Судебный акт
О признании недействующими НПА
Документ от 30.03.2023, опубликован на сайте 14.04.2023 под номером 105521, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                       73OS0000-01-2022-000327-33

Дело № 3а-135/2023 (№ 3а-303/2022)

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

30 марта 2023 года                                                                         г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

при прокурорах Родионове Р.Р., Шибанове А.А., Тихомирове А.О., 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов о признании недействующим в части указа Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года № 120 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области  от 02.04.2020 № 40»,                       о признании недействующим указа Губернатора Ульяновской области                         от 6 февраля 2023 года № 11 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40»,

 

установил:

 

2 апреля 2020 года Губернатором Ульяновской области принят указ  № 40 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области».

Указ Губернатора Ульяновской области от 2 апреля 2020 года № 40 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, дата публикации 8 апреля 2020 года, номер публикации: 7300202004080001.

22 сентября 2022 года Губернатором Ульяновской области принят указ           № 120 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области                    от 02.04.2020 № 40».

Указ Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года № 120 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http://pravo.gov.ru/, дата публикации – 26 сентября 2022 года, номер публикации: 7300202209260005.

Данным указом внесены изменения в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области», а именно изложены в новой редакции: пункты 1 и 2 подраздела «Перечень охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты» подраздела 1.3.6 раздела 1.3; подраздел 1.5.1 раздела 1.5.

6 февраля 2023 года Губернатором Ульяновской области принят указ № 11 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020          № 40».

Указ Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года № 11 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, дата публикации 7 февраля 2023 года, номер публикации: 7300202302070002.

Данным указом внесены изменения в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области», а именно изложены в новой редакции: пункт 1.4.2 подраздела «Состояние и развитие отрасли туризма» раздела 1.4 со включением в него Карты-схемы административного деления территории Ульяновской области с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства; подраздел 1.5.3 раздела 1.5 со включением в него Карты-схемы отображения категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на территории Ульяновской области, абзац первый подраздела 1.5.4 изложен в иной редакции.  Этот указ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 27 сентября 2022 года, что закреплено в пункте 2 указа.

