Судебный акт
Об обеспечении требований УИК
Документ от 14.03.2023, опубликован на сайте 23.03.2023 под номером 105103, 2-я гражданская, об оспаривании незаконных действий (бездействия) должностных лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2022-004611-47

Судья Инкин В.А.                                                                        Дело № 33а-1192/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     14 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 декабря 2022 года по делу                    №2а-2522/2022, по которому постановлено:

административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по обеспечению раздельного содержания осужденных к лишению свободы  и недопущению межкамерной связи между осужденными незаконным.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» незамедлительно со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства о раздельном содержании осужденных к лишению свободы и недопущении межкамерной связи между осужденными, а именно: обеспечить полную изолированность камер, находящихся в Федеральном казенном учреждении «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», исключающую возможность у осужденных нарушить её целостность, в том числе установления межкамерной связи.

При недостаточности, либо отсутствии у Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора          Холодилиной Ю.О.,  полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, Тюрьма), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании бездействий незаконными, понуждению к совершению определенных действий.

В обоснование требований указано, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведена проверка деятельности ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, в ходе которой выявлены грубейшие нарушения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), а также иных законов.

В ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области по состоянию на 12.10.2022 из 145 содержащихся осужденных - 77 ранее отбывали наказание в местах лишения свободы. Указанные осужденные, хотя и содержатся в отдельных камерах, но по причине имеющихся в стенах камер сквозных отверстий имеют постоянную возможность общения между собой и с лицами, впервые осужденными к лишению свободы, то есть, исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства о раздельном содержании осужденных, не обеспечено.

Проводимая администрацией Тюрьмы работа по устранению межкамерной связи путем проведения ремонта (заделывания дыр) результата не приносит ввиду действий осужденных по разбору кирпичной кладки. Принимаемые меры носят временный характер и не устраняют нарушений ст.ст. 80 и 131 УИК РФ.

03.10.2022 был установлен факт нахождения осужденного  ***., содержащегося в камере №228, в камере № 227, куда последний перебрался через отверстие в стене, что стало возможным вследствие бездействия администрации ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.

Допущенные административным ответчиком нарушения препятствуют достижению целей и задач уголовно-исполнительного законодательства РФ.

Спецпрокуратурой 27.07.2022 начальнику ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области вносилось представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Контрольная проверка показала, что имевшиеся нарушения не устранены. По состоянию на 11.10.2022 требования  ст.ст. 82 и 131 УИК РФ по-прежнему не соблюдаются.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, выразившееся в необеспечении раздельного содержания осужденных к лишению свободы  и допущению межкамерной связи между осужденными незаконным;

обязать ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства о раздельном содержании осужденных к лишению свободы и недопущении межкамерной связи между осужденными, а именно: обеспечить полную изолированность камер ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, исключающую возможность у осужденных нарушить её целостность, в том числе установления межкамерной связи;

при недостаточности, либо отсутствии у ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что стены между камерами, указанными в иске, повреждены, имеются сквозные отверстия, в результате чего между осужденными осуществляется межкамерная связь, а в отдельных случаях и передвижение внутри указанных запираемых помещений, а также с тем, что в ходе контрольной проверки установлено, что стена между камерами №№256 и 257, а также потолочное перекрытие между камерами №№240 и 257 повреждены, имеются сквозные отверстия. Судом не учтено, что ранее выявленные нарушения были устранены, проемы и отверстия в камерах заделаны, новых отверстий не было, осужденные в камерах содержатся в соответствии с требованиями УИК РФ. В ходе совместной проверки 30.11.2022 в камере №256 были выявлены трещины на штукатурке в месте ранее заделанного отверстия, при этом со стороны соседней камеры №257 сквозного отверстия не было. В этот же день незамедлительно была восстановлена целостность стены камеры №256, что подтверждается фотоматериалом, предоставленном суду. Также в ходе совместного обхода установлено, что камера №240 не заселена, соответственно, межкамерная связь между осужденными не осуществлялась и не могла осуществляться. Пи этом в других камерах, указанных в иске, не имелось сквозных отверстий в другие камеры.  02.12.2022 суду были представлены сведения об осужденных, содержащихся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в соответствии со ст.80 УИК РФ, требования которой были соблюдены. Ранее предоставленные сотруднику прокуратуры сведения от 01.12.2022 являются ошибочными.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание кроме прокурора иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Законом Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях                     и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»  (далее – Закон №5473-1) закреплены обязанности учреждений исполняющих наказание, в том числе по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а также по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных.

В соответствии с ч.7 ст.74 УИК РФ в тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 281, 317, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

Согласно ч.2 ст.80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы    на определенный срок.

Как указано в ст.131 УИК РФ, размещение осужденных  по камерам производится с соблюдением требований, предусмотренных ст. 80 УИК РФ. Кроме того, раздельно содержатся осужденные, находящиеся на общем и строгом режимах. Изолированно от других осужденных и раздельно содержатся также осужденные, переводимые из одного исправительного учреждения в другое; осужденные, оставленные в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исходя из положений п.590 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 №110, размещение осужденных к лишению свободы в исправительных колониях особого режима, отбывающих наказание в строгих условиях или отбывающих пожизненное лишение свободы, в также осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в тюрьме, производится по камерам с соблюдением требований, предусмотренных ст.80 УИК. Осужденные к лишению свободы, находящиеся на общем и строгом режиме в тюрьме, содержатся раздельно друг от друга. В тюрьме изолированно от других осужденных к лишению свободы и раздельно содержатся также осужденные к лишению свободы, переводимые из одного ИУ в другое, и осужденные к лишению свободы, оставленные в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Между тем, как показали прокурорские проверки, администрацией  ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области вышеуказанные нормы действующего законодательства длительное время не соблюдаются.

