Судебный акт
О восстановлении на учете в качестве базработного
Документ от 15.03.2023, опубликован на сайте 22.03.2023 под номером 105083, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жилкина А.А.                                                     73RS0001-01-2022-006142-67

Дело № 33-1117/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                            15 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-4460/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Старушонкова Геннадия Николаевича удовлетворить частично.

Возложить на Областное государственное казенное учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» обязанность восстановить Старушонкова Геннадия Николаевича на учете в качестве безработного с 25.05.2022 г.

В удовлетворении требований к Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области отказать

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя ответчика ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» - Орловой В.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Старушонкова Г.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Старушонков Г.Н. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области») о возложении обязанности восстановить его в качестве безработного.

Требования мотивированы тем, что истец стоял на учете в качестве безработного в Центре занятости населения по Заволжскому району г. Ульяновска с декабря 2021 года. С 25.05.2022 он снят с учета. С данным решением истец не согласен, поскольку оно является незаконным. Для поддержания здоровья после перенесенного заболевания *** он приобрел путевки на санаторно-курортное лечение. Вылет был запланирован на 24.05.2022, однако он был отменен. Приобретены билеты на рейс 23.05.2022, однако в указанную дату ему была назначена явка в Цент занятости. При данных обстоятельствах он заблаговременно явился в Центр занятости, сообщив своему инспектору о том, что явиться 23.05.2022 не сможет, т.к. по независящим от него причинам был перенесен вылет в санаторий. Инспектор пояснила, что после приезда истцу необходимо будет явиться для отметки, каких-либо заявлений в связи с отъездом писать не нужно. Вернувшись с лечения, истец 06.06.2022 узнал о снятии его с учета.

С учетом изложенного, Старушонков Г.Н. просил суд признать решение о снятии его с учета в качестве безработного незаконным и возложить на ответчика обязанность восстановить его в качестве безработного.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что на момент снятия истца с регистрационного учета действовало постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909, ссылка на которое в решении отсутствует. Суд вынес решение, основанное на недействующем нормативно-правовом акте. Истцом не были представлены доказательства уважительности неявки, перечисленные в приказе Минтруда РФ от 15.01.2013 № 10н. Отмечает, что прохождение санаторно-курортного лечения не относится к уважительным причинам неявки в Центр занятости, листок нетрудоспособности истцу выдан не был.

В отзыве на апелляционную жалобу Старушонков Г.Н. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» от 13 декабря 2021 года № 347Д26/2103 Старушонков Г.А. с 3 декабря 2021 года зарегистрирован в качестве безработного, ему установлено пособие по безработице в процентном соотношении к среднему заработку на период с 3 декабря 2021 года по 2 декабря 2022 года (л.д. 55).

8 декабря 2021 года, 13 декабря 2021 года, 10 января 2022 года, 1 февраля 2022 года, 1 марта 2022 года, 28 марта 2022 года, 25 апреля 2022 год являлись для истца датами посещения ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» с целью перерегистрации в качестве безработного (л.д. 52).

При явке 25 апреля 2022 года Старушонков Г.А. был уведомлен о следующей явке 23 мая 2022 года (л.д. 52-об.).

В связи с неявкой истца на перерегистрацию 23мая 2022 года приказом ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» от 24 мая 2022 года № 144п9/2203 ему была приостановлена выплата пособия по безработице на период с 26 апреля 2022 года по 25 мая 2022 года (л.д. 54).

Приказом ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» от 2 июня 2022 года № 153п440/2203 выплата пособия по безработице истцу прекращена (л.д. 53-об.).

На основании приказа ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» от 2 июня 2022 года № 153Д439/2203 Старушонков Г.А. снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) (л.д. 53).

Принимая решение об удовлетворении заявленных Старушонковым Г.А. исковых требований, суд первой инстанции посчитал неявку истца 23 мая 2022 года на перерегистрацию в качестве безработного по уважительной причине.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат, в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Частью 2 статьи 35 Закона о занятости населения предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случаях: длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.

В силу части третьей указанной выше статьи, выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц, в том числе в случаях нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 (далее - Правила), постановка на регистрационный учет безработного гражданина не осуществляется, если в отношении зарегистрированного гражданина центром занятости населения в установленном порядке принято решение об отказе в признании его безработным в случае неявки зарегистрированного гражданина без уважительных причин в срок, установленный центром занятости населения для регистрации в качестве безработного (за исключением инвалидов I или II группы, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 Закона).

В силу пункта 13 Правил зарегистрированный гражданин вправе представить в центр занятости населения документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки для признания его безработным не позднее 7 дней со дня окончания события, послужившего причиной неявки, за исключением случая неявки по причине временной нетрудоспособности. В случае неявки зарегистрированного гражданина по причине временной нетрудоспособности такой гражданин представляет документ, подтверждающий временную нетрудоспособность, в первый рабочий день, следующий за днем окончания периода временной нетрудоспособности. Указанные документы представляются зарегистрированным гражданином лично.

На основании подпункта «б» пункта 23 Правил снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется центрами занятости населения в случае длительной (более одного месяца) неявки (за исключением граждан, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости населения) в центр занятости населения без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.

На момент снятия Старушонкова Г.А. с регистрационного учета в качестве безработного перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, был утвержден Приказом Минтруда России от 15 января 2013 года № 10н.

К таких документам были отнесены:

- листок нетрудоспособности;

- документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе, документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;

- документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;

- документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения;

- документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения;

- документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство);

- документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения;

- решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Делая вывод о неявке Старушонкова Г.Н. в центр занятости на перерегистрацию 23 мая 2022 года по уважительной причине, суд указал, что истец отсутствовал по месту жительства в связи с необходимостью санаторного лечения, в подтверждение чего им представлены справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение от 16 мая 2022 года (л.д. 25), обменные путевки в Санаторий «Целебный Назран» (г. Кисловодск) (л.д. 27-28) и электронные билеты (л.д. 29).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 мая 2010 года № 698-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», целевое назначение пособия по безработице как меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее. При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами.

Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня «уважительных причин» само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.

В соответствии с пунктом 9 Перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержденных Приказом Минтруда России от 15 января 2013 года № 10н, одним из таких документов является решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

В связи с чем, кроме предусмотренных документов, законодатель отнес к полномочиям суда определять уважительность причин неявки для перерегистрации.

Установив изложенное, суд, реализуя предоставленные ему законом дискреционные полномочия по оценке конкретных ситуаций при разрешении спора, вправе был, вопреки доводам апелляционной жалобы, сделать вывод об уважительности причин неявки истца для перерегистрации в орган службы занятости населения.

Из материалов дела следует, что на момент заключения договора о предоставлении санаторно-курортных услуг от 21 марта 2022 года (л.д. 75), согласно которому ему установлена дата заезда в санаторий с 24 мая 2022 года, Старушонков Г.Н. не знал и не мог знать о назначении ему явки на перерегистрацию на 23 мая 2022 года.

При этом суд правомерно учел, что явка для перерегистрации осуществлена истцом на следующий день после возвращения с санаторно-курортного лечения, и у него отсутствовало намерение уклониться от трудоустройства.

Таким образом, обжалуемым судебным решением установлен факт наличия уважительной причины неявки истца в государственное учреждение службы занятости населения для перерегистрации в качестве безработного, что является самостоятельным основанием для восстановления Старушонкова Г.Н. на учете в качестве безработного.

Судебная коллегия также отмечает, что данным решением суда установлено отсутствие со стороны ответчика каких-либо нарушений требований действующего законодательства в сфере занятости, а также прав истца.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.03.2023