Судебный акт
Признание незаконным бездействия по ликв. несанкц. свалки на землях лесного фонда
Документ от 21.03.2023, опубликован на сайте 11.04.2023 под номером 105259, 2-я гражданская, о признании бездействий незаконными в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-007648-11

Судья Алексеева Е.В.                                                                   Дело №33а-1383/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         21 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Пулькиной Н.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 декабря 2022 года по делу                №2а-5604/2022, которым постановлено:

административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области по непринятию мер, направленных на организацию ликвидации места захламления отходами, находящегося на территории лесного фонда на земельном участке с кадастровым номером ***

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обязанность принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированного места захламления отходами на территории лесного фонда на земельном участке с кадастровым номером *** в течение пяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов.

В обоснование административного иска указал, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки установлен факт образования несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (пластиковые бутылки, стекло, древесные отходы) на территории лесного фонда в квартале №62 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесхоза на земельном участке с кадастровым номером *** 

По выявленным нарушениям 09.08.2022 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако до настоящего времени свалка не ликвидирована, чем нарушаются нормы Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса Российской Федерации и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области по непринятию мер, направленных на организацию ликвидации места захламления отходами, находящимися на территории лесного фонда на земельном участке с кадастровым номером *** и возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обязанность принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированного места захламления отходами на территории лесного фонда на земельном участке с кадастровым номером *** в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Ссылаясь на Правила санитарной безопасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047, Земельный и Лесной кодексы Российской Федерации, постановление Конституционного суда Российской Федерации от 13.10.2015 №26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, полагает, что очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным или противопожарным мероприятиям. Соответственно выводы суда о том, что положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области предусмотрена обязанность Министерства по ликвидации твердых коммунальных отходов на лесных участках, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Указывает, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736, является Рослесхоз.

Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок на землях государственного лесного фонда.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура просит в удовлетворении жалобы отказать.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене рения суда в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего административного дела.

Как усматривается из материалов дела, Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором заявлены требования о ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на территории лесного фонда в квартале №62 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесхоза на земельном участке с кадастровым номером ***.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок отнесен к категории земель «земли лесного фонда», вид разрешенного использования «участок лесного фонда». Правообладателем земельного участка является Российская Федерация.

Лица, которые осуществляют несанкционированное складирование мусора на указанном выше земельном участке, не установлены.

При рассмотрении настоящего административного дела судом не принято во внимание, что собственником земельного участка лесного фонда является Российская Федерация, полномочия которой по управлению государственным имуществом в области лесных отношений осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736.

Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Также Рослесхоз является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно ч.3 и ч.5 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, п.2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 №837.

Таким образом, Рослесхоз, осуществляющий полномочия собственника земельного участка лесного фонда, подлежал привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В силу изложенного, поскольку по делу имеет место необоснованное непривлечение Рослесхоза к участию в деле, принятое по делу решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует устранить приведенные нарушения, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, проанализировать законодательство, регулирующее спорные правоотношения, установив орган, осуществляющий на территории Ульяновской области полномочия собственника земельного участка, и принять законное и обоснованное решение.

Поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия не дает оценку доводам, изложенным Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области в апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 декабря 2022 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.03.2023.