Ульяновская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее по тексту также УООООиР), являющаяся охотпользователем на основании ряда охотхозяйственных соглашений, обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в процессе судебного разбирательства, о признании недействующими со дня принятия: подпункта 2 пункта 1 указа Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года № 120 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области  от 02.04.2020 № 40» в части установления по состоянию на 1 января 2022 года общей площади охотничьих угодий Ульяновской области в размере  3208200 га, в том числе: 2795452,49 га - площади закрепленных охотничьих угодий (87,14%); 412747,51 га - площади общедоступных охотничьих угодий (12,86%); указа Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года № 11 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40». Административным истцом не оспаривается Указ Губернатора Ульяновской области от 2 апреля 2020 года № 40 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области» в первоначальной редакции (такое право истцу разъяснено и понятно). При этом УООООиР указано, что при принятии оспариваемых указов от 22 сентября 2022 года № 120 (в оспариваемой части) и           от 6 февраля 2023 года № 11 нарушены требования Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; требования приказа Минприроды России от 31.08.2010 № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре» и утвержденных им приложений; приказа Минприроды России от 06.08.2010 № 306 «Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий» и утвержденного им приложения. Указано, что установленные в указе от 22 сентября 2022 года № 120 по состоянию на 1 января 2022 года значения общей площади охотничьих угодий Ульяновской области, площади закрепленных охотничьих угодий, площади общедоступных охотничьих угодий не являются достоверными, проверяемыми, не основаны на документально подтвержденных текущих данных. Указом от 6 февраля 2023 года № 11 утверждено картографическое описание границ охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства при отсутствии надлежащего описания границ, приложением к которому должна быть эта карта. Карта-схема отображения категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на территории Ульяновской области выполнена на основе недостоверных материалов. При внесении изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области был нарушен порядок внесения таких изменений, установленный пунктом 11 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335, а именно: не выполнено требование, что изменения вносятся в Схему в порядке, предусмотренном для ее составления. В нарушение пункта 7 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335, при внесении изменений в Схему, при которых были изменены границы охотничьих угодий области, закрепленные  охотхозяйственными соглашениями (с учетом дополнительных соглашений), не были использованы актуальные материалы государственного охотхозяйственного реестра, данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалы отражающие состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалы натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем. В связи с принятием оспариваемых нормативных правовых актов нормативно закреплено изменение  площадей и границ (картографических)  охотничьих угодий области в неактуальных значениях, имеющих расхождения с закрепленными в охотхозяйственных соглашениях, с фактическим сокращением площадей закрепленных за УООООиР охотничьих угодий. Это нарушает права и интересы административного истца на использование закрепленных за УООООиР в установленном порядке охотничьих угодий. Сокращение количества закрепленных охотничьих угодий повлекло для УООООиР разбирательства в арбитражном суде, куда обратилось Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области с требованиями к  УООООиР о признании недействительными ряда  охотхозяйственных соглашений, заключенных УООООиР и Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца УООООиР  по доверенности Тихонова Е.Н.,  законный представитель УООООиР Федоров А.Н. административные исковые требования полностью поддержали, привели вышеуказанные доводы. Указали, что использованные при подготовке изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области данные не достоверные, не соответствуют реальному положению вещей и сведениям о состоянии государственного охотхозяйственного реестра Ульяновской области на спорный период, которыми располагает Минприроды России (сведения получены по обращению УООООиР через ***, членом которой является УООООиР). Данные о площадях и границах охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, закрепленные в оспариваемых указах, отличаются от сведений, содержащихся в карте-схеме административного деления территории Ульяновской области с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства, которая была размещена на официальном сайте Минприроды субъекта до октября 2022 года,  и была известна и доступна всем, в том числе всем охотпользователям.  С принятием оспариваемых указов карта-схема была замена на новую (оспариваемую). Акты выполненных работ к государственному контракту с *** не подтверждают выполнение при подготовке внесения изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области мероприятий, требуемых законодательством. С изданием оспариваемых нормативных правовых актов порождаются спорные ситуации на практике, так как в условиях расхождения закрепленных оспариваемыми нормативными правовыми актов площадей и границ (картографических)  охотничьих угодий с таковыми по охотхозяйственным соглашениям  охотник может оказаться как на территории другого (не своего) охотничьего угодья, а также на территории, где охота запрещена, что может повлечь привлечение его к установленной законом ответственности. Кроме того, в адрес  УООООиР  поступило коллективное обращение от охотников – членов охотничьего коллектива Тереньгульского подразделения общества, согласно которому в настоящее время возникла спорная ситуация по существовавшей в течение многих лет границе Тереньгульского ООиР и установленной по новой карте границе охотхозяйства ***. Представитель по доверенности Тихонова Е.Н. высказала  предположение, что при принятии оспариваемого указа от 6 февраля 2023 года № 11 также, возможно, нарушена процедура его принятия, так как он принят в ускоренном порядке в период нахождения дела в суде. 

Представитель административного ответчика Губернатора Ульяновской области по доверенности Шашина О.А. в судебном заседании с административным иском не согласилась. Просила учесть также письменные возражения на иск. Пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением процедуры и в рамках полномочий Губернатора Ульяновской области. Считает, что права и интересы УООООиР данными указами не нарушены, так как площади на 01.01.2022 в оспариваемом указе № 120 от 22.09.2022 только констатированы и соответствуют площадям, закрепленным в охотхозяйственных соглашениях с УООООиР и с другими охотпользователями. В картах-схемах, утвержденных указом № 11 от 06.02.2023, обозначены ориентиры, что следует понимать как  примерные границы охотничьих угодий. Словесное описание границ охотничьих угодий, в настоящее время нормативно не закреплено, оно содержатся только в охотхозяйственных соглашениях. Не оспорила, что при принятии оспариваемых указов не проводилось мероприятий, указанных в пункте 7 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335. Утверждает, что этого не требовалось, так как были использованы материалы, подготовленные в рамках  государственного контракта с ***, которые не утратили актуальность. Ссылается на  ответ заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.03.2023, разъясняющий порядок применения пункта 7 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335. Считает, что с принятием оспариваемых указов в указ Губернатора  Ульяновской области от 02.04.2020 № 40 не вносились такие изменения, которые требовали бы соблюдения процедуры, установленной пунктом 11  Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335. Сообщила, что указом Губернатора  Ульяновской области от 02.04.2020 № 40 такой документ как Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области принят впервые. В указ № 40 внесены изменения двумя оспариваемыми в рамках данного дела указами, которые не отменены и не изменены. В оспариваемом указе № 120 от 22.09.2022 констатированы данных о размерах и процентном соотношении соответствующих площадей. Принятие указа № 11 от 06.02.2023 связано с указом № 120 от 22.09.2022, так как в период нахождения дела в суде было выявлено, что по техническим причинам в указ от 02.04.2020 № 40 в первоначальной редакции не включены карты-схемы, разработанные в рамках государственного контракта от 10.12.2018. Это было восполнено с принятием указа № 11 от 06.02.2023. При этом данные в картах-схемах, включенных в указ № 11 от 06.02.2023, соответствуют площадям, закрепленным в указе  № 120 от 22.09.2022, потому указ № 11 от 06.02.2023 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 27 сентября 2022 года. Считает, что не следует принимать во внимание ранее размещенную до октября 2022 года на сайте Минприроды области соответствующую карту-схему, так как она не была в установленном порядке утверждена Губернатором Ульяновской области. 

Ранее участвовавшим в процессе судебного разбирательства представителем административного ответчика по доверенности Тарасовой Д.Д. административные исковые требования не признавались. Было пояснено, что с принятием указа  Губернатора Ульяновской области № 120 от 22.09.2022 общая площадь охотничьих угодий субъекта  не изменилась, а незначительно изменились площади и внутренние  границы общедоступных и закрепленных охотничьих угодий по сравнению с существовавшими на момент принятия указа в первоначальной редакции. Это  было связано, в том числе с вынесением в адрес Минприроды субъекта предписания  управления Росприроднадзора от *** года об устранении нарушений законодательства.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области по доверенности Галеева Н.Г. в судебном заседании полагала административный иск не обоснованным, просила учесть доводы письменных возражений и отзывов. Пояснила, что для принятия Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области Министерством был заключен государственный контракт от ***. Контракт был исполнен в срок, окончательный акт сдачи-приемки услуг подписан ***. Исполнителем работ были изучены охотхозяйственные соглашения, выполнены другие действия по контракту, подготовлены отчет и картографический материал, которые положены в основу указа Губернатора от 02.04.2020 № 40. При этом картографический материал не был в установленном  порядке утвержден Губернатором и был размещен на официальном сайте Министерства без такого утверждения. В связи с поступлением в адрес Минприроды субъекта предписания  управления Росприроднадзора от *** года об устранении нарушений законодательства в части несоответствия соотношения площадей общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, Министерство обратилось в *** для производства работ в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту. Был составлен акт выполнения гарантийных обязательств от ***, в рамках которого были внесены изменения в ранее составленный Отчет о НИР, что легло в основу оспариваемых указов. Считает, что изменения в площадях и границах охотничьих угодий связаны с тем, что не были учтены несколько охотхозяйственных соглашений. Считает, что права и интересы УООООиР не нарушены. Сообщила, что о спорных ситуациях по границам охотничьих угодий в Министерство сообщений и обращений не поступало.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям) в судебное заседание не явился, извещен.

Прокурор Родионов Р.Р. в заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению. Указано, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не были нарушены требования законодательства.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее также КАС РФ) Российской Федерации, мнения участников процесса, прокурора,  суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения части 6 указанной статьи устанавливают, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Во исполнение части 8  статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.  В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июня 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июня 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 указанного Федерального закона в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется территориальное охотустройство. В силу частей 3 - 5 этой же статьи, документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации. В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов. К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.

При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июня 2009 года № 209-ФЗ).

При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (часть 7 статьи 39 Федерального закона от 24 июня 2009 года № 209-ФЗ).

Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 8 статьи 39 Федерального закона от 24 июня 2009 года № 209-ФЗ).

Состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок ее составления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 39 Федерального закона от 24 июня 2009 года № 209-ФЗ).

В силу части 1 статьи 19 Устава Ульяновской области (утвержден  постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19.05.2005      № 31/311) Губернатор Ульяновской области является высшим должностным лицом Ульяновской области и входит в систему исполнительных органов Ульяновской области.

В соответствии с часть. 1 статьи 22 Устава Ульяновской области, Губернатор Ульяновской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Ульяновской области издает указы и распоряжения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела 2 апреля 2020 года Губернатором Ульяновской области принят указ  № 40                «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области».

Указ Губернатора Ульяновской области от 2 апреля 2020 года № 40 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, дата публикации 8 апреля 2020 года, номер публикации: 7300202004080001.

Данный указ в первоначальной редакции не имел приложений.

Этим указом, как закреплено по его тексту, в соответствии со статьями 34 и 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре»,  постановлено утвердить прилагаемую Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области.

В пункте 1.2.2 Схемы, утвержденной указом от 2 апреля 2020 года № 40,  имеется указание на то, что документ подготовлен в условиях неполноты имеющихся статистических данных в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, оговорена возможность последующих корректировок и обновлений Схемы.

Указ от 2 апреля 2020 года № 40 в рамках данного дела не оспаривается административным истцом.

22 сентября 2022 года Губернатором Ульяновской области принят указ           № 120 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40».

Указ Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года № 120 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http://pravo.gov.ru/, дата публикации – 26 сентября 2022 года, номер публикации: 7300202209260005.

Данным указом внесены изменения в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области», а именно изложены в новой редакции: пункты 1 и 2 подраздела «Перечень охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты» подраздела 1.3.6 раздела 1.3; подраздел 1.5.1 раздела 1.5.

В частности, подраздел 1.5.1 раздела 1.5 изложен в следующей оспариваемой в рамках данного дела редакции:

«1.5.1. Информация о принадлежности охотничьих угодий и иных

территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов

(по каждому охотничьему угодью или иной территории)

По состоянию на 1 января 2022 года общая площадь охотничьих угодий Ульяновской области составляла 3208200 га, в том числе:

2795452,49 га - площадь закрепленных охотничьих угодий (87,14%);

412747,51 га - площадь общедоступных охотничьих угодий (12,86%).».

 

6 февраля 2023 года Губернатором Ульяновской области принят указ № 11 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020        № 40».

Указ Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года № 11 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, дата публикации 7 февраля 2023 года, номер публикации: 7300202302070002.

Данным указом внесены изменения в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области».

Этим указом пункт 1.4.2 подраздела «Состояние и развитие отрасли туризма» раздела 1.4 изложен в следующей редакции:

«1.4.2. Карта-схема административного деления территории Ульяновской области с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства:» (включена карта-схема).

Закреплено, что при разработке указанной карты-схемы использовались электронные картографические материалы в масштабе 1:200000 в системе координат WGS84, а также слои физико-географической и общественно-географической основ (гидрография, рельеф, административное деление, населенные пункты, дорожная сеть).

Этим же указом подраздел 1.5.3 изложен в следующей редакции:

«1.5.3. Картографический материал, содержащий графическое

отображение и данные о площадях категорий и классов

элементов среды обитания охотничьих ресурсов

 

Карта-схема отображения категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на территории Ульяновской области:» (включена карта-схема).

«Указанная карта-схема выполнена на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, лесного плана Ульяновской области, документов территориального планирования, схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Ульяновской области, картографических материалов, материалов космической съемки поверхности Земли и иных материалов и источников.».

