Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 05.04.2023, опубликован на сайте 07.04.2023 под номером 105408, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                 73RS0001-01-2022-007377-48

Дело № 33-1594/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  5 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-5451/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Егорова Виктора Васильевича к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Егорова Виктора Васильевича в счёт компенсации морального вреда 5 000 руб.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида *** от 14.02.2022 обеспечить Егорова Виктора Васильевича ***.

В остальном в удовлетворении требований отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснение прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области, действуя в интересах Егорова В.В., обратился в суд с иском к ГУ – УРО ФСС о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Егоров В.В. является инвалидом *** группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, Егоров В.В. подлежит обеспечению ***, которыми до настоящего времени не обеспечен.

В силу ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Прокурор просил суд обязать ответчика обеспечить Егорова В.В., ***, взыскать с ответчика в пользу Егорова В.В. компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.,

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Главное бюро медико-социальной  экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда  и социальной  защиты  Российской Федерации, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации просит отменить решение суда в части компенсации морального вреда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда. Право инвалида на обеспечение ТСР за счет средств федерального бюджета возможно реализовать как через самостоятельное приобретение и получение компенсации, так и посредством электронного сертификата. Не представлено доказательств  причинно-следственной связи между несвоевременным представлением ему средств ТСР и ухудшением состояния здоровья и нравственных страданий. Отмечает, что выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов ТСР и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет ущемление прав других получателей ТСР. Нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации не является основанием для компенсации морального вреда.

ГУ Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заменено правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Егоров В.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы, бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 14.02.2022 Егоров В.В. подлежит обеспечению ***.

На период рассмотрения дела в суде первой инстанции  Егоров В.В. указанным ТСР не обеспечен. Так же судом установлено, что в течение предусмотренных законодательством сроков ответчик не обеспечил Егорова В.В. ***.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п.5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническим средством реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу частичном  удовлетворении требований прокурора в интересах Егорова В.В.

Разрешая  требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из положений ст.151 ГК РФ, учел, что в результате действий ответчика Егоров В.В. был лишен мер социальной защиты в виде обеспечения  в полном объеме необходимыми техническими средствами реабилитации, что повлекло причинение ему нравственных и физических страданий, и определил размер компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.

При определении размера компенсации морального вреда суд учел индивидуальные особенности истца, его возраст (истец *** года рождения), его материальное положение, не позволяющее за свой счет приобрести технические средства реабилитации. Егоров В.В. из-за  отсутствия ***  не может преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для него равных с другими гражданами возможностей, что отрицательно сказывается на его здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие влечет причинение ему нравственных и физических страданий

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено  06.04.2023