Судебный акт
Обеспечение медицинским изделием
Документ от 15.03.2023, опубликован на сайте 21.03.2023 под номером 105084, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты на изделия медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                    73RS0001-01-2022-006962-32

Дело № 33-1120/2023   

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 15 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Котельниковой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-5023/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска – удовлетворить частично.

Обязать  Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать К***  рецепты на обеспечение системой ***.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  К***  системой ***.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу К*** компенсацию морального вреда 5000,00 руб.

В удовлетворении остальной части иска о компенсации морального вреда – отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения законного представителя К***. Карташовой М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней  К***. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что несовершеннолетняя К***. является ***инвалидом. Выставлен диагноз: ***. В апреле 2022 г. в ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России в рамках высокотехнологичной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию несовершеннолетней была установлена ***. Коррекция лечения К***. проводилась с использованием ***. Согласно выписному эпикризу ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» от 12.04.2022 ребенок страдает ***, снижен уровень качества ее жизни. ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» К***. рекомендован ежедневный самоконтроль *** не менее 6 раз в день. Измерение *** может быть дополнено использованием непрерывного *** в реальном времени или ***, однако полностью не заменяет его. При этом частота измерения *** *** может быть меньше.

Однако, до настоящего времени ответчиками меры, направленные на обеспечение К***. системой *** не приняты. Льготные рецепты на получение указанной системы *** ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» не выписываются.

Прокурор просил суд обязать Государственное учреждение  «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать несовершеннолетней К***. рецепты на обеспечение системой *** ***, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать  несовершеннолетнюю К***. данной системой ***, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу К*** компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства РФ указывает, что ежемесячное обеспечение расходными материалами к *** за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется. Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р. Обращает внимание на то, что использование систем *** не исключает применение *** и *** для определения уровня ***, так как уровень *** в интерстициальной жидкости может не точно отражать уровень ***, а также в периоды резких колебаний уровня ***, в случаях *** или ее угрозы, и в случаях, когда симптомы не соответствуют показаниям системы. *** не является диагностикой ***. Соответственно, закупка непрерывных систем *** не исключает применения *** для определения уровня *** и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством РФ, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Закупка данного медицинского изделия «ФристайлЛибра», который не включен ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством ст.306.4 Бюджетного кодека РФ. Нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа.

В возражениях на апелляционную жалобу Карташова М.В. просит  решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что несовершеннолетняя К***.,*** г.р., является ***инвалидом, страдает ***, что подтверждается медицинской документацией (л.д.24) , не оспаривается представителями ответчиков.   

Нуждаемость несовершеннолетней К***. в использовании систем *** подтверждается выписным эпикризом (л.д.68) из истории болезни №522/С2022 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  эндокринологии» Министерства здравоохранения России, где указано нуждаемость несовершеннолетней в постоянном использовании систем ***.

Разрешая спор о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения ***инвалида К***., суд первой инстанции сослался на статьи 1, 3, 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований на возложение на Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» обязанности выписывать К***.  рецепты, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечивать К***. на основании выписанных рецептов системой ***.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга  (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10.9.

Из материалов дела следует, что К***. является ***инвалидом,  страдает ***, в связи с чем, наблюдается у врача-эндокринолога.

Согласно выписного эпикриза (л.д.26-33), в период нахождения ребенка в Национальном медицинском исследовательском центре эндокринологии  К***. в условиях стационара проведена  установка ***. Так же даны лечебные рекомендации о необходимости суточного контроля *** при помощи системы ***.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при ***.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

Согласно Клиническим рекомендациям по лечению ***, не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее ***, в силу указанного постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

Непрерывный *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля *** и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска не имелось.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетнего К***. необходимыми  лекарственными препаратами  ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истицы компенсации причиненного морального вреда.

Размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу несовершеннолетнего ***инвалида, соответствует требованиям разумности и справедливости.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ребенок не обеспечен данным медицинским изделием по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, на которого возложена обязанность по организации обеспечения той категории граждан, к которой относится  К***.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.03.2023