Судебный акт
Включение периодов в страховой стаж
Документ от 28.02.2023, опубликован на сайте 15.03.2023 под номером 105042, 2-я гражданская, о назначении страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0014-01-2022-000531-12

Судья Ханбекова Н. М.                                                                          Дело № 33-918/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   28 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 9 ноября 2022 года по делу № 2-1-347/2022, по которому постановлено: 

 

исковые требования Аракелян Марине Овсеповны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить Аракелян Марине Овсеповне в страховой стаж период ухода за ребенком, *** года рождения, в неучтенной части, - 1 год 8 месяцев 10 дней, и назначить страховую пенсию по старости Аракелян Марине Овсеповне с 07.11.2022.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Аракелян М.О. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время – Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – Социальный фонд) о назначении страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 08.08.2022 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 15.08.2022 в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. В мотивировочной части данного решения указано, что продолжительность ее страхового стажа составляет 18 лет 4 месяца 4 дня, в который не могут быть засчитаны: период ухода за ребенком, *** года рождения, так как не представлено свидетельство о рождении ребенка; с 03.03.1999 по 31.12.2001 – период предпринимательской деятельности; указано, что общая величина ее индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) составляет на дату обращения 15,680. Однако, по решению ответчика от 30.07.2021 размер ИПК составлял 19,750, продолжительность страхового стажа - 17 лет 04 месяца 26 дней, при этом до февраля 2022 года она была трудоустроена. Ранее при  рассмотрении судом иного спора относительно ее права на пенсию ответчик указывал, что при предоставлении надлежащего документа о рождении ребенка, *** года рождения, ее ИПК составит 20,372. Вступившим в законную силу решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 08.11.2021, установлено, что в ее страховой стаж включены определенные периоды, в том числе периоды по уходу за двумя детьми, *** года рождения, и *** года рождения, до полутора лет, что соответствует ИПК 8,1; а также указано, что с учетом учтенных пенсионным фондом для определения права на страховую пенсию по старости периодов трудовой деятельности, получения пособия по безработице, ухода за первым и вторым ребенком до достижения возраста полутора лет, отношения заработной платы по сведениям индивидуального лицевого счета, уплаченных страховых взносов величина ее ИПК составляет 19,750. После 31.07.2021 и до февраля 2022 она продолжала трудиться. Она была готова в случае нехватки какого-либо незначительного размера ИПК, выкупить недостающие баллы и оформить себе пенсию по старости, с учетом уже ранее признанного судом ИПК в размере 19,750 и ее трудоустройства в период с 30.07.2021 по февраль 2022, а так же необходимости наличия ИПК в размере 21. Однако, органы Социального фонда без каких-либо оснований искусственно уменьшили размер ее ИПК. Просила обязать ответчика включить ей в страховой стаж период ухода за ребенком, 31.08.1985 года рождения, и назначить страховую пенсию по старости с 07.11.2022; обязать ответчика произвести расчет ее ИПК по состоянию на 08.08.2022 с учетом ранее установленного судом ИПК в размере 19,750 на дату 30.07.2021,  периодов ее работы с 31.07.2021 по 18.02.2022 в МОУ «*** СШ».

