Судебный акт
Обеспечение жильем
Документ от 22.03.2023, опубликован на сайте 12.04.2023 под номером 105377, 2-я гражданская, о признании решения недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-007091-33     

Судья Алексеева Е.В.                                                           Дело № 33-1250/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      22 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства  социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-5176/2022, по которому постановлено:

исковые требования Кадыровой Амины Радиковны к Министерству  семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о   признании незаконным распоряжения  об отказе во включении в список,  возложении  обязанности  включить в список  лиц, имеющих право на обеспечение    специализированным жилым помещением  – удовлетворить.

Признать незаконным  распоряжение от 09.03.2022 года №243-Р Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области об отказе во включении Кадыровой Амины Радиковны   в список  детей-сирот, оставшихся без попечения  родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Возложить на   Министерство   семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области  обязанность включить    Кадырову Амину Радиковну  в список  лиц из числа детей-сирот  в целях обеспечения    специализированным жилым помещением в рамках  Федерального  закона от  21.12.1996 года за № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы  апелляционной жалобы, пояснения представителя Кадыровой А.Р. – Жалальдинова Р.К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кадырова А.Р. обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области ( в настоящее время – Министерство социального развития Ульяновской области) о   признании незаконным решения об отказе во включении в список лиц, имеющих право на обеспечение специализированным жилым помещением, возложении  обязанности включить в указанный список. 

Требования мотивировала тем, что   она   является сиротой и в соответствии с действующим законодательством  имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Её мама  К***  Г.М. умерла, сведения  об отце указаны в актовой записи об её рождении со слов матери. После смерти матери она осталась проживать со своей бабушкой, являлась лицом, оставшимся без попечения родителей, что установлено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска  от  28.07.2021. Она обратилась   к  ответчику с заявлением о включении её в списки лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  для обеспечения специализированным жилым помещением в рамках реализации Федерального закона от  21.12.1996  № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ответчик своим распоряжением от 09.03.2022 №243-Р отказал ей  во включении в указанный список,  указав, что не установлено её отношение к категории  лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  С данным распоряжением она не согласна, считает, что оно нарушает её права  на получение  жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Просила суд признать незаконным распоряжение Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 09.03.2022 №243-Р об отказе во включении Кадыровой А.Р.  в список  детей-сирот, оставшихся без попечения  родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложить на   Министерство   семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области  обязанность включить её в список лиц из числа детей-сирот в целях обеспечения    специализированным жилым помещением   в рамках    Федерального  закона от  21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с даты, согласно очередности, действующей на момент обращения с заявлением.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Ссылаясь на ст.1 Федерального  закона от  21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает, что данным законом не определено понятие «лица, оставшиеся без попечения родителей». Поскольку решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28.07.2021 установлено, что Кадырова А.Р. является лицом, оставшимся без попечения родителей, и не установлено её отношение к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не может быть включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения  родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кадырова  А.Р., ***.2002 года рождения,  относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Брак между родителями истицы К*** Р.Ф. и К*** Г.М. был расторгнут на основании решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 23.03.1999 (л.д.34).

Мать истицы - К*** Г.М., умерла ***.2019 (л.д.33).

Кадырова А.Р. является студенткой Ульяновского государственного университета, обучается по очной форме обучения (л.д.36).

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28.07.2021 установлено, что Кадырова А.Р., ***2003 года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей (л.д.45-48).

В рамках указанного дела было установлено, что сведения об отце в актовую запись о рождении Кадыровой А.Р. были внесены на основании заявления матери. На дату смерти матери (***.2019) Кадырова А.Р. являлась несовершеннолетней.

Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске (в настоящее время Министерство социальной развития Ульяновской области) по гражданскому делу по заявлению Кадыровой А.Р. об установлении факта нахождения в числе лиц, оставшихся без попечения родителей, привлекалось к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

08.12.2021 Кадырова А.Р. обратилась с заявлением в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о включении ее в список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением (л.д.27-29).

На основании распоряжения Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 09.03.2022 №243-р Кадыровой А.Р. было отказано во включении в указанный список по причине того, что неустановленно ее отношение к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.24).

Полагая указанное решение Министерства незаконным, Кадырова А.Р. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований Кадыровой А.Р.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 данной статьи.

Материалами дела подтверждено, что Кадырова А.Р. в собственности недвижимого  имущества не имеет, как и жилых помещений, занимаемых ею по договору социального найма.

После смерти матери  истицы наследственное дело не заводилось, наличие какого -либо наследственного имущества после смерти К*** Г.М. в виде недвижимости в ходе рассмотрения дела по существу  не установлено.

Тот факт, что истица зарегистрирована  в  квартире  своей бабушки по адресу: г. ***, не является правовым основанием для лишения её прав  на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда как ребенка,  оставшегося без попечения родителей.

Утверждения ответчика в жалобе о невозможности включения Кадыровой А.Р. в соответствующий список по причине того, что не установлено ее отношение к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несостоятельны.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как указано выше решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28.07.2021 установлено, что Кадырова А.Р., ***.2003 года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Суд первой инстанции, решая вопрос о том, что Кадырова А.Р. имеет статус лица оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального закона, учел решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28.07.2021, которым она признана лицом оставшимся без попечения родителей. В ходе рассмотрения вышеуказанного гражданского дела, судом было установлено, что  ***.2019 года мать заявителя – К*** Г.М., ***.1972 года рождения умерла. Отца у заявителя, несмотря на сведения в актовой записи, не имеется, поскольку сведения о нем были внесены на основании личного заявления матери. При том, что биологическим отцом он заявителю не является. В настоящее время заявитель – Кадырова А.Р. проживает с бабушкой – П*** Н.К., ***.1939 года рождения, по адресу: ***. Однако по причине не знания о необходимости обращения в органы опеки и попечительства для защиты прав и интересов Кадыровой А.Р. как ребенка-сироты, с целью установления попечительства над ней и назначении всех полагающихся социальных льгот, с таковым заявлением они не обращались.

Таким образом, факт отсутствия родительского попечения в отношении  истицы до достижения последней возраста 18 лет был установлен судом решением от 28.07.2021.

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел  к обоснованному выводу, что Кадырова А.Р. относится к числу лиц, которые подлежат обеспечению  жилым помещением в рамках Федерального  закона от  21.12.1996 года за № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, соответствующими нормам материального права, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что Кадырова А.Р. не относится к числу лиц, имеющих статус лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, являются необоснованными.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленный иск, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у истицы возникло право на включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и являться поводом для отмены судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства  социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 марта 2023 года.