Судебный акт
Об обеспечении торговли лекарственными препаратами
Документ от 14.03.2023, опубликован на сайте 23.03.2023 под номером 105104, 2-я гражданская, о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными средствами в с. Кременки Старомайнского района Ульяновской области, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-02-2022-000793-48  Судья Калянова Л.А.                                                                     Дело № 33-1157/2023  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               14 марта 2023  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей  Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Старомайнского района Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 6 декабря 2022 года по делу № 2-2584/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурора Старомайнского района Ульяновской области к ГУЗ «Старомайнская районная больница», Министерству здравоохранения Ульяновской области об организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Кременки, ул. Дачная, 2, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; к Министерству здравоохранения Ульяновской области об организации финансирования мероприятий по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Кременки, ул. Дачная, 2, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., поддержавшей доводы апелляционного представления в части, а также представившей заявление об отказе прокурора Старомайнского района Ульяновской области от исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области, судебная коллегия 

 

установила:

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Старомайнская районная больница» об обязании организовать финансирование и осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ГУЗ «Старомайнская РБ» требований законодательства о здравоохранении, в ходе которой было установлено, что, несмотря на имеющуюся у ГУЗ «Старомайнская РБ» лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в ФАП, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Кременки, ул. Дачная, 2, в указанном населенном пункте аптечные организации отсутствуют.

Сложившаяся ситуация недопустима, поскольку влечет возникновение угрозы жизни и здоровью как жителей с. Кременки Старомайнского района, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительном приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, учитывая, что ближайшая аптечная организация расположена в р.п.Старая Майна, на расстоянии около 20 км от с.Кременки.

Прокурор просил суд обязать ГУЗ «Старомайнская районная больница», Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Кременки, ул. Дачная, 2, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать финансирование мероприятий по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Кременки, ул. Дачная, 2, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 №646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 №647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Старомайнского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование представления указывает на доводы, аналогичные доводам искового заявления.

Кроме прокурора в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении.

До рассмотрения апелляционного представления по существу от прокурора Старомайнского района Ульяновской области поступило заявление об отказе от искового заявления в части требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности организовать финансирование мероприятий по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в ФАП с.Кременки                                 ГУЗ «Старомайнская РБ».

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту интересов Российской Федерации. Прокурор, подавший такое заявление пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, в том числе и право на отказ от иска. При отказе прокурора от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Положениями ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допускается отказ истца от иска после принятия апелляционных жалобы, представления, который должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявление в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска заявлен в судебном заседании, такой отказ заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173, главой 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Поскольку отказ прокурора от иска в части требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа от иска прокурору известны и понятны, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для принятия отказа прокурора от иска к данному ответчику.

В связи с принятием судебной коллегией отказа прокурора от административного иска к Министерству здравоохранения Ульяновкой области решение суда по иску прокурора Старомайнского района Ульяновской области к данному ответчику о возложении обязанности организовать финансирование мероприятий по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в ФАП с.Кременки                                 ГУЗ «Старомайнская РБ» подлежит отмене с прекращением производства по делу в данной части.

Относительно решения суда в остальной части, а именно: об отказе в удовлетворении требований прокурора Старомайнского района Ульяновской области к ГУЗ «Старомайнская РБ» об организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в обособленном подразделении больницы - в ФАП с.Кременки                         судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в данной части как постановленного с нарушением п.1 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - на основании неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию      (часть 2).

Согласно ст.ст. 4 и 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу п.5 ст.19 указанного Федерального закона пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.69 Федерального закона от «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно ст.79 названного Федерального закона медицинская организация, в числе прочего, обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (п.33 ст.4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ст.55 Федерального закона №61-ФЗ).

Согласно ст.4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность – деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 №24726), которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации.

Согласно п.2 Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями №№1-27 к настоящему Положению.

Пунктом 11 Приложения №15 к Положению предусмотрено, что одной из основных задач ФАПа является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.

Приказом Минздрава России от 20.04.2018 №182 «Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения» установлено, что в целях полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах для медицинского применения на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется планировать размещение аптечных организаций, площадей индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, с учетом пешеходно-транспортной доступности (п.9).

Как установлено по делу, на территории с.Кременки Старомайнского района Ульяновской области не осуществляется розничная продажа лекарственных препаратов для медицинского применения, аптечные организации на территории сельского поселения отсутствуют (л.д.5).

Несмотря на имеющуюся у ГУЗ «Старомайнская РБ» лицензии от 06.08.2015 №ЛО-73-02-000729 на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в ФАП, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Кременки, ул. Дачная, 2 (л.д.17-18), фельдшерско-акушерский пункт розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения не осуществляет (л.д.6).

При этом ближайшая аптечная организация расположена в р.п.Старая Майна, то есть на расстоянии 13 км от с.Кременки.

Согласно уставу ГУЗ «Старомайнская РБ» предметом деятельности учреждения является, в том числе фармацевтическая деятельность (п.2.3 Устава, л.д.28).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска прокурору, суд первой инстанции исходил из того, что торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) в качестве основного либо дополнительного вида деятельности  ГУЗ «Старомайнская районная больница» в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует, кроме того, указанная деятельность подразумевает получение прибыли, в то время как субсидии бюджетным учреждениям, которые своими силами и средствами выполняют и оказывают работы (услуги), в том числе в рамках государственного задания, могут передаваться исключительно на оказание им услуг (выполнение работ) в установленных основных видах деятельности.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан без учета фактических обстоятельств дела при неправильном применении норм материального права.

Так, анализ приведенных выше норм права указывает на то, что неосуществление в обособленном подразделении ГУЗ «Старомайнская РБ» - ФАП с.Кременки Старомайнского района Ульяновской области розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения препятствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения её доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов, может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.

Фактически граждане, проживающие в с.Кременки Старомайнского района Ульяновской области лишены возможности приобрести лекарственные препараты по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу их жизни и здоровья.

В соответствии с установленными по делу обстоятельствами, во исполнение ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, приведенных выше норм Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на ответчике ГУЗ «Старомайнская РБ» лежит обязанность по организации в с.Кременки Старомайнского района Ульяновской области на базе обособленного подразделения - ФАП - осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения с соблюдением Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 №647н, и Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 №646н.

Настоящие Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения устанавливают требования к условиям хранения и перевозки лекарственных препаратов, необходимым для обеспечения качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов, а также минимизации риска проникновения фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов в гражданский оборот и распространяются на производителей лекарственных препаратов, организации оптовой торговли лекарственными препаратами, аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинские организации и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения устанавливают требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также аптечными организациями и медицинскими организациями или их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, при наличии у аптечных организаций, медицинских организаций, их обособленных подразделений лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляющих отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам, и направлены на обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также дезинфицирующими средствами, предметами и средствами личной гигиены, посудой для медицинских целей, предметами и средствами, предназначенными для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковой оптикой и средствами ухода за ней, минеральными водами, продуктами лечебного, детского и диетического питания, биологически активными добавками, парфюмерными и косметическими средствами, медицинскими и санитарно-просветительными печатными изданиями, предназначенными для пропаганды здорового образа жизни.

На основании изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора Старомайнского района Ульяновской области о возложении на ГУЗ «Старомайнская РБ» обязанности по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в ФАП с.Кременки Старомайнского подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска прокурора в данной части.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 6 декабря 2022 года отменить.

Принять отказ прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц от иска к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности организовать финансирование мероприятий по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Кременки, ул. Дачная, 2.

Производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения «Старомайнская районная больница» об организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения удовлетворить.

Обязать  государственное учреждение здравоохранения «Старомайнская районная больница» организовать в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Кременки, ул. Дачная, 2, осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 №646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 №647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи