Судебный акт
О предоставлении медицинской услуги
Документ от 05.04.2023, опубликован на сайте 11.04.2023 под номером 105393, 2-я гражданская, об оказании специализированной бесплатной медицинской помощи населению, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева Г.И.                                                 73RS0015-01-2022-000692-58

Дело № 33-1615/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   5 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 20 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-363/2022, по которому постановлено:

 

исковое заявление прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Гусихина Петра Ивановича к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница» об обязании организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Гусихина Петра Ивановича, от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Гусихина Петра Ивановича, *** года рождения (паспорт серии *** № ***, код подразделения ***), от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения.

В удовлетворении исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Гусихина Петра Ивановича к Государственному учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница» - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действуя в интересах инвалида *** группы Гусихина П.И., обратился в  суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Новоспасская РБ» о возложении обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Гусихина П.И., от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения. 

В обоснование своих требований прокурор района указал, что инвалид *** группы Гусихин П.И. вынужден три раза в неделю круглогодично посещать медицинский центр, оказывающей на территории Ульяновской области медицинскую услугу по проведению *** – ООО «Фрезениус Нефрокея», расположенный в р.п. Новоспасское Ульяновской области, для того чтобы получить жизненно необходимое лечение. Личного автотранспорта у него не имеется, в связи с чем, он вынужден прибегать к услугам местного населения либо такси.

Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения ***, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры ***. Финансирование данного вида специализированной помощи на территории области на 2022 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы.

На территории региона функции по организации специализированной медицинской помощи, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области 16.11.2018 №25/565-П возложены на Министерство здравоохранения Ульяновской области. Однако Министерство бездействует и необходимые меры для обеспечения доступности медицинской помощи не осуществляет.

На основании изложенного прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Новоспасская РБ» организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Гусихина П.И. от места его жительства, до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство социального развития Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что Гусихин П.И. получает плановое лечение методом ***, диагностические исследование ему не проводятся, лечение получает амбулаторно, а не стационарно. Бесплатная медицинская услуга по транспортировке в медицинскую организацию при амбулаторном лечении законом не предусмотрена, является нецелевым расходованием финансовых средств. Перевозка пациента на автомобильном транспорте не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг, так как медицинская помощь не оказывается во время следования пациента к месту лечения и обратно. Медицинская услуга *** предоставляется медицинской организацией ООО «Фрезениус Нефрокея» в рамках Территориальной программы государственных гарантий и оплачивается из средств ТФОМС. ГУЗ «Новоспасская районная больница» не является участником указанных гражданско-правовых отношений, возникших в ходе исполнения указанной медицинской помощи, не участвует в оказании специализированных видов помощи, не оказывает транспортные услуги. Просит учесть, что в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения РФ разработано тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Ульяновском области на 2022 год, в котором не предусмотрена оплата доставки больных на процедуру *** за счёт средств ОМС, то есть доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой в соответствии с действующим федеральным законодательством. Кроме того, в п.5.8 Территориальной программы Ульяновской области указывает на то, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих ***, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом *** и обратно. Соответственно такое финансирование является правом, а не обязанностью.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гусихин П.И. является инвалидом *** группы, страдает ***. Ему по состоянию здоровья проводится *** в ООО «Фрезениус Нефрокеа» в р.п.Новоспасское Ульяновской области, в ближайшем к месту его жительства центре ***.

Транспортировка Гусихина П.И. от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** в р.п.Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения (три дня в неделю, вторая смена) не организована.

Полагая права инвалида Гусихина П.И. нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к выводу о том, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных *** от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком *** должна быть возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится заместительная терапия методом программного гемодиализа.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона №323-ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу части 2 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 11 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Согласно подпункту 8 пункта 2.1 названного Положения в сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию вышеуказанной специализированной медицинской помощи финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области, в связи с чем организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства здравоохранения Ульяновской области. Министерство здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что пациентам, проживающим на территории муниципального образования финансирование транспортировки граждан должно осуществляться за счет средств местного бюджета, основаны на ошибочном толковании закона, они повторяют процессуальную позицию ответчика в районном суде.

Правительство Ульяновской области гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории всей Ульяновской области оказание специализированной медицинской помощи при болезнях ***, включая проведение ***.

Пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих ***, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от29.12.2022 № 828-П.

Несмотря на то, что транспортировка больных на *** не была включена в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, это не исключает возможности ее финансирования Министерством здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по организации и предоставлении бесплатной медицинской услуги по транспортировке Гусихина П.И. для прохождения процедуры *** на Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Новоспасский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.04.2023