УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-007388-15
Судья Елистратов А.М. Дело №
33-1097/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15
марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.
при секретаре Котельниковой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 17 ноября 2022 года, по гражданскому делу №
2-5431/2022, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Х***
С*** С*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному
учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города
Ульяновска» удовлетворить.
Обязать
государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая
больница города Ульяновска» выписывать Х*** С*** С***, ***2014 года рождения
льготные рецепты на обеспечение *** исходя из 26 датчиков в год, а также на
обеспечение *** в количестве 1 единицы в 4 года.
Обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Х*** С*** С***, ***2014
года рождения *** исходя из 26 датчиков в год, а также *** в количестве 1
единицы в 4 года.
Решение
суда обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Холодилиной
Ю.О., законного представителя несовершеннолетнего Ходаковской А.Е., полагавших
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор
Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего Х***
С.С., ***.2014 года рождения обратился в суд с иском, уточненным в ходе
судебного разбирательства к Министерству здравоохранения Ульяновской области,
государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая
больница города Ульяновска» о возложении
обязанности обеспечить медицинскими изделиями.
Требования
мотивированы тем, что Х*** С.С., ***.2014 года рождения страдает ***, нуждается
в осуществлении *** по медицинским показаниям десятки раз в сутки. При
отсутствии системы непрерывного мониторирования *** обеспечить своевременное
регулирование уровня сахара в крови затруднительно. ГУЗ «Детская городская
клиническая больница города Ульяновска», где наблюдается ребёнок, отказывает в
выдаче рецептов на указанные медицинские изделия, ссылается на отсутствие
изделий в перечне препаратов и изделий предоставляемых по рецептам.
Просил
суд обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»
выписывать Х*** С.С. льготные рецепты на обеспечение *** исходя из 26 датчиков
в год, а также на обеспечение *** в количестве 1 единицы в 4 года, обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Х*** С.С. *** исходя из 26
датчиков в год, а также *** в количестве 1 единицы в 4 года, обратить решение
суда к немедленному исполнению.
Судом
к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные
требования относительно предмета спора, были привлечены ГУ «Ульяновская
государственная аптека», ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Федеральный закон
от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,
Постановление Правительства Ульяновской области №735-П от 30.12.2021 «Об
утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022
год и на плановый период 2023 и 2024 годов» указывает, что препараты и изделия
сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации,
могут быть закуплены пациентами за свой счет. Закупка медицинского изделия ***),
не включенного ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством
статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, как нецелевое расходование
бюджетных средств.
В возражениях на апелляционную жалобу Ходаковская А.Е. считает
решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а
апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что несовершеннолетний Х*** С.С., ***.2014
года рождения наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница города
Ульяновска» с диагнозом *** не был обеспечен ***.
С 26.11.2020 по 03.12.2020 Х*** С.С. находился на лечении в
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр Эндокринологии», где ему
была рекомендована к использованию ***, выдан набор *** (л.д.44-47).
С 20.04.2021 по 30.04.2021 Х*** С.С., ***2014 года рождения
находился на стационарном лечении в Университетской клинической больнице №1 им.
С.Р. Миротворцева ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет
им. В.И. Разумовского», где ему был показан строгий контроль гликемии в течение
суток по *** перед приемами пищи, продолжить *** (л.д.38-41).
Эндокринологом ООО «Медгард-Ульяновск» 16.03.2022 также было
рекомендовано продолжить ***(л.д.43).
С 15.06.2022 по 23.06.2022 Х*** С.С. находился в детском
эндокринологическом отделении ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова, где ему
также рекомендовано использовать ***, с целью лучшей компенсации углеводного
обмена и использование суточного мониторирования *** (л.д.48-51).
06.07.2022 врачебная комиссия ГУЗ «Детская городская
клиническая больница города Ульяновска» (протокол №34/233) пришла к выводу о
невозможности назначения ребёнку *** в связи с отсутствием указанных
медицинских изделий в Перечне (л.д.120-121).
Между
тем, нуждаемость несовершеннолетнего Х*** С.С. в использовании *** исходя из 26
датчиков в год, подтверждается выписным эпикризом (л.д.44-47) из истории
болезни №*** ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский
центр эндокринологии» Министерства здравоохранения России, где
указана нуждаемость несовершеннолетнего в постоянном использовании ***
Выписным
эпикризом №39191\2022 ФГАОУ ВО Первый
МГМУ им И.М. Сеченова также подтверждается нуждаемость ребенка-*** в
использовании *** (л.д.48-51).
Разрешая
спор о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения
ребенка- *** Х*** С.С., суд первой инстанции сослался на статьи 4, 16, 19,
29, 38, 43, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановление
Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально
значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для
окружающих» и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него
заболеванием *** имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по
рецептам врача (фельдшера), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии
оснований для возложения на Государственное учреждение здравоохранения
«Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» обязанности выписывать Х***
С.С. рецепты, а на Министерство здравоохранения Ульяновской
области обязанность бесплатно обеспечивать Х*** С.С. на основании выписанных
рецептов системой непрерывного мониторирования *** исходя из 26 датчиков в год,
а также *** в количестве 1 единицы в 4 года.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции
основаны на правильном толковании и применении норм материального права,
регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего
бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции
Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством,
Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых
ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и
социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный
закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».
В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана
здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых
соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими
правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае
утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования,
средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и
юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные
законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том
числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без
взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских
услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного
медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья
граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем
обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными
препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного
питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.
29).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты,
приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских
целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими
принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению,
включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем
для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний,
мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований,
восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или
физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности,
функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического,
иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм
человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они
сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим
характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального
закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается
медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих
медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается
Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной
инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни
заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том
числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней
(МКБ-10) Е10.9.
Из материалов дела следует, что Х*** С.С. является ребенком-***,
страдает ***, в связи с чем, наблюдается у врача-эндокринолога.
Согласно выписного эпикриза (л.д.44-47), в период нахождения
ребенка в Национальном медицинском исследовательском центре эндокринологии Х***
С.С. в условиях стационара даны лечебные рекомендации о необходимости суточного
контроля *** при помощи ***, мама прошла обучение в школе ***.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав
предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие
социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи
необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не
менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом
от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по
рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на
медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при
оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не
подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг,
назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий,
компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов
лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами
медицинской помощи.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской
помощи.
Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, не
входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае
наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным
показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным
ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия
должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но
в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по
жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование
иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.
Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021
№22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе
клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей
статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты
предоставления и кратности применения.
Согласно Клиническим рекомендациям по лечению сахарного
диабета, не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо,
страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления, вправе получать
бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства
медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и
компенсации данного заболевания.
Непрерывный мониторинг *** зарегистрирован в Российской
Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля *** и позволяет
улучшить компенсацию углеводного обмена.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден Перечень
медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при
предоставлении набора социальных услуг, куда отнесены в том числе и ***.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований
для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска не имелось.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 ноября
2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17
марта 2023 года.