Этим же указом абзац первый подраздела 1.5.4 изложен в следующей редакции:

«Карта-схема отображения категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на территории Ульяновской области разработана на основе дешифрования данных космической съемки.».

В пункте 2 указа Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года № 11 закреплено, что указ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 27 сентября 2022 года.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченным органом - Губернатором Ульяновский области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой он вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Вопреки позиции административного истца, данных о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов не установлено. 

Как следует из материалов дела, Ульяновская областная общественная организация охотников и рыболовов в соответствии с уставом организации является общественной организацией, основной целью деятельности которой является ведение и развитие охотничье-рыболовного хозяйства, организация любительской и спортивной охоты, иные виды пользования объектами животного мира на предоставленных для этих целей территориях - охотничьих угодьях.

Кроме того, в силу Устава УООООиР осуществляет защиту прав и законных интересов членов данной организации (пункты 2.1.7, 3.1.7).

Материалами дела подтверждается, что УООООиР в течение длительного периода времени осуществляло свою деятельность как охотпользователь на закрепленных в установленном порядке территориях на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, а после вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - осуществляет на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области (прежнее наименование Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области).

В статье 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (часть 3).

В случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих угодий в субъекте Российской Федерации, в таком субъекте Российской Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона (часть 8).

Данный Федеральный закон вступил в законную силу в основной части  с 1 апреля 2010 года.

Приведенные законоположения в их системной взаимосвязи свидетельствуют о том, что федеральный законодатель, принимая новое правовое регулирование в области охотпользования, одновременно предусмотрел неизменность до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром границ охотничьих угодий, описанных в долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов и договоре о предоставлении в пользование территорий или акваторий.

В судебном заседании представителями УООООиР было сообщено, представителем административного ответчика не оспорено, представителем заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области подтверждено, что с УООООиР были заключены охотхозяйственные соглашения в тех же площадях и границах, что ранее соответствовали условиям долгосрочных лицензий на пользование животным миром.

В судебном заседании установлено, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.

Как установлено пунктом 1 статьи 2 указанного Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ, одним из принципов правового регулирования в области охоты является обеспечение устойчивого использования охотничьих ресурсов.

Принцип обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования животного мира отнесен также к основным принципам государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира (статья 12 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

В соответствии с пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ установлено, что в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ охотничьи угодья подразделяются на:

охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (закрепленные охотничьи угодья);

охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).

Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ).

Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 209-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона № 209-ФЗ на землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

На основании части 2 статьи 27 Федерального закона № 209-ФЗ по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Охотхозяйственное соглашение в числе иных условий включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (пункт 1 части 4 статьи 27 Федерального закона № 209-ФЗ).

Как следует из представленных в материалы дела охотхозяйственных соглашений с УООООиР, по их тексту (в пунктах 2.2 каждого соглашения) описаны границы соответствующих охотничьих угодий.

Эти границы были восприняты из действовавших до этого долгосрочных лицензий, договоров на пользование животным миром. В их основу положены данные применявшегося в течение многих лет Атласа охотничьих хозяйств Ульяновского областного общества охотников и рыболовов.

Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335 утверждены Порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре.

Приказом Минприроды России от 06.08.2010 № 306 утверждены требования к описанию границ охотничьих угодий.

По тексту указанных приказов в их водной части обозначено, что они приняты в целях реализации статьи 32 (и 39) Федерального закона                                от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В пункте 2 указанного Порядка (утвержденного приказом № 335) составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации закреплено, что Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

Схема составляется на 10 лет (пункт 3 Порядка).

Схема утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 5 Порядка).

Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем (пункт 7 Порядка).

При составлении Схемы материалы о размещении и использовании охотничьих угодий, состоянии численности охотничьих ресурсов и среды их обитания приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в части информации, содержащейся в указанных документах (пункт 8 Порядка).

При составлении Схемы обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (пункт 9 Порядка).

При составлении Схемы границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 10 Порядка).

Изменения вносятся в Схему в порядке, предусмотренном для ее составления, и утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 11 Порядка).

В числе требований к  составу и структуре Схемы закреплены, в том числе такие, как:

- раздел 1.4. Характеристика размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, и использования охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации;

- раздел 1.5. Характеристика состояния численности и размещения охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;

- в раздел «Социально-экономическая характеристика субъекта Российской Федерации» включаются:

4.1. карта-схема административного деления территории субъекта Российской Федерации с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства.

В соответствии с пунктом 15 статьи 32 Федерального закона № 209-ФЗ утверждение требований к описанию границ охотничьих угодий относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно Требованиям к описанию границ охотничьих угодий (утверждены Приказом Минприроды России от 06.08.2010 № 306), описание границ охотничьих угодий начинается с северо-западной точки. Затем последовательно описываются сначала северная, затем восточная, затем южная и последней - западная границы. Отрезки границ выбираются, исходя из конфигурации территории на местности, но их общий вектор должен соответствовать указанной стороне света. Северная граница описывается с запада на восток, восточная - с севера на юг, южная - с востока на запад, западная - с юга на север. Описание конечной точки отрезка каждой границы должно соответствовать описанию начальной точки следующей границы и так слева направо от северо-западной точки до возвращения к ней.  Описание границ охотничьих угодий без использования навигационных приборов возможно только по четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентирам: береговым линиям или фарватерам внутренних постоянных и внешних водоемов, действующим железнодорожным путям, автомобильным дорогам с твердым покрытием или дорогам, имеющим дорожные кюветы, горным хребтам и вершинам, действующим высоковольтным линиям электропередач (пункты 1-4).

Все ориентиры, используемые при описании границ охотничьих угодий, должны быть указаны на схеме (карте), являющейся неотъемлемой частью описания (пункт 11 Требований).

При описании границ охотничьих угодий указывается информация о наличии земель, земельных участков, правовой режим которых не допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и которые не подлежат включению в состав охотничьих угодий в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также приводятся сведения о границах таких земель и земельных участков. Сведения о границах земель и земельных участков, указанные в пункте 12 настоящих Требований, описываются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, схемами землеустройства, а в случае отсутствия описания границ таких земель и земельных участков в указанных документах - в соответствии с настоящими Требованиями (пункты 12, 13 Требований).

В силу статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, государственный охотхозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации (в том числе данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания) об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Во исполнение части 2 указанной статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, в государственном охотхозяйственном реестре содержится документированная информация, в том числе о количественных и качественных характеристиках охотничьих ресурсов (в том числе данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания); о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.

Ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется на основе принципов обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащейся в нем документированной информации, сопоставимости такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).

Ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).

Порядок ведения, структура, формы и состав государственного охотхозяйственного реестра, а также порядок сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации, предоставления такой информации заинтересованным лицам, формы обмена такой информацией устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).

Во исполнение пункта 2.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области (утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П), данное Министерство осуществляет полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе: осуществляет ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории Ульяновской области и государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Ульяновской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Приказом Минприроды России от 28.07.2021 № 519 установлен порядок ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, а также порядок сбора и хранения документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, предоставления такой информации заинтересованным лицам, форм обмена такой информацией.

В пункте 15 утвержденного приказом  Минприроды России от 28.07.2021 № 519 порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра закреплено, что ведение Реестра осуществляется на основе принципов обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащейся в нем документированной информации, сопоставимости такой информации с документированной информацией, содержащейся в других государственных информационных ресурсах.

В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен принцип по соблюдению права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

К полномочиям  Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, согласно вышеуказанному Положению, отнесено также внесение в установленном порядке Губернатору Ульяновской области предложений по утверждению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области (пункт 2.5).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области как заказчиком и ***  как исполнителем был заключен государственный контракт от *** (т.1, л.д.166-170). Его предметом явилось составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, что указано в техническом задании – приложении *** к государственному контракту (т.1, л.д.171).

