Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 21.03.2023, опубликован на сайте 07.04.2023 под номером 105293, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-007598-64

Судья Бирюкова О.В.                                                                  Дело № 33-1221/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       21 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-5660/2022 , по которому постановлено:

 

исковые требования  Хайрутдинова Линара Фаритовича удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Хайрутдинова Линара Фаритовича специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору  найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области  в пользу Хайрутдинова Линара Фаритовича расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хайрутдинов Л.Ф. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что решением координационного совета при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 08.11.2016 он включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени ему не предоставлено специализированное жилое помещение. В собственности он какого-либо жилого помещения, либо доли в жилом помещении не имеет.

Просил обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить его специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору  найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск», взыскать с ответчика судебные расходы.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены МУ управления образования администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области, администрация г.Ульяновска, МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Указывает, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда, для чего необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. Доведенные до Министерства лимиты на 2022 год и наличие 246 детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не позволяют обеспечить Хайрутдинова Л.Ф. жилым помещением в текущем году. Министерством предпринимаются все возможные меры по реализации законодательства Ульяновской области, направленного на обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Хайрутдинов Л.Ф. *** г.р. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Его одинокая мать – *** Р.Х. решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22.12.2005 лишена родительских прав (л.д. 68-69), а впоследствии умерла *** (л.д. 57).

Постановлением главы Мокробугурнинской сельской администрации Цильнинского района Ульяновской области  № *** от 17.10.2005 над истцом установлена опека (л.д. 37).

Постановлением главы муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области № *** от 17.10.2016 Хайрутдинов Л.Ф. признан нуждающимся в предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 40).

Согласно уведомлению Министерства здравоохранения, семьи и социального  благополучия Ульяновской области от 09.11.2016 Хайрутдинов Л.Ф. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области 08.11.2016 (л.д. 47).

Согласно  сведениям Единого государственного реестра недвижимости истец Хайрутдинов Л.Ф. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 25-27).

На момент рассмотрения дела жильём он не обеспечен, доказательств обратному суду не представлено.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного Хайрутдиновым Л.Ф. иска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Порядок предоставления жилых помещений специализированного  государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П.

Согласно пункту 3 Порядка специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  специализированными жилыми помещениями (далее - список), сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).

Для предоставления специализированных жилых помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.

Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому предоставляется  специализированное жилое помещение, о принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления договора.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые помещения.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному обоснованному выводу об удовлетворении требований Хайрутдинова Л.Ф.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на не верном толковании закона, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.03.2023.