УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грачева Т.Л. 73RS0001-01-2022-006320-18
Дело № 33-1237/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 10 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-4901/2022, по которому
постановлено:
исковые требования Цюрюпа Марины Евгеньевны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по
Ульяновской области произвести перерасчет страховой пенсии с момента ее
назначения, а именно с 13.04.2022 с учетом справок, выданных «ОАО Аптека №113»,
взяв 60 месяцев работы подряд за период с октября 1993 года по сентябрь 1998
года.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения истца
Цюрюпа М.Е., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Цюрюпа М.Е. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделению пенсионного
фонда по Ульяновской области о
перерасчете пенсии.
В обоснование иска указала, что ей назначена страховая
пенсия по старости в размере 11465 руб. 94 коп. При этом ответчик не учел
предоставленные справки о ее заработной плате за период работы в «Аптеке №113»
с августа 1988 года по сентябрь 1998 года, выданной ей 11.04.2006.
06 мая 2022 года ответчик сообщил ей, что с целью
подтверждения заработка из АО «УльяновскФармация» 07.04.2022 была запрошена
справка о размере заработной платы с 05.08.1988 по 03.09.1998. Согласно
информации поступившей из АО «Ульяновск Фармация» от 16.04.2021 № 1090, выдать
справку о заработной плате не представляется возможным, в связи с тем, что
приказы по личному составу и платежные ведомости за период с 1994 года по 1999 год были признаны неисправимо
поврежденными, в соответствии, с чем составлен акт (№2 от 15.03.2021).
Считает отказ
ответчика принять к производству вышеуказанные справки для исчисления размера
страховой пенсии незаконным. Справки о заработной плате за период с 05.08.1988
по 03.09.1998 предоставленные в отделение Пенсионного фонда Ульяновской области
имеют печать организации, а также подпись руководителя предприятия и главного
бухгалтера, сведения об указанном периоде работы в ОАО «Аптека №113» имеется в
трудовой книжке.
Размер ее пенсии рассчитывался на основании заработка в
2000-2001 годах, когда она работала в частной компании *** реальный ее
заработок был 3000 рублей, но работодатель не платил взносы в ПФ в полном
объеме, поэтому к расчетам была взята сумма 259 руб. 17 коп., отношение этой
суммы к средней месячной зарплате по стране составляет 0,16 (максимальное
значение 1,2) В период ее работы в «Аптеке 113» в 1993-1998 годах соотношение
ее заработной платы к средней по стране 1,7.
Исчисление размера пенсии исходя из заработка в указанный
период позволило бы применить коэффициент отношения среднемесячной заработной
платы работника к среднемесячной заработной плате по стране 1,2, что приведет к
увеличению размера пенсии.
Просила суд установить факт принадлежности справки от 11
апреля 2006 года, выданной ОАО «Аптека №113» Щипановой Марине Евгеньевне,
подтверждающей заработную плату за период с 05.08.1988 по 03.09.1998 истцу
Цюрюпа Марине Евгеньевне, обязать ответчика произнести перерасчет страховой
пенсии с момента ее назначения, а именно с 13.04.2022 с учетом справок,
выданных ОАО «Аптека №113», взяв 60 месяцев работы подряд за период с октября
1993 года по сентябрь 1998 года.
С 1 января 2023 года ГУ Отделение пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит
решение суда отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 30
ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии применяется
ранее действовавший порядок исчисления среднемесячного заработка,
зафиксированный в ст.100-15 Закона от 20.11.1990 №340-1, действовавшего до
01.01.2022. Согласно ст.100 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных
пенсиях в РФ» в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат,
полученные в связи с выполнением работы, на которые начисляются страховые
взносы в пенсионный орган. Виды выплат, на которые не начислялись страховые
взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для
исчисления пенсий, утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата
ВЦСПС от 03.09.1990 и Постановлением Президиума ВЦСПС от 22.11.1974. Согласно
указанных перечней, страховые взносы не начисляются на компенсации за
неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, компенсационные
выплаты, материальную помощь, дотационные выплаты, поощрительные выплаты,
стипендии, денежные награды, а также пособия по беременности и родам. В
справках о заработной плате, предоставленных истицей при назначении пенсии
информация о включении или исключении указанных выплат отсутствует. Сведения,
содержащие в представленных справках, вызвали сомнения, а именно размер
заработной платы значительно превышал средние показатели по отрасли по стране,
а также были выше относительно фонда оплаты труда по организации в целом.
Представленные ответчиком документы были опровергнуты только свидетельскими
показаниями.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных
о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением
ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области от
5.05.2022 (л.д.76) Цюрюпа М.Г. отказано в принятии к зачету справок о
заработной плате от 11.04.2006 за период с августа 1988 по декабрь 1998,
выданных ОАО «Аптека №113». Основанием к отказу явилось, что в справках
отсутствует дата рождения истца и данные об уплате страховых взносов в ПФР. Так
же пенсионному органу не представилось возможность подтвердить правомерность
выдачи справки. Поскольку согласно сообщению АО «УльяновскФармация» документы
аптеки №113 за период с 1994 по 1999 признаны неисправимо поврежденными.
Цюрюпа М.Е. обращаясь в суд с настоящим иском, полагала, что
действия пенсионного органа, выразившиеся в отказе в учете заработной платы для
назначения страховой пенсии за период работы с августа 1988 по сентябрь 1998
года в ОАО "Аптека 113",
нарушают ее право на пенсионное обеспечение в полном объеме, поскольку размер
назначенной ей страховой пенсии при ее исчислении из заработка за период,
выбранный для расчета ответчиком, занижен.
Разрешая спор и обязывая ответчика произвести перерасчет
страховой пенсии с момента ее назначения, а именно с 13.04.2022 с учетом
справок, выданных ОАО «Аптека №113», взяв 60 месяцев работы подряд за период с
октября 1993 года по сентябрь 1998 года, суд первой инстанции со ссылкой, в
частности, на нормы Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона
от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", исходил из того, что в представленной истцом справках имеется
информация позволяющая произвести с учетом содержащихся в них сведениях
рассчитать размер пенсии истца.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда
первой инстанции и их правовым обоснованием.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также -
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января
2015 г. .
Согласно пункту 2
статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее
размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности,
за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1
статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации,
застрахованные в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных
настоящим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости
имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового
стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины
индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8
Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3
статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона
Федеральный закон
от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление
размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров
страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом
в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30
Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки
приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и
регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2
статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер
трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может
определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3
настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4
настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6
настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой
пенсии, предусмотренные пунктами 3
и 4 статьи 30
названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих
целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы
по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка
застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов,
выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными
(муниципальными) органами (абзац седьмой
пункта 3 и абзац
четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001
г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при
обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен
определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически
получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной)
деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного
периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету
среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской
Федерации, установленный положениями пункта 3
статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при
оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в
части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного
лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение
трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после
указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой)
пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением
данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного
обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок
определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых
пенсий по старости, закрепленный статьей 102
Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" (определения от 4 апреля 2017 г. N 696-О,
от 28 ноября 2019 г. N 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона
от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", то есть до 1 января 2002 г., правовое регулирование исчисления
размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона
Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных
пенсиях в Российской Федерации".
Частью первой
статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I
"О государственных пенсиях в Российской Федерации" было
предусмотрено, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия,
учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за
сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме
всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный
отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной
нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное
пособие.
Федеральным законом
от 17 марта 1997 г. N 52-ФЗ часть первая
статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I
"О государственных пенсиях в Российской Федерации" была изложена в
новой редакции, согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются
все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных
обязанностей), предусмотренной статьей 89
Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Согласно части первой
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I
"О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный
заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за
пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы)
перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в
течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Среднемесячный заработок, определенный частями
первой и второй статьи
102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в
соответствии с Федеральным законом
от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на
основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими
государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I
"О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в
качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений
индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I
"О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования порядка
подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера трудовых пенсий
по старости, действовавшего в период работы Цюрюпа М.Е. (в спорный период
фамилия истца Щипанова М.Е.) в ОАО "Аптека №113» с октября 1993 г. по
сентябрь 1998 г. до регистрации ее в системе государственного пенсионного
страхования, следует, что среднемесячный заработок подтверждается документами,
выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными
(муниципальными) органами.
Письмом
Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ N
ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 разъяснено, что в случая утраты первичных
документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами,
осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству
документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на
предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов
партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные
билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные
книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда,
приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном
характере заработка работника.
Согласно информации поступившей из АО «Ульяновск Фармация»
от 16.04.2021 г. № 1090, выдать справку о заработной плате не представляется
возможным, в связи с тем, что приказы по личному составу и платежные ведомости
за период с 1994 года по 1999
год были признаны неисправимо поврежденными, в соответствии, с чем составлен
акт (№2 от 15.03.2021).
Проверяя достоверность выдачи справок истцу, судом были
опрошены свидетели С***. руководитель ОАО «Аптека 113», подписавшая справки и К***.,
работавшая бухгалтером.
Суд, приняв в качестве доказательства представленные истцом
справки, содержащие сведения о заработной плате Цюрюпа М.Е. в ОАО «Аптека 113»
учел, что сам по себе факт отсутствия в представленных документах информации о
дате рождения не является доказательством, свидетельствующим о том, что
сведения в справках содержатся об ином лице. Период работы истца подтверждается
записью в трудовой книжке, данный период ответчиком учтен при подсчете стажа
работы истца.
Суждению ответчика, что размеры заработной платы, указанные
в справках значительно превышают средние показатели по отрасли, а так же выше
относительно фонда оплаты труда по организации в целом, суд первой инстанции
дал надлежащую оценку. Опрошенные свидетели пояснили, что аптека была на
хозрасчете и администрация получала
выплаты значительно выше, чем другие работники аптеки.
Так же довод о том, что в справках отсутствуют сведения о
единовременных выплатах судом первой инстанции исследовался, согласно
объяснению бухгалтера справки данной формы предоставлялись в пенсионный фонд и
в них содержались сведения о суммах заработка.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10
ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 23.03.2023