Судебный акт
О предоставлении ЕДВ на ребенка от 8 до 17 лет
Документ от 11.04.2023, опубликован на сайте 18.04.2023 под номером 105527, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, обязании назначить денежную выплату, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анциферова Н.Л.                                                        73RS0001-01-2022-006653-86

Дело № 33-1581/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          11 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 ноября 2022 года, с учетом определения судьи того же суда от 26 января 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-4866/2022, по которому постановлено:

 

Исковые требования Струнковой Ирины Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие на ребенка от восьми до семнадцати лет удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области назначить Струнковой Ирине Александровне ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, с 01 мая 2022 года.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Стрункова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка от восьми до семнадцати лет.

В обоснование иска указано, что решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 08.05.2022 Струнковой И.А. отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет включительно. В качестве причины отказа указано наличие трех зарегистрированных транспортных средств. Однако ей были даны пояснения с предоставлением подтверждающих документов о том, что транспортное средство их семье не принадлежит, но его невозможно снять с учета в связи с наличием запрета на совершение регистрационных действий. После этого вновь подано аналогичное заявление. Однако в решении от 30.08.2022 уже указана другая причина отказа – отсутствие трудовых доходов супруга. Полагает, что имеет право на дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет включительно. В указанные периоды ее супруг состоял на учете в центре занятости в качестве безработного.

С учетом изложенного, Стрункова И.А. просила признать незаконным решение ГУ-ОПФР по Ульяновской области об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет, обязать назначить денежную выплату на детей возрасте от 8 до 17 лет с 01.05.2022.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что ежемесячная денежная выплата устанавливается с учетом комплексной оценки нуждаемости семьи. При назначении выплат используется «правило нулевого дохода», которое предполагает, что у взрослого члена семьи отсутствие доходов может быть обосновано только объективными жизненными обстоятельствами. Поскольку за расчетные периоды у супруга Струнковой И.А. отсутствовал доход от трудовой или иной деятельности и отсутствие доходов не было обосновано никакими объективными жизненными обстоятельствами, ответчиком были приняты решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Суд не применил пункт 5 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 3630, которым закреплен порядок определения размера ежемесячной денежной выплаты. Отмечает, что размер ежемесячной выплаты зависит от среднедушевого дохода семьи. Суд, обязывая назначить ежемесячную денежную выплату, не указывает ни размер дохода от трудовой деятельности супруга Струнковой И.А., ни среднедушевой доход семьи Струнковой И.А., ни размер ежемесячной денежной выплаты. В обоснование решения, суд указал, что супруг истицы работал неофициально на мебельной фабрике, и его заработная плата составляла в среднем 30 000 руб., но никаких доказательств этому предоставлено не было.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Стрункова (Бизина) И.А. и Струнков И.В. состоят в зарегистрированном браке с ***.2013 (л.д. 26).

Струнковы являются родителями С***, ***.2002 года рождения, С***, ***.2004 года рождения, С***, ***.2006 года рождения, С***., ***.2020 года рождения (л.д. 25, 27-29).

Из материалов дела также следует, что 01.05.2022, 10.05.2022, 02.06.2022, 10.06.2022, 17.06.2022 и 26.08.2022 Струнковой И.А. через Единый портал госуслуг были поданы заявления в ГУ-ОПФР по Ульяновской области о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет – С***, ***.2006 года рождения (л.д. 71-88).

Решениями ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 08.05.2022, 14.05.2022, 08.06.2022 истице было отказано в назначении указанной ежемесячной денежной выплаты в связи с наличием в собственности ее семьи трех транспортных средств (л.д. 65-67).

При этом сведения о нахождении автотранспортного средства под арестом и (или) в розыске Струнковой И.А. были представлены.

Решением от 16.06.2022 ответчик отказал Струнковой И.А. в назначении указанной выплаты по причине отсутствия у супруга истицы – Стрункова И.В. дохода от трудовой или иной деятельности (л.д. 68).

В дальнейшем по указанному основанию истице было отказано решениями ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 21.06.2022 и 30.08.2022 (л.д. 69-70).

Заявляя исковые требования о возложении на ГУ-ОПФР по Ульяновской области обязанности назначить ей ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, Стрункова И.А. сослалась на отсутствие у пенсионного фонда предусмотренных законом оснований для отказа в ее назначении.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

В период спорных правоотношений действовал Указ Президента Российской Федерации от 31.05.2022 № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», который утратил силу с 01.01.2023.

Данным Указом Президента Российской Федерации с 01.04.2022 была установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее – Порядок), в период возникновения спорных правоотношений были регламентированы Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 630, которое утратило силу с 1 января 2023 года.

Согласно пункту 8 Порядка ежемесячная денежная выплата осуществляется с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, но не ранее 1 апреля 2022 г., до достижения ребенком возраста 17 лет.

По заявлениям о назначении ежемесячной денежной выплаты, поданным до 1 октября 2022 г., ежемесячная денежная выплата осуществляется за прошедший период начиная с 1 апреля 2022 г., но не ранее месяца достижения ребенком возраста 8 лет.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной денежной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения.

Ежемесячная денежная выплата выплачивается за полный месяц независимо от даты рождения ребенка, даты исполнения 17 лет в конкретном месяце или даты обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

В силу пункта 19 Порядка, в случае если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, представляет документы (сведения).

Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (пункт 25 Порядка).

Основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты были предусмотрены пунктом 23 Порядка, подпунктом «л» которого в качестве одного из оснований для отказа было предусмотрено отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «е», «к», «м» - «о» и «р» пункта 32 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 33 настоящих основных требований.

Этим же подпунктом «л» пункта 23 Порядка предусмотрены исключения из его применения, в то числе, в случае, если заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также, если семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи).

При этом в соответствии с абзацем первым пункта 24 Порядка периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в подпункте «л» пункта 23 настоящих основных требований, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 33 настоящих основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты не принимается.

Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Таким образом, указанным Порядком было предусмотрено назначение ежемесячной денежной выплаты в случае отсутствия у заявителя и членов его семьи официального дохода по уважительным причинам, и такие причины сохранялись на протяжении 10 и более месяцев расчетного периода в совокупности.

Как следует из материалов дела, на момент возникновения спорных правоотношений в состав семьи Струнковой И.А. входили сама истица, ее супруг Струнков И.В., С***, достигший возраста 18 лет, и несовершеннолетние С***, ***2004 года рождения, С***, ***2006 года рождения, и С***, ***2020 года рождения.

По заявлениям Струнковой И.А. от 01.05.2022 и 10.05.2022 расчетный период, исходя из требований пункта 33 Порядка, составляет с 01.01.2021 по 31.12.2021, по заявлениям от 02.06.2022, 10.06.2022, 17.06.2022 – с 01.02.2021 по 31.01.2022, а по последнему заявлению от 26.08.2022 – с 01.04.2021 по 31.03.2022.

Согласно информации УФНС России по Ульяновской области сведения о доходах Струнков И.В. за 2021 год отсутствуют (л.д. 31).

По сведениям ОГКУ «К***» Струнков И.В. был зарегистрирован в качестве *** в период с 04.05.2022 по 19.08.2022. Снят с учета в связи с длительной неявкой в органы службы занятости без уважительных причин (л.д. 110).

Таким образом, из представленных материалы дела доказательств следует, что ни в один из расчетных периодов Струнков И.В. не имел дохода, не был зарегистрирован в качестве безработного, при этом уважительных причин, по которым он не являлся получателем дохода, не имеется.

Между тем, отказывая в назначении Струнковой И.А. ежемесячной денежной выплаты пенсионным органом не было учтено, что в соответствии со статьей 1 Закона Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-30 «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» многодетными признаются семьи, имеющие на воспитании и (или) содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей старше этого возраста, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования в очной форме, - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Исходя из указанных критериев, семья истицы является, и являлась в спорный период, многодетной.

При этом сама Стрункова И.А. в расчетный период не являлась получателем дохода по причине ухода за несовершеннолетним С***, ***.2020 года рождения, который возраста полутора лет достиг ***.2022, а Струнков И.В. – в связи с тем, что их семья являлась (является) многодетной.

Следовательно, как истица, так и ее супруг не являлись получателями дохода по уважительным причинам, предусмотренным подпунктом «л» пункта 23 Порядка.

При таких обстоятельствах, законных оснований для отказа в назначении Струнковой И.А. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет – С***, ***2006 года рождения, у ответчика не имелось, в связи с чем выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по существу являются правильными.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно указан вид спорной меры социальной поддержки как пособие, а не ежемесячная денежная выплата, а также дата, с которой она назначена судом (01.05.2022), заслуживают внимания.

С учетом приведенных выше положений пункта 8 Порядка ежемесячная денежная выплата на ребенка – С***, ***2006 года рождения, должна быть назначена истице с 01.04.2022, так как она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении данной меры социальной поддержки 01.05.2022.

С учетом изложенного решение суда следует изменить, обязав Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Струнковой И.А. ежемесячную денежную выплату на ребенка – С***, ***2006 года рождения, с 01.04.2022.

В остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области следует отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 ноября 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 26 января 2023 года об исправлении описки изменить, обязав Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Струнковой Ирине Александровне ежемесячную денежную выплату на ребенка – С*** К*** И***, *** 2006 года рождения, с 1 апреля 2022 года.

В остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.04.2023