Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 29.03.2023, опубликован на сайте 18.04.2023 под номером 105407, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0001-01-2022-006362-86                                                                                     

Судья Анциферова Н.Л.                                                               Дело №33-1492/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              29 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 октября 2022 года, по гражданскому делу № 2-4624/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского  района города Ульяновска в интересах Попова Алексея Геннадьевича к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Попова Алексея Геннадьевича, ***.2002 года рождения, техническим средством реабилитации: *** в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации *** № 170.5.73/2020 (2) от 23.04.2020.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Попова Алексея Геннадьевича компенсацию морального вреда в размере 4000 руб., в остальной части – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор  Ленинского района г. Ульяновска  обратился  в суд с иском в  интересах Попова А.Г., к ГУ – УРО ФСС РФ (в настоящее время Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что согласно индивидуальной программы реабилитации *** № 170.5.73/2020 (2) установлено пожизненное право Попова А.Г.,***2002 года рождения, на обеспечение техническими средствами реабилитации, а именно *** В ходе проведенной проверки установлено, что 18.04.2022 Попов А.Г. обратился в ГУ - УРО ФСС с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению *** техническими средствами реабилитации - *** Согласно письму ГУ - УРО ФСС от 20.04.2022 № 01-21/7319-4078 заявление Попова А.Г. оставлено без рассмотрения. Таким образом, вопреки п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ГУ-УРО ФСС заявление *** в установленном порядке не рассмотрено,  государственная услуга не предоставлена. Попов А.Г. получал *** в октябре 2020 года, *** 17.09.2021. Попов А.Г. имеет право однократно обратиться в 2022 году за получением государственной услуги по обеспечению TCP (***) независимо от срока пользования ***, полученной в 2020 году, и ***, полученной в 2021 году. Однако подача заявления на обеспечение TCP 07.10.2022 в срок, указанный в решении УРО ФСС РФ влечет для Попова А.Г. риск остаться в 2022 году без *** и трости до наступления холодов, в связи с длительностью сроков проведения закупки (не менее 2 месяцев), а также учитывая сроки получения направления от ответчика и сроки получения *** от поставщика (не менее 30 рабочих дней), а также риск нарушения ежегодных сроков для обращения за *** и ее получением на основании незаконных требований УРО ФСС РФ. Поскольку Попову А.Г. не выдано направление на изготовление ***, то он, соответственно, не включен в реестр получателей *** в 2022 году по госконтракту. По состоянию на 20.07.2022 Попов А.Г. *** не обеспечен.

Просил суд признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по рассмотрению заявления Поповой Н.А. от 18.04.2022, действующей по доверенности в интересах Попова А.Г., обязать ответчика обеспечить Попова А.Г., ***.2002 года рождения, ***, в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, взыскать компенсации морального вреда 10 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Указывает, что инвалид имел возможность реализовать право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета как через самостоятельное приобретение и получение в последующем компенсации, но не воспользовался им. Считает, что основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку инвалидом не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением инвалиду региональным отделением технического средства реабилитации и ухудшением состояния его здоровья, а так же наличия моральных страданий. Кроме того, нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации не является основанием для компенсации морального вреда. Указывает, что выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что выразится в сокращении средств на обеспечение других нуждающихся инвалидов.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Попов А.Г., ***.2002 года рождения является ***, *** установлена с детства, бессрочно (л.д.22).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №811.5.73\2020 от 23.04.2020 Попов А.Г. подлежит обеспечению, в том числе, *** (л.д.73-79).

Как следует из материалов дела, на период рассмотрения дела в суде первой инстанции Попов А.Г. указанным техническим средством реабилитации обеспечен не был.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническими средствами реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора об обеспечении Попова А.Г. положенными ему ТСР.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав *** на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении Попова А.Г.  полагающимися ему ***, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца, в отсутствие данных ТСР он лишен возможности ***, испытывает затруднения с ***.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, снизив ее размер до 4000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 марта 2023 года.