Судебный акт
О признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга
Документ от 14.03.2023, опубликован на сайте 17.03.2023 под номером 105070, 2-я гражданская, о признании незаконно отказа в проведении митинга, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-001130-84

Судья Сизов И.А.                                                                          Дело №33а-1874/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     14 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 марта 2023 года по делу №2а-1479/2023, по которому постановлено:

административное исковое заявление Толкачёва Константина Сергеевича удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ администрации города Ульяновска от 06.03.2023 на уведомление Толкачёва Константина Сергеевича о проведении публичного мероприятия от 03.03.2023.

Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.

В остальной части административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации города Ульяновска Каримовой Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Толкачева К.С., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия

 

установила:

 

Толкачёв К.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга.

В обоснование требований административный истец указал, что 03.03.2023 он обратился в администрацию города Ульяновска с уведомлением о проведении 14.03.2023 публичного мероприятия - митинга за возврат прямых выборов главы Ульяновска и наведения порядка в городе. Местом проведения митинга указан сквер рядом с магазином «Искусство», расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул.Гончарова, 11а, который является официальным местом для проведения публичных мероприятий в г.Ульяновске, где не требуется согласование с местными властями, если количество участников не превышает 100 человек. Тем не менее, он посчитал необходимым уведомить администрацию города Ульяновска, чтобы гарантировать обеспечение общественного порядка.

06.03.2023 им получено письмо администрации города Ульяновска, в котором указана причина отказа – отсутствие в уведомлении подписей лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению, что, по его мнению, является незаконным. Определение такого лица является правом, а не обязанностью организатора публичного мероприятия. В уведомлении о проведении публичного мероприятия таким лицом он указал себя.

Ссылается на разъяснения, данные в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», согласно которым при проведении публичного мероприятия в определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации месте, специально отведенном или приспособленном для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, уведомление о проведении публичного мероприятия не требуется при условии, что количество предполагаемых его участников не превышает установленную законом субъекта Российской Федерации предельную численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется.

Административный истец просил признать незаконным отказ в согласовании проведения митинга 14.03.2023, выраженный в письме администрации города Ульяновска от 06.03.2023; обязать администрацию города Ульяновска согласовать проведение публичного мероприятия 14.03.2023 с 17.00 час. до 19.00 час. согласно уведомлению от 03.03.2023.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить в части признания незаконным ответа администрации города Ульяновска на уведомление и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в данной части.

В обоснование жалобы указывает, что Толкачёвым К.С. в уведомлении не указаны фамилия, имя и отчество участников, уполномоченных им предупреждать возможные правонарушения и передавать информацию правоохранительным органам в процессе проведения митинга, что предусмотрено п.3 ч.3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Полагает, что один гражданин в лице организатора и лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия, не может обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, поскольку митинг предполагает пребывание в месте его проведения неопределенного круга лиц.

Администрация города Ульяновска не снимает с себя обязанность по обеспечению общественного порядка и организации медицинской помощи при проведении публичного мероприятия, однако организатором должны быть указаны лица (группа лиц), с которыми администрация города Ульяновска будет взаимодействовать.

Не соглашается с выводами суда об отсутствии необходимости согласования проведения публичного мероприятия путем направления уведомления.

Считает, что административный истец не представил суду доказательств нарушения административным ответчиком его прав, следовательно, отказ администрации не мог быть оспорен в судебном порядке.

Администрация г.Ульяновска не отказывала Толкачёву К.С. в согласовании проведения митинга, а предложила устранить несоответствия в уведомлении путем подачи нового уведомления.

Полагает, что судом изменен предмет административного иска, поскольку Толкачёв К.С. просил признать незаконным отказ в согласовании проведения митинга 14.03.2023, а не ответ администрации города Ульяновска.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как установлено судом, 03.03.2023 административным истцом в администрацию города Ульяновска было подано уведомление о проведении 14.03.2023 публичного мероприятия в форме митинга, целью которого указано «потребовать возврат прямых выборов главы города Ульяновска и наведения порядка в городе»; место проведения публичного мероприятия - г.Ульяновск, ул.Гончарова, 11А (сквер рядом с магазином «Искусство»); дата, время начала и окончания публичного мероприятия - 14.03.2023 с 17.00 час. до 19.00 час; предполагаемое количество участников мероприятия - 100 человек.

В уведомлении организатором публичного мероприятия и лицом, уполномоченным организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия указан Толкачёв К.С. Также указано, что организатор публичного мероприятия гарантирует обеспечение соблюдения общественного порядка, обязуется не создавать никаких затруднений для движения пешеходов и транспорта; для обеспечения порядка и оказания, при необходимости, медицинской помощи гарантирует выделение группы участников.

Согласно Перечню единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 20.12.2012 №605-П, на территории Ленинского района г.Ульяновска таким специально отведенным местом является участок общей площадью 500 кв.м, расположенный в сквере рядом с административным зданием по адресу: г.Ульяновск, ул.Гончарова, 11А.

06.03.2023 Толкачёву К.С. вручен ответ администрации города Ульяновска от 06.03.2023 «О рассмотрении уведомления», в котором указано о невыполнении административным истцом при подаче уведомления требований п.4 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с отсутствием подписи лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. Со ссылкой на ст.12 названного Федерального закона заявителю предложено устранить указанные несоответствия в уведомлении и указано на невозможность принятия в таком виде уведомления о проведении публичного мероприятия.

Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным ответа администрации города Ульяновска от 06.03.2023, данного по итогам рассмотрения поданного Толкачёвым К.С. 03.03.2023 уведомления о проведении публичного мероприятия, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении административным ответчиком доказательств несоответствия данного уведомления нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и отсутствии оснований, исключающих возможность проведения заявленного административным истцом публичного мероприятия в соответствии с указанным уведомлением.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным по делу обстоятельствам.

Так, в соответствии со ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (ч.3 ст.17, ч.1 и ч.2 ст.19, ч.1 ст.45, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).

Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которому законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, помимо названного закона включает иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 8), Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 11), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7, части 1.1, 2.2, 3 и 3.1 статьи 8 и часть 1 статьи 11); проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума помимо названного Федерального закона, регулируется также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (части 1 и 2 статьи 1).

Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.

Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с вышеназванным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Как разъяснено в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», согласно ч.1.1 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при проведении публичного мероприятия в определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации месте, специально отведенном или приспособленном для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, уведомление о проведении публичного мероприятия не требуется при условии, что количество предполагаемых его участников не превышает установленную законом субъекта Российской Федерации предельную численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется (предельная численность 100 чел.).

Проведение публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, не исключает обязанность его организатора обеспечить безопасность участников публичного мероприятия при его проведении и предполагает необходимость уточнения этим лицом вопроса о запланированных к проведению в специально отведенном месте в избранное время иных публичных мероприятий, чтобы исключить при их совместном проведении превышения нормы предельной заполняемости данного места (п.5 ч.4 ст.5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Информирование организатором публичного мероприятия органа публичной власти о намерении провести данное мероприятие в специально отведенном месте в срок, предусмотренный соответствующим законом субъекта Российской Федерации, учитывается судом при оценке выполнения им обязанности по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия в случае рассмотрения вопроса о привлечении данного лица к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности. При этом, если данный срок законом субъекта Российской Федерации не установлен, информирование может быть осуществлено в срок, указанный в ч.1 ст.7 названного Федерального закона.

В Законе Ульяновской области от 30.11.2012 №189-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий» также урегулирован вопрос об отсутствии необходимости направления уведомления о проведении публичного мероприятия, если предельная численность лиц, участвующих в одном публичном мероприятии, проводимом в одном специально отведенном месте, составляет сто человек (часть 2 статья 5).

Из системного толкования приведенных правовых норм, подлежащих применению при разрешении настоящего административного спора, следует, что поскольку согласно содержанию поданного Толкачевым К.С. уведомления заявленное публичное мероприятие не требовало согласования с административным ответчиком путем подачи уведомления в порядке ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а фактически было направлено на информирование организатором публичного мероприятия органа власти о намерении провести данное мероприятие в специально отведенном месте, у администрации города Ульяновска отсутствовали основания для указания в оспариваемом ответе на необходимость выполнения заявителем требований п.4 ст.7 названного Федерального закона (из-за отсутствия в уведомлении подписей лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению).

Ответ административного ответчика по своему содержанию фактически является произвольным немотивированным отказом в согласовании публичного мероприятия, препятствующим его проведению в указанный в уведомлении срок и влекущим нарушение конституционных прав граждан свободного публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В связи с указанным довод апелляционной жалобы о том, что судом изменен предмет административного иска, поскольку Толкачёв К.С. просил признать незаконным отказ в согласовании проведения митинга, а не ответ администрации города Ульяновска, судебная коллегия считает несостоятельным.

Доводы в апелляционной жалобе о том, что отсутствие в уведомлении сведений о лицах, уполномоченных организатором митинга выполнять распорядительные функции по его организации и проведению, может служить препятствием для обеспечения общественного порядка и безопасности, для передачи информации в правоохранительные органы о возможных правонарушениях в процессе проведения митинга, основаны на ошибочном толковании закона.

Как верно указано судом первой инстанции, со ссылкой на правовое регулирование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 18.05.2012 №12-П, от 14.02.2013 №4-П, от 13.05.2014 №14-П, проведение публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, не исключает обязанность его организатора обеспечить безопасность участников публичного мероприятия, однако согласно Федеральному закону       «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия могут осуществляться только на безвозмездной основе, а основную ответственность за охрану общественного порядка и безопасности граждан, оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи должны принимать на себя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, уполномоченные представители органов внутренних дел (пункты 3, 5 и 7 части 1 статьи 12, пункты 2 и 3 части 2 статьи 13, части 2 и 3 статьи 14, часть 3 статьи 18).

Соответствующие обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 06.10.1999   №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 26.3), Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 15 и 16), Федеральном законе от 07.02.2011 №3-ФЗ                «О полиции» (статьи 1, 2, 12 и 13) и Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статьи 4, 9, 14, 16 и 17), что полностью согласуется со статьями 2, 18, 71 (пункт «в»),                     72 (пункты «б», «ж») и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Ссылка Толкачёва К.С. в суде апелляционной инстанции о несоблюдении положений ч.3 ст.305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и наличии оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе является несостоятельной, так как противоречит требованиям процессуального законодательства, регулирующим производство в суде апелляционной инстанции (глава 34 КАС РФ).

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.03.2023.