УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ефремов
И.Г.
Дело № 7-67/2023
73RS0006-01-2022-001109-60
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
23 марта 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
при секретаре Юшиной
В.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя главного
государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору П*** И***
В*** на решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 декабря 2022
года (дело №12-1017/2022),
установил:
постановлением
заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области по
пожарному надзору П*** И.В. от 13.09.2022 Муниципальному автономному учреждению
культуры «Дом народного творчества» муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области (далее – МАУК «ДНТ» МО «Барышский район») назначено
административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей по ч.1 ст.20.4 КоАП
РФ.
Решением судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27.12.2022 указанное постановление
изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере
300 000 рублей заменено на предупреждение.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, заместитель главного государственного
инспектора Ульяновской области по пожарному надзору П*** И.В. не соглашается с вынесенным решением судьи,
просит его отменить.
В обоснование жалобы
указывает, что нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в зданиях
МАУК «ДНТ» МО «Барышский район» по своему содержанию связаны с отсутствием
систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре, а следовательно, по своему характеру могут повлечь
угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Кроме того,
указывает, что если на объекте защиты отсутствует комплекс мероприятий,
обеспечивающий защиту людей при пожаре, следовательно, существует угроза жизни
и здоровью людей.
Ссылается на то, что
нарушения, указанные в постановлении, создают явную угрозу жизни людей и
имуществу в случае возникновения пожара на эксплуатируемых объектах организации
досуга населения, с возможным массовым пребыванием людей.
Считает, что наличие
в данном случае угрозы жизни и здоровью людей исключает возможность назначения
МАУК «ДНТ» МО «Барышский район» наказания в виде предупреждения.
Подробно позиция
заместителя главного государственного инспектора П*** И.В. изложена в жалобе и
поддержана им в судебном заседании.
Законный
представитель МАУК «ДНТ» МО «Барышский район» в судебное заседание не явился,
извещался, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в
полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.20.4
КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований
пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32
и 11.16
настоящего Кодекса и частями 6,
6.1
и 7
настоящей статьи.
Постановлением от
13.09.2022 МАУК «ДНТ» МО «Барышский район»
назначено административное наказание в виде административного штрафа в
размере 300 000 руб. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Как следует из
постановления, в вину МАУК «ДНТ» МО «Барышский район» было вменено то, что
18.08.2022 по результатам проведения внеплановой выездной проверки были
выявлены нарушения ч.ч.3, 4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.2 ст.53, ч.1, ч.2 ст.54, ч.ч.1,
4, 6, 10 ст.83, ч.1 ст.84 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности», п.11 приложения 1, п.38 приложения №3, п.20
приложения 5 постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.2021
№1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими
установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения
и управления эвакуацией людей при пожаре», п.16 таблицы 2 раздела 7 СП
3.13130.2009, п.4.3, п.4.4 п.11 табл.1, п.48 табл.3 СП 486.13130.2020, что выразилось в необеспечении зданий
МАУК «ДНТ», в которых располагались помещения для голосования избирательных
участков по адресам: Ульяновская область, Барышский район, р.п.Измайлово,
ул.Советская, д.11, с.Алинкино, ул.Клубная, д.28, с.Барышская Дурасовка,
ул.Горная, д.1А, с.Новый Дол, ул.Молодежная, д.2а, с.Чувашская Решетка,
ул.Шоссейная, д.11 автоматическими установками пожарной сигнализации и
системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа, при
обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении.
Рассмотрев жалобу на
указанное постановление, судья районного суда сделал вывод о виновности МАУК
«ДНТ» МО «Барышский район» в совершении вмененных нарушений, но на основании
ст.3.4 КоАП РФ изменил назначенное наказание, заменив административный штраф в размере
300 000 руб. на предупреждение.
Вместе с тем, при
вынесении решения судьей не было учтено следующее.
В соответствии со
ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1
КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении
выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения
дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность
лица в его совершении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного
разрешения дела.
Указанные требования
закона судьей районного суда выполнены не в полном объеме.
Изменяя
постановление о назначении административного наказания, судья сделал вывод об отсутствии
доказательств возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, как
следует из постановления о назначении административного наказания от
13.09.2022, системы автоматической
пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при
пожаре отсутствовали в помещениях для голосования, размещенных в учреждениях
культуры МАУК «ДНТ» МО «Барышский район» по указанным выше адресам. При этом в
постановлении указано, что допущенные нарушения требований пожарной
безопасности могут повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей
(л.д.6).
Как установлено ч.1
ст.51 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности», целью создания систем противопожарной защиты является
защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или)
ограничение его последствий.
Согласно ст.52
Федерального закона №123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных
факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются,
в том числе, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной
сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии со
ст.54 Федерального закона №123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и
системы пожарной сигнализации), оповещения и
управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать
автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем
оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого
пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы
пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара
может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень
объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается
нормативными документами по пожарной безопасности.
Однако, при
вынесении решения судья районного суда не учел и не оценил указанные нормы
права, согласно которым устройство систем обнаружения, оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре направлено, в том числе, на защиту людей от воздействия
опасных факторов пожара.
Также судья не
исследовал надлежащим образом обстоятельства дела в части того, может ли
повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей отсутствие систем
автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей
при пожаре в помещениях для голосования, размещенных в учреждениях культуры
МАУК «ДНТ» МО «Барышский район» с учетом того, что на наличие данной угрозы
указано в постановлении о назначении административного наказания.
Как следует из пояснений
инспекторов пожарному надзору, данные помещения помимо голосования используются
для проведения культурно-досуговых мероприятий, однако данные обстоятельства
судьей также исследованы не были.
Таким образом, при
рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.24.1
ст.26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для
правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Кроме того, как
установлено п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу должно быть
указано, в том числе, мотивированное решение по делу.
В соответствии с ч.2
ст.30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по
делу об административном правонарушении должно содержать сведения,
предусмотренные ч.1 ст.29.10 КоАП РФ.
Вместе с тем, в
решении судьи районного суда не указаны адреса зданий, в которых допущены
нарушения, не приведены нормы, устанавливающие требования пожарной
безопасности, в связи с чем судебное решение не отвечает требованиям ст.29.10 и
ст.30.7 КоАП РФ.
При новом
рассмотрении дела следует устранить указанные недостатки, а также дать
надлежащую мотивированную оценку всем установленным обстоятельствам и
представленным доказательствам с учетом положений ст.26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного
и руководствуясь ст. ст. 30.3 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 декабря 2022 года отменить, дело
возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
Судья Д.А. Логинов