Судебный акт
Об оспаривании постановления главного санитарного врача, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания
Документ от 21.03.2023, опубликован на сайте 03.04.2023 под номером 105235, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления главного государственного санитарного врача, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2022-008450-65

Судья Киреева Е.В.                                                                      Дело № 33а-1286/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     21 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пономаренко Романа Сергеевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 ноября 2022 года по делу № 2а-4481/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении  административного иска Пономаренко Романа Сергеевича к  главному государственному санитарному врачу – начальнику Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федерального казенного учреждения здравоохранения» «Медико-санитарная часть №73 Федеральной службы исполнения наказаний» Заболотновой Наталье Викторовне,  врио главного государственного санитарного врача – начальника филиала Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федерального казенного учреждения здравоохранения» «Медико-санитарная часть №73 Федеральной службы исполнения наказаний» Гайнуллиной Наталии Владимировне, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказания России, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными и отмене постановлений №35-21 от 16.06.2021, №53-22 от 15.09.2022, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 100 000 руб. -  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения                              Пономаренко Р.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Пономаренко Р.С. обратился в суд с административным иском к должностным лицам Федерального казенного учреждения здравоохранения» «Медико-санитарная часть №73 Федеральной службы исполнения наказаний»: главному государственному санитарному врачу – начальнику Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Заболотновой Н.В.,  врио главного государственного санитарного врача – Гайнуллиной Н.В., Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №73 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФГКУЗ МСЧ-73 ФСИН России), Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказания (далее - ФСИН России), Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными и отмене постановлений №35-21 от 16.06.2021, №53-22 от 15.09.2022, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.

Требования мотивировал тем, что он с 29.06.2018 отбывает наказание в местах лишения свободы,  с 07.05.2020  по 20.08.2021 находился в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, с 06.09.2021 по настоящее время находится в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. За время отбывания наказания он не имел ни одного длительного свидания со своими родными. 29.12.2021 он обратился в адрес администрации ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области с просьбой о предоставлении длительного свидания с близкими родственниками, на что 13.01.2022 дан ответ, которым отказано в предоставлении такого свидания со ссылкой на Постановление главного Государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России ст.лейтенанта внутренней службы Заболотновой Н.В. от 16.06.2021 «О введении дополнительных мер санитарно-эпидемиологических, направленных на снижение риска заноса и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции»; с 21.06.2021 длительные свидания на основании данного постановления приостановлены. С 02.04.2022 указанное Постановление отменено, однако все равно затронуло его права.

15.09.2022 врио главного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России Гайнуллина Н.В. снова приостановила предоставление длительных свиданий в учреждениях УФСИН России по Ульяновской области с 19.09.2022. Данное постановление №53-22 от 15.09.2022  действует до настоящего времени (до особого распоряжения). 

Кроме того, указанные постановления не были опубликованы официально.

Просил признать незаконными постановления главного государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России ст.лейтенанта внутренней службы Заболотновой Н.В. №35-21 от 16.06.2021 и            врио главного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России ст.лейтенанта внутренней службы Гайнуллиной Н.В. №53-22 от 15.09.2022; признать нарушение его права на семью; взыскать в его пользу  компенсацию за нарушение условий содержания  в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний», Управление федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральная служба исполнения наказания, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Пономаренко Р.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что суд отказал в удовлетворении его требований со ссылкой на                      ч.1 ст. 41 Конституции РФ, касающуюся права на охрану здоровья, при этом проигнорировав право на защиту семьи. Считает необоснованной ссылку суда на то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела обжалуемые постановления были отменены, поскольку до их отмены административному истцу свидания не предоставлялись, чем были нарушены его права, что является основанием для взыскания компенсации. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что обжалуемые постановления не были официально опубликованы.    

В судебное заседание суда апелляционной инстанции все лица, участвующие в деле, кроме Пономаренко Р.С., не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.14 постановления от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч.2 ст.11 УИК РФ).

Согласно ст.89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч.11 ст.12 УИК РФ).

Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в том числе отношения, связанные с организацией федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, под которым понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (статьи 1, 4).

Главные государственные санитарные врачи, являющиеся должностными лицами, уполномоченными в соответствии с названным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (пункт 1 статьи 49, подпункт 6 пункта 1 статьи 51).

В статьях 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ закреплена обязанность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Судом установлено, что административный истец Пономаренко Р.С., осужденный 19.04.2019 Евпаторийским городским судом Республики Крым,  в период с 07.05.2020 по 20.08.2021, с 06.09.2021 по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. 

29.12.2021 Пономаренко Р.С. обратился к начальнику исправительного учреждения с заявлением о предоставлении ему в кратчайшие сроки длительного свидания с близкими родственниками.

13.01.2022 ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в адрес административного истца направлен ответ о невозможности предоставления указанного свидания со ссылкой на постановление главного государственного санитарного врача начальника филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России ст.лейтенанта вн.службы Заболотновой Н.В. №35-21 от 16.06.2021 «О введении дополнительных мер санитарно-эпидемиологических (профилактических мер), направленных на снижение риска заноса и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции» (л.д.8).

Правомерность данного ответа установлена вступившим в законную силу решением Димитровградского районного суда Ульяновской области от 28.02.2022 (л.д.84-90).

Постановлением   главного государственного санитарного врача начальника филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России Заболотновой Н.В. от 16.06.2021 №35-21 «О введении дополнительных мер санитарно-эпидемиологических (профилактических мер), направленных на снижение риска заноса и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции» приостановлено проведение в учреждениях УФСИН России по Ульяновской области длительных и краткосрочных свиданий (за исключением краткосрочных свиданий с адвокатами и иными лицами, осуществляющими оказание юридической помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным. Срок исполнения установлен с 21.06.2021 до особого распоряжения (п.2) (л.д.10-11, 55-57).

Постановлением начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России               от 31.03.2022 №44 постановление начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73                      ФСИН России от 16.06.2021 №35-21 было отменено с 01.04.2022.

С 01.04.2022 до особого указания приостановлено предоставление в учреждениях УФСИН России по Ульяновской области (ФКУТ, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-8, ИК-9, ИК-10, СИЗО-1, СИЗО-З) длительных и краткосрочных свиданий (за исключением краткосрочных свиданий с адвокатами и иными лицами, осуществляющими оказание юридической помощи подозреваемым, обвиняемым, осуждённым) до достижения коллективного иммунитета против новой коронавирусной инфекции 80 % и более среди лиц, содержащихся в учреждениях (л.д.58-60).

Постановлением начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России №46 от 25.04.2022 постановление начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 30.03.2022№44  отменено с 25.04.2022.

С 25.04.2022 до особого указания было приостановлено предоставление в учреждениях УФСИН России по Ульяновской области (ФКУТ, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-9, ИК-10, СИЗО-1, СИЗО-З) длительных и краткосрочных свиданий (за исключением краткосрочных свиданий с адвокатами и иными лицами, осуществляющими оказание юридической помощи подозреваемым, обвиняемым, осуждённым) до достижения коллективного иммунитета против новой коронавирусной инфекции 80 % и более среди лиц, содержащихся в учреждениях.

Постановлением  начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 28.04.2022 № 47 постановление начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 25.04.2022 № 46 отменено с 01.05.2022.

Постановлением врио главного санитарного врача - начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 15.09.2022 №53-22 приостановлено предоставление в учреждениях УФСИН России по Ульяновской области длительных и краткосрочных свиданий (за исключением краткосрочных свиданий с адвокатами и иными лицами, осуществляющими оказание юридической помощи подозреваемым, обвиняемым, осуждённым) с 19.09.2022 до особого распоряжения (л.д.12, 51).

Вышеприведенное постановление начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 15.09.2022 №53-22 вынесено на основании данных Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, согласно которым по состоянию на 15.09.2022 в Ульяновской области зарегистрировано 215 665 случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (прирост в сутки 435 случаев), а также ростом заболеваемости COVID - 19 среди работников УИС Ульяновской области                     (995 случаев) и подозреваемых, обвиняемых, осужденных (360 случаев).

Постановлением  врио главного санитарного врача - начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 07.10.2022 №54  были внесены изменения в постановление начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 15.09.2022 №53-22: приостановлено предоставление длительных свиданий в учреждениях УФСИН России по Ульяновской области; возобновлено предоставление краткосрочных свиданий в учреждениях УФСИН России по Ульяновской области с 08.10.2022 до особого указания (л.д.52).

Постановлением  главного санитарного врача - начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 28.10.2022 №55  постановления начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 15.09.2022 №53-22, от 07.10.2022 №54  отменены с 01.11.2022 (л.д.53).

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении административного иска Пономаренко Р.С., суд первой инстанции исходил из того, что ограничение свиданий для осужденных, установленное оспариваемыми постановлениями, носит временный      характер, связано с ухудшением санитарно-эпидемиологической остановки в регионе, и, по своей сути, не нарушает права Пономаренко Р.С., поскольку направлено на защиту жизни и здоровья лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, персонала данных учреждений и иных лиц в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам жалобы, введенные ограничения не противоречат Конституции РФ, в том числе, не ограничивают право административного истца на защиту семьи.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Таким образом, оспариваемые постановления разработаны в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в учреждениях уголовно-исполнительной системы. 

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с  установленными ограничительными мерами, связанными с санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране.

Между тем, как указано выше, оспариваемые меры носят временный характер, а лишение свободы не предполагает ограничение права осужденных на охрану здоровья и не снимает обязанности государства  обеспечить охрану здоровья, как самих осужденных, так и окружающих их лиц. 

Для присуждения компенсации за ненадлежащие условия содержания необходимо установление факта незаконности решения, действия (бездействия) административных ответчиков, признание указанных в иске действий (бездействия не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими                       права, свободы и законные интересы административного истца                                                    (ст. ст. 227, 227.1 КАС РФ).

Данная совокупность условий по настоящему делу не установлена.

Виновное бездействие административных ответчиков, исходя из системного толкования вышеприведенных положений закона, материалами дела не подтверждается.

Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемые приказы главного врача ГСЭН и врио главного врача ГСЭН подлежали обязательной публикации, но не были опубликованы, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании закона.

По своей правовой природе приказы должностных лиц ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России - главного государственного санитарного врача и врио главного государственного санитарного врача  ГСЭН не являются нормативно-правовыми актами и не подлежат публикации.

Из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п.п. 2 и 3 постановления от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

Руководители Федеральных казенных учреждений здравоохранения Федеральной службы исполнения наказаний -  главные государственные санитарные врачи – начальники ЦГСЭН не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование.

Кроме того, оспариваемые постановления не являются актом регулирования общественных отношений, не изменяют и не прекращают существующих правоотношений.

Данные выводы судебной коллегии согласуются с правовой позицией Шестого кассационного суда общей юрисдикции, выраженной в кассационном определении от 12.05.2022 №88а-10163/2022.

Доводы апелляционной жалобы, как основанные на ошибочном и произвольном толковании права, не могут повлиять на правильность постановленного по делу решения.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 ноября     2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономаренко Романа Сергеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи