником медицинской части №8, при осмотре жалоб на состояние здоровья не предъявлял. Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача Федеральной службы исполнения наказаний №751 у Л***. 10.03.2022 был взят мазок на новую коронавирусную инфекцию для дальнейшего этапирования. По результатам анализа от 10.03.2022 мазок на новую коронавирусную инфекцию у Л***. положительный.

05.05.2022 в камеру №104, в которой содержался Морозов П.С., был помещен вновь прибывший К***. При поступлении был произведен первичный осмотр медицинским работником филиала МЧ-8. При осмотре К***. не сообщил медицинскому работнику, что у него имеется хроническое заболевание – туберкулез легких. По результатам рентгенографии легких К***. был выставлен диагноз: инфильтративный туберкулез легких и написан рапорт на изоляцию (л.д.49).

Согласно данным, имеющимся в журнале количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе, 05.07.2022 камеры карантинного отделения были заполнены по лимиту наполнения.

В связи с отсутствием мест в камерах карантинного отделения К***. был помещен в камеру № 104, где содержался с 05.07.2022 по 07.07.2022 (л.д.94).

Приказом начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от 19.01.2022 №36 «О функционировании карантинного отделения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в 2022 году» определены камеры карантинного отделения №№ 109, 110, 112, 606, 907.

В камере №109 проводились ремонтные работы, камеры №№ 110, 112 были наполнены по лимиту наполнения, в камере №111 содержались лица с подтвержденным диагнозом «туберкулез легких»,  в камере №606  содержались несовершеннолетние лица, в камере №907 – женщины.

В связи с тем, что в камере №104 содержался К***. после его изоляции МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России в данной камере производились дезинфекционные мероприятия (л.д.92).

07.07.2022 Морозов П.С. взят на диспансерный учет как контактные по туберкулезу в связи с контактом по К***. Морозову П.С. была выдана химиопрофилактика, диетпитание, проведена дезинфекция одежды, постельных принадлежностей, обуви в дезинфекционной камере. Камера обработана раствором «Хлорамина» 5%.

Данные обстоятельства ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не оспаривались (л.д.72-74).

Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 01.03.2022 по 11.03.2022 и с период с 05.07.2022 по 07.07.2022 Морозов П.С. в нарушение абз.9 п.2 ч.2 ст.33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ содержался в камерах №№104,710 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области совместно с больными инфекционными заболеваниями и нуждающимися в особом медицинском уходе и наблюдении, то есть в ненадлежащих условиях содержании.

Исходя из оценки характера допущенных нарушений, учитывая продолжительность содержания административного истца в ненадлежащих условиях, степени причиненных ему нравственных страданий, его индивидуальных особенностей, принятых административным ответчиком мер по минимизации возможных негативных последствий, а также иных обстоятельств дела, с учетом принципов разумности и справедливости, суд определил размер компенсации в сумме 25 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с взысканной судом суммой компенсации, полагая ее разумной и справедливой.

Сам по себе факт содержания в одной камере с лицами, больными инфекционными заболеваниями, свидетельствует о нарушении прав истца, которое не могло не вызвать у него страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.

При этом судебная коллегия учитывает, что выявленное нарушение не привело к наступлению для административного истца стойких негативных последствий.

Доводы апелляционной жалобы ФСИН России сводятся к двум аспектам: не оспаривая факта содержания административного истца с больными инфекционными заболеваниями, указывают на отсутствие вины административного ответчика, а также заявляют о пропуске Морозовым П.С. срока для обращения в суд.

Вопреки указанным доводам, в соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

При оценке соблюдения административным истцом сроков на обращение в суд за защитой нарушенных прав судебная коллегия исходит из  того, что свои требования о компенсации истец мотивировал ст.ст.151,150 ГК РФ (л.д.9), регулирующими положения о моральном вреде, а в силу абз.2 ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав, к которым относится здоровье.

В целом, апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или свидетельствовали бы о необоснованности выводов суда.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от               23 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи