Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 28.03.2023, опубликован на сайте 04.04.2023 под номером 105370, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, обеспечении медицинским изделием, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                               73RS0001-01-2022-007372-63

Дело № 33-1350/2023   

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  28 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.

при секретаре Болмашновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-5379/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней С***  - удовлетворить. 

Обязать Государственное учреждение здравоохранения  «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать С***,  *** года рождения льготные рецепты на получение *** в соответствии с рекомендациями  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России.

Обязать Министерство  здравоохранения   Ульяновской области обеспечить   С***, *** года рождения *** в соответствии с рекомендациями  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России по выписанным Государственным  учреждением здравоохранения  «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» льготным рецептам.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения законного представителя несовершеннолетней  Силаева А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы  , прокурора Макейкиной Е.В. , полагавшей решение суда законным и  обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетней С***. к Министерству здравоохранения Ульяновской области,  Государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечить  изделиями медицинского назначения.

Иск мотивирован тем, что несовершеннолетняя С***,  *** года рождения является ***инвалидом, страдает ***. По медицинским показаниям в  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский  центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России  в июне  2022 года С***. установлена *** для подачи *** по уровню ***.

Согласно информационному письму установленная  ребёнку *** совместима с расходными материалами,  а именно  ***   Вместе с тем, лечебное учреждение не выписывает С***.  рецепты на указанные расходные материалы,  а Министерство  здравоохранения Ульяновской области не обеспечивает ими ребенка.

Прокурор, с учётом увеличения иска, просил возложить на ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»   обязанность выписывать льготные рецепты С***. на получение  *** в соответствии с рекомендациями  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России, а Министерство здравоохранения   Ульяновской области просит обязать обеспечить   С***, *** года рождения *** в соответствии с рекомендациями  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России по выписанным Государственным  учреждением здравоохранения  «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» льготным рецептам. 

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новое решение.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства РФ указывает, что ежемесячное обеспечение расходными материалами в инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется. Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р. Обращает внимание на то, что использование *** не исключает применение *** и *** для определения уровня ***, так как уровень *** в интерстициальной жидкости может не точно отражать уровень ***, а также в периоды резких колебаний уровня ***, а также в периоды резких колебаний уровня ***, в случаях *** или ее угрозы, и в случаях, когда симптомы не соответствуют показаниям системы. *** не является диагностикой *** Соответственно, закупка *** не исключает применения *** для определения уровня *** и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. *** может использоваться как дополнение для удобства родителей, однако не заменяет *** и не является жизненно важной. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством РФ, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер.  Министерством организовано проведение открытого электронного аукциона. По результатам проведенного аукциона для обеспечения льготных категорий граждан расходными материалами к *** будут представлены расходные материалы по варианту исполнения ***, совместимые с ***, что подтверждается регистрационным удостоверением на медицинскео изделие Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от  18.03.2019 г.№РЗН 2016/3684. Выбор товара ООО «Медтроник» представляется условием, ограничивающим экономическое развитие рынка медицинских изделий в РФ.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что    С*** ***   года рождения является ***инвалидом,  страдает ***, в связи с чем, наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска».

Согласно выписному эпикризу  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России С***. установлена в рамках оказания ВМП для постоянного использования  *** в комплекте с устройством непрерывного суточного ***.  При этом, рекомендована смена  *** набора, *** каждые три дня,  *** каждые шесть  дней.

Льготные рецепты на получение указанных расходных материалов  ребёнку лечебным учреждением не выписываются.  Министерство здравоохранения Ульяновской области отказывает так же в обеспечении данными расходными материалами.

Ссылаясь на то, что Силаева В.А. не обеспечивается медицинскими изделиями прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В силу п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 №1094н, установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).

В соответствии с п. 36 указанного выше Порядка право назначать лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов лечащего врача.

В силу прямого указания приведенных выше положений закона ***инвалид, страдающий заболеванием «***, подлежит бесплатному обеспечению необходимыми средствами диагностики по рецептам лечащего врача.

Нуждаемость С***. в спорных медицинских изделиях подтверждена медицинскими документами (л.д.11-13).

***  включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по обеспечению С*** медицинскими изделиями: на больницу выписывать соответствующие  рецепты, на Министерство здравоохранения обеспечить. Доводы жалобы о том, что истец не может быть обеспечен спорными медицинскими изделиями, так как отказался от получения аналогов, не могут быть приняты во внимание и служить поводом для отмены судебного решения.

Частью 3 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 11 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения: наименование медицинского изделия; дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения; назначение медицинского изделия, установленное производителем; вид медицинского изделия; класс потенциального риска применения медицинского изделия; код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;  наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия; наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия; адрес места производства или изготовления медицинского изделия; сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях; иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 № 09-С-571-1414 «Об обращении медицинских изделий» также обращено внимание на то, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.

Согласно информационным письмам ООО «Медтроник» данный производитель медицинских *** не подтверждает их совместимость с медицинскими изделиями сторонних производителей, в том числе с наборами *** для одноразового использования с принадлежностями (регистрационное удостоверение №РНЗ 2016/3684 от 18.03.2019) производства ***, Китай!%; и с набором *** (регистрационное удостоверение № РНЗ 2016/3684 от 18.03.2019) производства «***, от которых отказался истец.

При использовании ***, компания «Медтроник» не может гарантировать исправность работы ***, а также не несет ответственность за возможные неблагоприятные события.

Таким образом, производитель медицинских помп не подтверждает их совместимость с расходными материалами других производителей.

Сведения о взаимозаменяемости медицинских изделий не внесены и в государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

Кроме того, согласно решению врачебной комиссии ГУЗ ДГКБ (л.д.105) С***. подлежит обеспечению расходными материалами к ***.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.04.2023