Техническим заданием было предусмотрено проведение  геодезических и картографических работ (пункт 5.2), подготовка картографического материала (пункты 5.3, 5.4, 6.4.2, 6.5.3 технического задания).

В пунктах 7.1-7.5 предусмотрены документы, которые предоставляются исполнителем по результатам оказанных услуг. В их числе обозначены схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, а также картографический материал.

Срок действия государственного контракта был обозначен до 31.12.2019 (пункт 11.2).

25 ноября 2019 года был подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг по государственному контракту, согласно которому все работы по нему были выполнены и приняты.

19 апреля 2022 года исполнителем и заказчиком был подписан акт исполнения гарантийных обязательств к государственному контракту, из которого следует, что в отчет о НИР внесена информация по ряду охотхозяйственных соглашений.

Представителем Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области сообщено, что иных актов выполненных работ к государственному контракту не имеется.

В судебном заседании установлено, что указом Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года № 120 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40» в оспариваемой части, а именно подпунктом 2 пункта 1, установлено, что по состоянию на 1 января 2022 года общая площадь охотничьих угодий Ульяновской области составляет  3 208 200 га, в том числе: 2 795 452,49 га - площадь закрепленных охотничьих угодий (87,14%);                412 747,51 га - площадь общедоступных охотничьих угодий (12,86%).

Стороной административного ответчика и заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области пояснено, что данные сведения носят констатирующий характер и взяты из суммирования площадей всех охотхозяйственных соглашений и данных Государственного охотхозяйственного реестра по субъекту. Было указано, что с момента выполнения работ по государственному контракту сведения не утратили актуальности.

Вместе с тем, с указанным утверждением суд не соглашается.

Как следует из представленных материалов, в охотхозяйственные соглашения, заключенные с административным истцом в период 2019-2022 годы то есть после окончания работ по государственному контракту вносились изменения в границы и площади охотничьих угодий. 

Так, например, дополнительным соглашением от *** (т.3, л.д.30-31) внесены изменения в части границ и площади охотничьего угодья Чердаклинского района, закрепленных в охотхозяйственном соглашении от *** (т.3, л.д. 21-26).

Дополнительным соглашением от *** (т.3, л.д. 87-88) внесены изменения в части границ и площади охотничьего угодья Тереньгульского района, закрепленных в охотхозяйственном соглашении от *** (т.3, л.д. 76-77).

Эти изменения, имевшие место после принятия работ по указанному выше государственному контракту, вместе с тем не были предметом работ в рамках гарантийных обязательств по акту от ***, что усматривается из его текста. 

Кроме того, сопоставление представленных в материалы данного дела Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области сведений из государственного охотхозяйственного реестра по форме 2.1 (т.6, л.д.102-105) со сведениями, предоставленными по запросу административного истца из Минприроды России (т.7, л.д. 101-104) выявляет расхождение в общих площадях охотничьих угодий, в площадях общедоступных и закрепленных охотничьих угодий по районам.

Вышеизложенное свидетельствует, что при внесении изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40, указом Губернатора Ульяновской области от 22.09.2022 № 120 в оспариваемой части требовалось соблюдение вышеприведенных положений пунктов 7 – 11 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (утвержденного

Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335), что не было исполнено.

Ссылка представителя административного ответчика на ответ на обращение от заместителя Министра Минприроды России от 01.03.2023 (т.6, л.д. 231-232) относительно применения пункта 7 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335), с указанием, что в рассматриваемом случае не требовалось соблюдение данного нормативного положения, судом отклоняется по следующей причине.

Административным ответчиком не доказано, что при внесении изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40, указом Губернатора Ульяновской области от 22.09.2022 № 120 были использованы актуальные и достоверные данные материалов государственного охотхозяйственного реестра, отражающие реальное состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта. 

Представленные данные об этом не свидетельствуют.

Более того, из письма заместителя Министра Минприроды России от 01.03.2023 следует, что требования пункта 7 вышеуказанного Порядка выполнять не требуется именно при условии использования уполномоченным органом соответствующих актуальных и достоверных данных, давностью не более 5 лет.

При внесении изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40, указом Губернатора Ульяновской области от 06.02.2023 № 11, который является последующим к указу от 22.09.2022 № 120, были закреплены в графическом отображении границы  охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства, а также графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на территории Ульяновской области, утвержденные ранее указом от 22.09.2022 № 120.

При внесении изменений в Схему данным указом требовалось соблюдение вышеприведенных положений пунктов 7 – 11 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 335), что не было исполнено.

Административным ответчиком не доказано, что при внесении изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40, указом Губернатора Ульяновской области от 06.02.2023 № 11 были использованы актуальные и достоверные данные материалов государственного охотхозяйственного реестра, отражающие реальное состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта. 

Кроме того, в нарушение пункта 11 требований к описанию границ охотничьих угодий (утвержденных Приказом Минприроды России от 06.08.2010 № 306) карты схемы с отображением границ охотничьих угодий приняты при отсутствии нормативно закрепленного текстового описания этих границ.

В судебном заседании установлено, что до октября 2022 года на сайте Минприроды Ульяновской области была размещена иная карта-схема административного деления территории Ульяновской области с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства.

На официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области имеется информация об изменении 03.10.2022 Карты-схемы охотничьих угодий к указу Губернатора от 02.04.2020 № 40 (т.5, л.д. 216).

В настоящее время карта-схема замена на иную, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 06.02.2023 № 11.

В материалы дела представлена прежняя карта–схема на материальном носителе, которой руководствовался в текущей деятельности административный истец.

При сопоставлении названных карт-схем усматривается, что границы общедоступных и закрепленных охотничьих угодий с принятием оспариваемых нормативных правовых актов изменились.

Таким образом, при внесении изменений оспариваемыми нормативными правовыми актами в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ульяновской области, утвержденную указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40, в результате которых изменены площади и  границы охотничьих угодий, не были заложены данные необходимых исследований территорий, результаты изучения актуальных и достоверных материалов.

Суд приходит к выводу, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права и интересы административного истца как охотпользователя, так как границы и площади закрепленных за ним охотничьих угодий изменены, при этом установленная законом процедура по внесению изменений в  Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта  не соблюдена. 

Вынесение контролирующим органом предписания о нарушении законодательства в адрес Минприроды Ульяновской области не может допускать при его исполнении отступление от установленных законодательством процедур.

Кроме того, законодатель предусмотрел порядок и процедуру поэтапного и последовательного увеличения охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации до требуемого размера.

Суд не связан с позицией прокурора, заключение которого учитывается судом в совокупности с другими обстоятельствами.

Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда указ Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года № 120 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40» в следующей части: подпункт 2 пункта 1 в части установления по состоянию на 1 января 2022 года общей площади охотничьих угодий Ульяновской области в размере 3 208 200 га, в том числе: 2 795 452,49 га - площади закрепленных охотничьих угодий (87,14%);  412 747,51 га - площади общедоступных охотничьих угодий (12,86%); признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда указ Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года № 11 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с правовым подходом, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись, суд считает необходимым признать действующим с момента вступления в законную силу решения суда указ Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года № 120 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40» в следующей оспариваемой части: подпункт 2 пункта 1 в части установления по состоянию на 1 января 2022 года общей площади охотничьих угодий Ульяновской области в размере 3 208 200 га, в том числе: 2 795 452,49 га - площади закрепленных охотничьих угодий (87,14%); 412 747,51 га - площади общедоступных охотничьих угодий (12,86%); а также признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда указ Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года № 11 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании в газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов о признании недействующими нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда указ Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года № 120            «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40» в следующей части:

подпункт 2 пункта 1 в части установления по состоянию                                       на 1 января 2022 года общей площади охотничьих угодий Ульяновской области в размере 3 208 200 га, в том числе: 2 795 452,49 га - площади закрепленных охотничьих угодий (87,14%);  412 747,51 га - площади общедоступных охотничьих угодий (12,86%).

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда указ Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года № 11                    «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 40».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 11 апреля 2023 года