Судебный акт
Об устранени нарушения прав инвалидов
Документ от 11.04.2023, опубликован на сайте 21.04.2023 под номером 105610, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания образовательного учреждения вывеской и графиком работы организации, выполненных рельефно-точечнымшрифтом Брайля и оборудовать таковыми, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-02-2022-000844-89

Судья Калянова Л.А.                                                                     Дело № 33-1853/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               11 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей  Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 января 2023 года по делу № 2-2025/2023, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области обеспечить финансирование муниципальной бюджетной общеобразовательной организации Краснореченская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области для оборудования при входе в здание образовательного учреждения по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Красная Река, ул.Советская, 30, вывеской с названием организации и графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на муниципальную бюджетную общеобразовательную организацию Краснореченская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области обязанность по оборудованию при входе в здание школы по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Красная Река, ул. Советская, 30, вывеской с названием организации и графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств из администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области на указанные цели.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Старомайнского района Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора                   Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОО Краснореченская СШ, администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить финансирование для оборудования вывески и возложении обязанности оборудовать при входе в здание образовательного учреждения вывеску с названием организации и графиком работы организации.

Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства об охране прав инвалидов в образовательных организациях района и законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в деятельности МБОО Краснореченская СШ прокуратурой района было установлено, что здание данной образовательной организации не оснащено вывеской с названием организации и графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Осуществление деятельности учреждения образования при отсутствии такой вывески не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, тем самым влечет к нарушению прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних на доступность образовательных услуг.

Просил обязать администрацию МО «Старомайнский район» Ульяновской области обеспечить финансирование МБОО Краснореченская                                          СШ МО «Старомайнский район» Ульяновской области для оборудования при входе в здание образовательного учреждения по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Красная Река, ул. Советская, 30, вывеской с названием организации и графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать МБОО Краснореченская                                  СШ МО «Старомайнский район» Ульяновской области оборудовать при входе в здание указанной школы данную вывеску в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств на указанные цели.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, установив срок исполнения судебного решения в части обеспечения финансирования до 01.04.2024.

В обоснование жалобы указывает, что бюджет МО «Старомайнский район» на 2023 год разрабатывался в 2022  году и был утвержден решением Совета депутатов МО «Старомайнский район» от 09.12.2022 №34 «О бюджете муниципального образования «Старомайнский район» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». Средства на исполнение мероприятий, указанных в решении бюджетом на 2023 год не предусмотрены.

Обращает внимание, что МО «Старомайнский район» в соответствии с Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 28.06.2022 №44-пр является высокодотационным. Финансирование МБОО Краснореченская                     СШ муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области повлечет за собой уменьшение лимитов по заработной плате. При таких обстоятельствах финансирование мероприятий, указанных в решении суда, возможно только в 2024 году.

Кроме  прокурора, в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона  от 17.01.1992 №2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 №386н, инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

Требования по обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении содержатся в Своде правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №04/пр.

Согласно п. 6.5.9. указанного Свода правил, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на здание школы, как объект социальной инфраструктуры и образовательного учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем МБОО Краснореченская                        СШ МО «Старомайнский район» Ульяновской области должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.

Согласно материалам дела, МБОО Краснореченская                                             СШ МО «Старомайнский район» Ульяновской области является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учредителем МБОО Краснореченская СШ МО «Старомайнский район» Ульяновской области является Администрация МО «Старомайнский район», что следует из Устава Учреждения.

Проведенной прокуратурой Старомайнского района Ульяновской области проверкой деятельности МБОО Краснореченская СШ выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а именно на входе в МБОО Краснореченская СШ отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, места его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля и на контрастном фоне.

Данные обстоятельства ответчиками в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не оспаривались. МБОО Краснореченская СШ признала иск.

Поскольку несоблюдение требований действующего законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие, то выводы суда об удовлетворении заявленных прокурором района исковых требований являются правильными.

Как верно указано судом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст.9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органа местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В связи с чем, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации           МО «Старомайнский район».

Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд первой инстанции правомерно установил более длительный срок для исполнения решения, чем указано в иске, 6 и 3 месяца, соответственно.

Судебная коллегия находит указанные сроки разумными и достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, принимая во внимание незначительный объем предстоящих работ.

Более того, как следует из пояснений прокурора в судебном заседании суда апелляционной инстанции, решение суда в настоящее время исполняется в добровольном порядке: школе выделено финансирование, а образовательным учреждением заключен договор с подрядной организацией для выполнения соответствующего вида работ.

В этой связи судебная коллегия доводы апелляционной жалобы отклоняет как необоснованные.

Кроме того, при наличии затруднений исполнения судебного решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от                       19 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи