У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2022-006499-63
Судья Кузнецова О.В. Дело № 33а-1358/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
21 марта
2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 ноября 2022 года по
делу № 2а-4663/2022,
по которому постановлено:
в удовлетворении административного иска Управления
Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области к Игонину Олегу
Львовичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Заслушав
доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области (далее – УФНС России по Ульяновской
области) обратилось в суд с административным иском о взыскании с Игонина О.Л. задолженности
по налогам и пени.
Требования мотивированы тем, что Игонин О.Л. состоит на
налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, имеет задолженность по уплате
налогов за 2015-2020 годы. В указанные периоды являлся собственником объектов
недвижимого имущества и транспортных средств.
Во исполнение статьи 59 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговым органом было направлено требование № 1265 от 22.12.2016, №
189 от 17.01.2019, № 6246 от 30.01.2019, № 71866 от 15.12.2020, № 2965 от
15.12.2021, налоговое уведомление № 39466248 от 01.09.2021, № 33336782 от
03.08.2020, № 9178279 от
27.06.2019, № 893357 от 26.06.2018, №
63825117 от 29.09.2016 об уплате налога должнику в электронной форме через
личный кабинет налогоплательщика, однако задолженность до настоящего времени не
оплачена.
28.06.2017 мировым судьей вынесен судебный приказ о
взыскании с Игонина О.Л. задолженности
по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 9532 руб. 13 коп., который 05.08.2022 был
отменен в связи с поступившим от должника
заявлением об отмене судебного приказа.
16.03.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ о
взыскании с Игонина О.Л. задолженности
по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 60 641 руб. 66 коп., который 05.08.2022 был
отменен в связи с поступившим от должника
заявлением об отмене судебного приказа.
08.04.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ о
взыскании с Игонина О.Л. задолженности
по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 95 639 руб. 75 коп., который 05.08.2022
был отменен в связи с поступившим от должника
заявлением об отмене судебного приказа.
03.02.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ о
взыскании с Игонина О.Л. задолженности
по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 10 227 руб. 33 коп., который 05.08.2022
был отменен в связи с поступившим от должника
заявлением об отмене судебного приказа.
25.12.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ о
взыскании с Игонина О.Л. задолженности
по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 11 633 руб. 55 коп., который 05.08.2022
был отменен в связи с поступившим от должника
заявлением об отмене судебного приказа.
05.03.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ о
взыскании с Игонина О.Л. задолженности
по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 53 254 руб. 89 коп., который 05.08.2022
был отменен в связи с поступившим от должника
заявлением об отмене судебного приказа.
05.03.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ о
взыскании с Игонина О.Л. задолженности
по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 44 139 руб. 99 коп., который 05.08.2022
был отменен в связи с поступившим от должника
заявлением об отмене судебного приказа.
Административный истец просил взыскать с Игонина О.Л.
задолженность по налогам и пени в общей сумме 276 527 руб. 27 коп., в том
числе: налог на землю за 2017-2019
г.г. в сумме 17 685 руб. 09 коп. и пени – 409 руб. 69 коп.; транспортный
налог за 2016-2020 г.г. – 233 393 руб. и пени 11 078 руб. 02 коп., налог
на имущество за 2015-2020г.г. в сумме 12 592 руб. 96 коп. и пени 1368 руб.
51 коп.
Рассмотрев заявленные требования по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении
административного иска. В обоснование жалобы указывает, что согласно представленным
сведениям из Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской
области Игонин О.Л. с 02.04.2003 был
зарегистрирован по адресу: г***,
соответственно, все налоговые уведомления и требования направлялись по данному
известному адресу регистрации налогоплательщика. Сведения об изменении места
регистрации налогоплательщика в налоговый орган из регистрирующих органов не
поступали. В связи с изложенным
полагает, что налоговым органом соблюдена предусмотренная законом обязанность
по направлению налогоплательщику уведомлений и требования об уплате налога.
Считает, что со стороны административного ответчика имеет место факт уклонения
от уплаты налогов и сборов. Кроме того, обращает внимание, что налоговым
органом не пропущен установленный законодательством срок для обращения к
мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, и соответственно, срок
обращения с административным иском в Ленинский районный суд г. Ульяновска.
В возражениях на апелляционную жалобу Игонин О.Л. просит
оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно
нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в 2015, 2017, 2018, 2019
г.г. Игонин О.Л. являлся собственником жилого дома и земельного участка по
адресу: ***; в 2016-2019г.г. он являлся собственником транспортного средства
РЕНО KOLEOS, государственный
регистрационный номер ***, в 2016-2020 г.г. – собственником автомобиля «Инфинити
FX37», государственный
регистрационный номер ***; в 2017-2018г.г. Игонин О.Л. являлся
собственником квартиры по адресу: ***; в 2018-2020г.г. – собственником квартиры
по адресу: г***.
Налоговые уведомления №63825117 от 29.09.2016, №8933597 от 26.06.2018, №9178279 от
27.06.2019, №33336782 от 03.08.2020, №34966248 от 01.09.2021, а также
требования №12652 от 22.12.016, № 189 от 17.01.2019, № 6246 от 30.01.2019,
№71866 от 15.12.2020, №29665 от 15.12.2021 направлялись Игонину О.Л. по адресу:
***.
Между тем, в период с 17.05.2013 по 01.04.2022 Игонин О.Л.
был зарегистрирован по адресу: г***.
По адресу: *** Игонин О.Л. зарегистрирован с 01.04.2022, что
также отражено в его паспорте, подтверждено сведениями, полученными из УМВД
России по Ульяновской области по запросу суда.
Доказательств направления налоговых уведомлений и требований
по адресу: г***, материалы дела не содержат.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд
первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришел к выводу, что административным
истцом ненадлежащим образом исполнена обязанность по направлению
налогоплательщику налоговых уведомлений и требований, чем нарушен порядок
взыскания налогов.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается,
поскольку он основан на представленных в дело доказательствах и соответствует
нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с требованиями статьи 45
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является
основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику
требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в
установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом.
Уплате налога физическими лицами предшествует направление
налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором
указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая
база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими
лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств,
исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода,
предшествующих календарному году направления налогового уведомления (ст.52 НК РФ).
Налоговое уведомление может быть направлено
налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении
6 дней с даты его направления (п.4 ст.52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по
уплате налога является основанием для направления налоговым органом
налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога
признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об
обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и
исчисленные в порядке ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в его
отношении (ст.69 НК РФ).
Требование об уплате налога может быть направлено по почте
заказным письмом, и оно считается полученным по истечении 6 дней с даты
направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ).
В соответствии с п.3 ст.85
Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию
(учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов
гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах
регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с
учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти
физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней
после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или
дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Согласно п.3 ст.84
Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в сведениях о физических
лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету
налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых
органами, указанными в статье 85
настоящего Кодекса.
Пункт 4
данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места
нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения
организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется
налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.
Частью 6
статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации предусмотрена обязанность суда при рассмотрении административных дел
о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверять полномочия органа,
обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выяснять,
соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным
законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для
взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверять
правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой
денежной суммы.
В отсутствие факта направления по надлежащему адресу
административного ответчика налогового уведомления о начисленных налогах и
требований об их уплате судебная коллегия приходит к выводу, что у Игонина О.Л.
не возникла обязанность по уплате спорных налогов.
Таким образом, выводы суда о том, что административным
истцом ненадлежаще исполнена обязанность по направлению налогоплательщику
уведомлений и требований, является правильным.
Нормы налогового законодательства не возлагают на
налогоплательщика — физическое лицо обязанность по сообщению налоговому органу
сведений об изменении места жительства, поскольку на территории Российской
Федерации существует единый учет налогоплательщиков, об изменении места
регистрации которых в налоговый орган регулярно поступают сведения из
регистрирующих органов МВД России.
В Письме Минфина России от 30.08.2017 № 03-05-06-01/55500
также указано, что направление налогового уведомления по адресу, не являющемуся
адресом места жительства (места пребывания) физического лица или адресом,
предоставленным налоговому органу для направления налоговых уведомлений,
содержащимся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, не является
надлежащим направлением этого налогового уведомления. При таком направлении
налогового уведомления по почте нет основания для признания его полученным
налогоплательщиком в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса, а
также для возникновения обязанности налогоплательщика по уплате налога на
основании такого налогового уведомления.
Доводы апелляционной жалобы о месте регистрации
административного ответчика опровергаются материалами дела.
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об
отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене решения
суда.
На
основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 ноября
2022 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 22.03.2023