По состоянию на 12.10.2022 из 145 содержащихся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области осужденных - 77 ранее отбывали наказание в местах лишения свободы. Указанные осужденные, хотя и содержатся в отдельных камерах, но по причине имеющихся в стенах камер сквозных отверстий имеют постоянную возможность общения между собой и с лицами, впервые осужденными к лишению свободы, то есть, исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства о раздельном содержании осужденных, не обеспечено.

Проводимая администрацией ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области работа по устранению межкамерной связи путем проведения ремонта (заделывания дыр) результата не приносит ввиду действий осужденных по разбору кирпичной кладки. Принимаемые меры носят временный характер и не устраняют нарушений ст.ст. 80 и 131 УИК РФ.

Так, на момент проведения прокурорской проверки стены между камерами с №236 по №245 (10 камер) внутреннего поста № 7 и между камерами с №№ 254, 255, 256, 257, 260, 261 (6 камер) внутреннего поста № 8 повреждены, имеются сквозные отверстия, в результате чего между осужденными осуществляется межкамерная связь, а в отдельных случаях и передвижение внутри указанных запираемых помещений, что нарушает требования ст.ст. 80 и 131 УИК РФ.                      В камере №243 содержатся осужденные, ранее отбывавшие наказание и признанные судом особо опасными рецидивистами (***), а в камере №244 – осужденные, ранее не отбывавшие наказание и в действиях которых отсутствует рецидив преступлений (***). В камере №245 содержится осужденный ***., отбывающий наказание на общем режиме, а в камере №244 - осужденные ***., отбывающие наказание на строгом режиме. В камере №241 содержится осужденный           ***, ранее отбывавший наказание в виде лишения свободы, а в соседних камерах №№ 240, 242 - осужденные  *** впервые отбывающие наказание в виде лишения свободы. Осужденный ***, в действиях которого судом установлен рецидив преступлений, содержится в камере №254, а в камере №255, стена которой имеет повреждения, содержатся осужденные ***., в действиях которых отсутствует рецидив. В камерах №№256 и 257 также содержатся осужденные, одна часть  из которых впервые отбывает наказание в виде лишения свободы, а вторая -ранее отбывала наказание в местах лишения свободы. При этом в действиях осужденных *** содержащихся в камере №256, судом установлен рецидив преступлений, тогда как остальные осужденные такового не имеют. Аналогичный факт имеет место в камерах №№ 260 и 261, где также имеются сквозные отверстия (в действиях осужденного *** судом установлен рецидив преступлений, которого не имеется у других осужденных).

Кроме того, 01.10.2022 при осмотре внутренних постов №№ 7 и 8 режимного корпуса № 2 установлено, что в камерах №№ 224, 225, 226, 227, 228, 230, 231, 232, 233, 234, 236, 237, 238, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 248, 254, 255, 257, 260, 261 осужденными в очередной раз проделаны отверстия в стенах.

Оценив представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и возражений, установив, что имеет место нарушение требований федерального законодательства со стороны ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Удовлетворяя иск прокурора, суд правильно исходил из того, что допущенные административным ответчиком нарушения препятствуют достижению целей и задач уголовно-исполнительного законодательства РФ, администрация учреждения обязана соблюдать требования закона, в связи с чем на ответчика должна быть возложена  обязанность устранить выявленные нарушения.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

До настоящего времени выявленные нарушения в ФКУ Т не устранены.

Вопреки доводам апелляционной жалобы об устранении выявленных нарушений и приведении помещений камер в соответствие с требованиями закона, 30.11.2022 помощником Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области с участием сотрудника ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области была совершена контрольная проверка, в ходе которой установлено, что стена между камерами №№256 и 257 внутреннего поста №8, потолочное перекрытие между камерами №№240 и 257 повреждены, имеются сквозные отверстия, вследствие чего между осужденными осуществляется межкамерная связь.

Выполненные в ходе рассмотрения настоящего дела работы по заделыванию  проемов и отверстий между камерами  работы были выполнены некачественно, что позволило вновь возобновить межкамерную связь.

Данные обстоятельства проверены судом, в том числе путем исследования представленных фотографий, алфавитного списка осужденных, содержащихся на внутренних постах №7 и №8 по состоянию на 01.12.2022 (л.д.71-85), им дана надлежащая правовая оценка, которая отражена  в оспариваемом решении Оснований  для несогласия с данной оценкой у суда апелляционной инстанции не имеется.

Таким образом, городским судом бесспорно установлено, что принимаемые администрацией  исправительного учреждения меры по изолированию камер являются несвоевременными и недостаточными.

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

УФСИН России по Ульяновской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении исправительных учреждений Ульяновской области.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при недостаточности, либо отсутствии у ФКУ «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» денежных средств для проведения необходимых ремонтных работ, УФСИН России по Ульяновской области обязано обеспечить выполнение указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на данные цели.

При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от            2 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи