Судебный акт
Оспаривание НПА отказано
Документ от 30.03.2023, опубликован на сайте 19.04.2023 под номером 105582, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                               73OS0000-01-2023-000023-88

Дело № 3а-154/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

30 марта 2023 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Герасимова Сергея Алексеевича о признании недействующими пункта 10274 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; пункта 8329 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области             № 192-пр от 27.11.2019; пункта 6029 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020;  пункта 12081 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, о взыскании судебных расходов,

установил:

 

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ               № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ        № 192-пр).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ         № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Герасимов С.А. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентству государственного имущества Ульяновской области в лице руководителя ликвидационной комиссии Мошиной Н.А. о признании  недействующими со дня принятия пункта 10274 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; пункта 8329 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области             № 192-пр от 27.11.2019; пункта 6029 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,           на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020;  пункта 12081 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме               1200 рублей.

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2019 – 2022 годы включено принадлежащее ему на праве собственности имущество:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2465,9 кв.м, имеющее наименование «здание учебно-курсового комбината».  

Указывает, что включение вышеуказанного объекта незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Вышеуказанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: ***, с видом разрешенного использования «для размещения производства».

Согласно экспликациям к плану недвижимого имущества в указанном объекте имеется часть помещении, назначение которых  подпадает под правовое регулирование статьей 378.2 НК РФ, но в размере менее 20 % от общей площади здания.  Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка,  однозначно не свидетельствуют о размещении  в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида его фактического использования для  включения в Перечни на 2019-2022 годы не производилось.

К участию в данном деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного имущества Ульяновской области в лице руководителя ликвидационной комиссии Мошиной Н.А.

Административный истец Герасимов С.А. в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Романычева Л.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Сообщила, что часть помещений сдается и сдавалась в спорный период в аренду, в том числе для офисной и торговой деятельности. Все договоры в материалы дела предоставлены. На помещения № *** (первый этаж) и № *** (подвал), отнесенные по технической документации к торговой площади, договоров аренды не имеется (кроме 2022 года по помещению № ***). Помещения общей площадью 104,49 кв.м, отнесенное к общественному питанию, были заняты под закусочную до 2020 года, после эти помещения пустовали до 2022 года (с 2022 года занимает под торговлю ООО «Группа компаний «Погода в доме»). Считает, что при отдельном подсчете помещений, подпадающих под действие статьи 378.2 НК РФ, по технической документации  и по фактическому использованию их размер составляет 20 %, суммироваться они не должны. Кроме того, следует учесть, что, согласно отзыву ООО «Приборосервис» из 101,24 кв.м  арендуемой под офис площади фактически для этих целей используется 19 кв.м, а остальное под склад. Изменения в договор аренды не вносились. Не может пояснить относительно изменения в 2023 году общей площади  и этажности здания (по данным ЕГРН площадь стала 2664,1 кв.м, этажность 4, в том числе 1 подземный). Новой технической документации не имеется, нумерация и расположение помещений в здании не поменялось. Фактическое обследование здания, помещений ответчиком не производилось.

Ранее представитель административного истца по доверенности Горгиладзе С.Н. административный иск полностью поддержала. Сообщила, что вход в здание свободный, учебная деятельность в нем не ведется.  Сообщила, что произошло увеличение площади здания, но техническая документация не утратила актуальность.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. В отзыве на иск указано, что административный ответчик полагает, что  нежилое здание с кадастровым номером: *** является административно-деловым центром, так как по данным открытых источников сети Интернет в здании по адресу: ***, расположены 13 организаций. Из отзыва следует, что фактическое обследование здания и расположенных в здании помещений не производилось.

Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

Представители заинтересованных лиц ООО «Приборсервис»,                       ООО  «Купецъ», ООО «Группа компаний «Погода в доме», заинтересованные лица индивидуальные предприниматели Крученков Д.А., Крученков С.А.,                    Шестопалов Н.Г.,  Шестопалова Ю.Н., Хуснутдинов Т.Г., Даутова Г.И.,              Кузьмичев М.Е., Давтян А.В., Козлова Н.Н.  -  в судебное заседание не явились, извещены.

От заинтересованного лица ООО «Приборсервис» поступил отзыв, согласно которому данное юридическое лицо арендует помещения в здании по адресу: ***, под офис общей площадью 101,24 кв.м, но фактически использует под офис 19 кв.м. Представлены договоры аренды площади помещений под офис  101,24 кв.м.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения представителя административного истца, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Прокурор Макейкина Е.В. в заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона   от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал до 01.01.2023) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области), действовавшее на момент издания оспариваемого приказа № 167-ПОД.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД                         от 27 ноября 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год соответственно.

Пунктом 10274 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, включен принадлежащие Герасимову С.А. на праве собственности объект недвижимого имущества:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2465,9 кв.м, имеющее наименование «здание учебно-курсового комбината».

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда»                     № 88 (24.162) от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ulgov.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (в реакции от 21 августа 2019 года) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области (утратило силу с 01.04.2022 в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

В соответствии с пункта 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/369-П, вступившего в силу с 1 августа 2020 года).

В предыдущей редакции пункта 1.1 указанного Положения  было закреплено, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» подпункта 33 пункта 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1                       статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В подпункте 34 пункта 2.2 этого Положения закреплено, что Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года,                           214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда»                         от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, номер публикации 7301202111290005.

Пунктом 8329 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пунктом 6029 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020;  пунктом 12081 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021 включен принадлежащий Герасимову С.А. на праве собственности объект недвижимого имущества:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2465,9 кв.м, имеющее наименование «здание учебно-курсового комбината».

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области) и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

На основании действовавшего в период до 29.12.2022 Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 (утратил силу в связи с изданием указа Губернатора Ульяновской области от 28.12.2022 № 175)                     с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области создано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с  передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, а также в сфере архитектуры и градостроительства.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным                пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (подпункты 33-34 пункта 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве собственности  объекта недвижимого имущества в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных                         статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Административный истец Герасимов С.А. не имеет статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1                      статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 № 118 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ульяновск» определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В силу подпункта «б» пункта 1 решения Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 № 118, определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10                          статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка (в редакции на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и собственников объектов недвижимого имущества, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование     (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года          № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения   от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О,                          от 2 июля 2019 года № 1831-О и № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Герасимов С.А. является собственником объекта недвижимости:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, имеющее наименование «здание учебно-курсового комбината».

В спорный период указанное здание имело общую площадь 2465,9 кв.м, включало в себя 3 этажа, в том числе 1 подземный. Изложенное подтверждается выпиской из ЕГРН от  30.01.2023 (т.1, л.д. 17-18).

На настоящий момент указанное здание имеет общую площадь 2664,1 кв.м, включает в себя  4 этажа, в том числе 1 подземный. Изложенное подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.03.2023 (т.1, л.д. 203-204).

Право собственности зарегистрировано за Герасимовым С.А. 23.03.2011.

По данным ЕГРН, объект сдается в аренду *** на период с 01.05.2012 по 23.11.2022, доверительное управление осуществляет                        *** в период по 24.11.2027.

Согласно техническому паспорту, данное здание с наименованием «здание учебно-курсового комбината» имеет общую площадь 2465,9 кв.м, включает в себя подвал и 3 этажа.

В общей площади выделено: 148,47 кв.м торговой площади, 116,96 кв.м производственной площади, 224,96 кв.м складской площади, 1061,87 кв.м учрежденческой площади, 162,65 кв.м культурно-бытовой площади, 751,03 кв.м служебной площади.

Согласно техническому паспорту с экспликацией  в указанном объекте имеются следующие помещения:

- подвал: склад, торговая (помещение №  3, площадью 42,65 кв.м, и помещение № 27, площадью 74,35 кв.м), щитовая, класс, лестница, коридор, столярная мастерская, аккумуляторная, механический узел, подсобка, шкаф, кабинет, подсобная, лестничная клетка;

- первый этаж: холл, кафе (помещение № 3, площадью 60,91 кв.м), кухня (помещение № 4, площадью 25, 92 кв.м), мойка (помещение № 7, площадью          5,85 кв.м.),  подсобная (согласно поэтажному плану, примыкающие к помещению кухни и смежные только с ним помещения №№ 5 и 6, площадью соответственно  5,31 кв.м и 6,5 кв.м), лестница, подсобная, санузел, раздевалка, коридор, кабинет, склад, мастерская, охрана, коридор, торговая (помещение № 24, площадью                 31,47 кв.м), класс;

- второй этаж: кабинет, туалет, лестница, класс, коридор, шкаф;

- третий этаж: кабинет, класс, лестница, коридор, служебная, шкаф, подсобная, актовый зал. 

Арендатор здания *** является индивидуальным предпринимателем с 12.07.2004. Его основной вид деятельности (код по ОКВЭД 68.20.2) аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, дополнительные виды деятельности – торговля в сфере автотранспорта, операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Здание с кадастровым номером: *** расположено по адресу: ***,  на земельном участке, площадью 4104 +/- 22 кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производства.

Земельный участок принадлежит на праве собственности Герасимову С.А., право собственности зарегистрировано 22.03.2017, зарегистрировано обременение – ипотека.

По данным УФНС России по Ульяновской области в здании по адресу***, д. 25,  зарегистрировано два действующих юридических лица – ООО «Приборсервис», ООО «Купецъ».

Наименование помещений как «кабинет» не тождественно понятию «офис», не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Наименование помещений «актовый зал», «класс» само по себе не предполагает их использование для коммерческих целей.

На основании статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года              № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст), торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с пунктом 33 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», склад - специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относятся операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Таким образом, для того, чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.

Фотоматериалы представлены стороной истца в материалы дела не в полном объеме, а избирательно, применительно к части помещений.

Материалами дела подтверждается, что некоторые помещения в вышеуказанном здании в спорный период арендовались юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для целей, подпадающих под понимание размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания.

При расчете суд принимает во внимание площади помещений по технической документации применительно к номерам помещений, указанным в договорах аренды (субаренды). 

20 процентов от общей площади здания Герасимова С.А. составляет в спорный период: 2465,9 х 20% = 493,18 кв.м.

В 2019 году:

- ООО «Приборсервис» - под офис 101,24 кв.м (помещения на *** *** ******) (т. 2, л.д. 199-204). Несмотря на указание в отзыве данного юридического лица, что под офис используется не вся площадь, данное обстоятельство ничем не подтверждено (изменения в договор аренды не вносились, фотоматериалы по данным помещениям не представлены), 

- ИП Даутова Г.И. – под торговую деятельность 42,65 кв.м. (она арендовала  помещения *** и *** в подвале). Несмотря на указание в договоре аренды на использование под торговлю 9 кв.м., а под склад 40,91 кв.м. (т.5, л.д. 12), из поэтажного плана с экспликацией следует, что помещение ***, общей площадью 42,65 кв.м, имеет назначение «торговое», а помещение ***, общей площадью  7,26 кв.м, имеет наименование «склад».  

- ИП Шестопалов Н.Г. и Шестопалова Ю.Н.  - под офис и торговлю            138,12 кв.м (ИП Шестопалов Ю.Н. арендовал помещения ***: помещение ***, площадью 8,48 кв.м, помещение ***, площадью 6,4 кв.м, помещение ***, площадью 41,4 кв.м, помещение ***, площадью 15,28 кв.м, помещение ***, площадью 17,47 кв.м, ИП Шестопалова Ю.Н. - помещение ***, площадью  49,09 кв.м) (т.4, л.д. 129-158),

- ИП Хуснутдинов Т.Г. под офис и торговлю 16,21 кв.м (арендовал помещения ***: ***, площадью 10,65 кв.м, ***, площадью 5,56 кв.м, ***, площадью  51,93 кв.м. (т.4, л.д. 159-167),

Таким образом, суммарная площадь помещений, использование которых в этот период подпадает под правовое регулирование статьи 378.2 НК РФ, составляет в 2019 году  508,53 кв.м, из расчета: 104,49 кв.м (общественное питание, занимало ***) + 74,35 кв.м (помещение *** ***, имеющее торговое назначение и не охваченное договорами аренды (субаренды) + 31,47 кв.м (помещение ***, имеющее торговое назначение и не охваченное договорами аренды (субаренды) + 298,22 кв.м (вышеуказанные арендуемые помещения).

В 2020 году:

- ООО «Приборсервис» - под офис 101,24 кв.м  (помещения на ***, ***) (т. 2, л.д. 179-184). Несмотря на указание в отзыве данного юридического лица, что под офис используется не вся площадь, данное обстоятельство ничем не подтверждено (изменения в договор аренды не вносились, фотоматериалы по данным помещениям не представлены), 

- ИП Даутова Г.И. – под торговую деятельность 42,65 кв.м. (она арендовала  помещения *** в ***). Несмотря на указание в договоре аренды на использование под торговлю 9 кв.м., а под склад 40,91 кв.м. (т.4,              л.д. 45-48), из поэтажного плана с экспликацией следует, что помещение ***, общей площадью 42,65 кв.м, имеет назначение «торговое», а помещение ***, общей площадью 7,26 кв.м, имеет наименование «склад».  

- ИП Шестопалов Н.Г.  - под офис и торговлю 73,75 кв.м (арендовал помещения ***: помещение ***, площадью 17,47 кв.м, помещение ***, площадью 8,48 кв.м, помещение ***, площадью           6,4 кв.м, помещение ***, площадью 41,4 кв.м (т.4, л.д. 1-15),

- ИП Шестопалова Ю.Н. - помещение ***, площадью 49,09 (т.5,         л.д. 23-32),

- ИП Хуснутдинов Т.Г. под офис и торговлю 16,21 кв.м (арендовал помещения ***: ***, площадью 10,65 кв.м, ***, площадью 5,56 кв.м, ***, площадью  51,93 кв.м. (т.4, л.д. 16-20).

Таким образом, суммарная площадь помещений, использование которых в этот период подпадает под правовое регулирование статьи 378.2 НК РФ, составляет в 2020 году 493,25 кв.м, из расчета: 104,49 кв.м (общественное питание, занимало ***) + 74,35 кв.м (помещение *** ***, имеющее торговое назначение и не охваченное договорами аренды (субаренды) + 31,47 кв.м (помещение *** ***, имеющее торговое назначение и не охваченное договорами аренды (субаренды) + 282,94 кв.м (вышеуказанные арендуемые помещения).

В 2021 году:

- ООО «Приборсервис» - под офис 101,24 кв.м  (помещения на ***) (т. 2, л.д. 167-172). Несмотря на указание в отзыве данного юридического лица, что под офис используется не вся площадь, данное обстоятельство ничем не подтверждено (изменения в договор аренды не вносились, фотоматериалы по данным помещениям не представлены), 

- ИП Даутова Г.И. – под торговую деятельность 42,65 кв.м. (она арендовала  помещения *** в ***). Несмотря на указание в договоре аренды на использование под торговлю 9 кв.м., а под склад 40,91 кв.м. (т.3,            л.д. 114-125), из поэтажного плана с экспликацией следует, что помещение ***, общей площадью 42,65 кв.м, имеет назначение «торговое», а помещение ***, общей площадью 7,26 кв.м, имеет наименование «склад».  

- ИП Шестопалова Ю.Н. – под офис и торговлю 47,8 кв.м помещения ***: помещение ***, площадью 6,4 кв.м, помещение ***, площадью 41,4 кв.м (т.3,  л.д. 135-144),

- ИП Шестопалов Н.Г.  - под офис и торговлю 75,04 кв.м помещения ***: помещение ***, площадью 8,48 кв.м, (т.3, л.д. 156-165), помещение ***, площадью 49,09 (т.3, л.д. 167-176),  помещение ***, площадью 17,47 кв.м (т.3, л.д. 177-187),

- ИП Хуснутдинов Т.Г. под офис и торговлю 16,21 кв.м (арендовал помещения ***, площадью 10,65 кв.м, ***, площадью 5,56 кв.м, ***, площадью  51,93 кв.м. (т. 3, л.д. 188-199).

Таким образом, суммарная площадь помещений, использование которых в этот период подпадает под правовое регулирование статьи 378.2 НК РФ, составляет в 2021 году  493,25 кв.м, из расчета: 104,49 кв.м (общественное питание) + 74,35 кв.м (помещение ***, имеющее торговое назначение и не охваченное договорами аренды (субаренды) + 31,47 кв.м (помещение ***, имеющее торговое назначение и не охваченное договорами аренды (субаренды) + 282,94 кв.м (вышеуказанные арендуемые помещения).

В 2022 году:

- ООО «Приборсервис» - под офис 101,24 кв.м  (помещения на ***) (т. 2, л.д. 161-166). Несмотря на указание в отзыве данного юридического лица, что под офис используется не вся площадь, данное обстоятельство ничем не подтверждено (изменения в договор аренды не вносились, фотоматериалы по данным помещениям не представлены), 

- ИП Даутова Г.И. – под торговую деятельность 42,65 кв.м. (она арендовала  помещения *** и *** в ***). Несмотря на указание в договоре аренды на использование под торговлю 9 кв.м., а под склад 40,91 кв.м. (т.3,               л.д. 25-32), из поэтажного плана с экспликацией следует, что помещение ***, общей площадью 42,65 кв.м, имеет назначение «торговое», а помещение ***, общей площадью 7,26 кв.м, имеет наименование «склад»,

- ООО «Группа компаний «Погода в доме» - под торговлю помещения общей площадью 582,77 кв.м., на ***: помещения *** и *** (т.3, л.д. 73-82),

- ИП Шестопалова Ю.Н. – под офис и торговлю 118,68 кв.м помещения ***: помещение ***, площадью 20,18 кв.м, помещение ***, площадью 31,74 кв.м, помещение ***, площадью 66,76 кв.м  (т.3, л.д. 41-  56),

Таким образом, суммарная площадь помещений, использование которых в этот период подпадает под правовое регулирование статьи 378.2 НК РФ, составляет в 2022 году  919,69 кв.м, из расчета: 74,35 кв.м (помещение ***, имеющее торговое назначение и не охваченное договорами аренды (субаренды) + 845,34 кв.м (вышеуказанные арендуемые помещения).

Суд не может согласиться с утверждением стороны истца, что помещения, имеющие  торговое и бытовое назначение по технической документации не должны суммироваться с фактически используемыми для таких целей помещениями.

При вышеуказанном расчете площадей не допущено их наложение.

Поскольку не менее 20 процентов общей площади здания согласно документам технической инвентаризации и по фактическому использованию по каждому периоду занимают помещения, предназначенные для размещения объектов торговли, офисной деятельности и общественного питания, следовательно, данное здание признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Таким образом, входящие в его состав помещения являются объектами налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости.

На основании изложенного, суд считает, что  здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2465,9 кв.м, имеющее наименование «здание учебно-курсового комбината», правомерно включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, поскольку оно в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовали  перечни в оспариваемой части, не имеется.

Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований как основных, так и производных (о взыскании судебных расходов).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

в удовлетворении административных исковых требований Герасимова Сергея Алексеевича о признании недействующими: пункта 10274 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области                № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункта 8329 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; пункта 6029 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр                   от 11 ноября 2020 года; пункта 12081 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,               на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 1200 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  12 апреля 2023 года.