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в части назначения истцу пенсии с 07.11.2022 и включения в страховой стаж периода ухода за ребенком, *** года рождения, в неучтенной части, - 1 год 8 месяцев 10 дней, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что в страховой стаж Аракелян М.О. не включены периоды: с 03.03.1999 по 31.12.2001 – осуществления истцом индивидуальной предпринимательской деятельности в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов; период ухода за ребенком, *** года рождения, - 3 года 2 месяца 10 дней, так как не представлено свидетельство о рождении  ребенка. Обращает внимание, что в решении УПФ в Новоспасском районе Ульяновской области от 30.07.2021 неверно определена величина ИПК истца, а именно учтен ребенок, *** года рождения, при отсутствии оригинала (нотариально заверенной копии) свидетельства о рождении ребенка. По имеющимся документам и сведениям индивидуального лицевого счета продолжительность страхового стажа для определения права Аракелян М.О. на пенсию на момент обращения (08.08.2022) составляет 18 лет 4 месяца 4 дня (при требуемой 12 лет), величина ИПК – 15,680 (при требуемой 21). В резолютивной части решения суд некорректно обязывает включить в страховой стаж Аракелян М.О. период ухода за ребенком, *** года рождения, в неучтенной части – 1 год 8 месяцев 10 дней, тогда как достаточно указать о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком, *** года рождения. Кроме того, судом не приняты во внимание доводы о сроках назначения пенсии гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а именно положения ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Просит учесть, что Аракелян М.О. 07.11.2022 подала заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и перечислила страховые взносы в размере 17 800 руб. Во всех случаях периоды добровольной уплаты страховых взносов, засчитываемые в страховой стаж, ограничены датой вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и датой прекращения указанных правоотношений (на основании заявления застрахованного лица) и, соответственно, одномоментная покупка страхового стажа за период, выходящий за пределы нахождения в указанных правоотношениях, законодательством не предусмотрена. Удовлетворяя исковые требования Аракелян М.О. в части обязания назначить страховую пенсию по старости с 07.11.2022, суд не учел, что 07.11.2022 Аракелян М.О. вступила в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а 28.11.2022 прекратила указанное правоотношение. Обращает внимание, что 29.11.2022 Аракелян М.О. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

В возражениях на апелляционную жалобу Аракелян М.О. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.08.2022 Аракелян М.О., *** года рождения, обратилась в Социальный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 40-41).

Решением ответчика от 15.08.2022 Аракелян М.О. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента; рекомендовано обратиться с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении возраста 65 лет при условии постоянного проживания в Российской Федерации (л.д. 37-40).

Как указано в решении ответчика, по имеющимся документам и сведениям индивидуального лицевого счета в стаж при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитаны ряд периодов, в том числе с 13.09.1987 по 17.08.1990 – ухода за ребенком, 23.11.1987 года рождения, до трех лет, включая 70 дней до его рождения.

Общая продолжительность страхового стажа определена ответчиком 18 лет 4 месяца 4 дня (при требуемой 12 лет).

В стаж при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ответчиком не засчитаны периоды: период ухода за ребенком, 31.08.1985 года рождения (3 года 2 месяца 10 дней), в связи с тем, что не представлено свидетельство о рождении ребенка; с 03.03.1999 по 31.12.2001 – период занятия предпринимательской деятельностью, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов.

Общая величина индивидуального пенсионного коэффициента определена ответчиком 15,680 (при требуемой 21).

Также в решении ответчика указано, что в соответствии с действующим законодательством граждане, которым по каким-либо причинам не хватает величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения страховой пенсии по старости, могут самостоятельно уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование. Возможность уплаты добровольных взносов на пенсию предусмотрена ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и реализуется в соответствии с приказом Минтруда России № 462н от 31.05.2017.

07.11.2022 Аракелян М.О. произведена уплата страховых взносов в сумме 17 800 руб. (л.д. 88).

Полагая отказ в назначении страховой пенсии незаконным, Аракелян М.О. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона (ч. 2 ст. 35).

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35).

Частью 18 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с 01.01.2015 с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле: ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10, где ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 01.01.2015 с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании; СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных (для лиц, указанных в части 3 статьи 13 данного Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании; НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за соответствующий календарный год.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 данной статьи, статьей 25.1 данного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом переходных положений закона страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 56 лет 6 месяцев в 2021 году, при наличии необходимой продолжительности страхового стажа 12 лет (ч. 1 и 2 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ) и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21,0 (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ) со дня обращения за пенсией.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при определении продолжительности страхового стажа истца и величины индивидуального пенсионного коэффициента суд первой инстанции обоснованно принял во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 08.11.2021 по иску Аракелян М.О. к ОПФ РФ по Ульяновской области о признании решения незаконным, назначении страховой пенсии по старости.

Данным решением суда установлено, что «с учетом учтенных пенсионным фондом для определения права на страховую пенсию периодов трудовой деятельности, получения пособия по безработице, ухода за первым и вторым ребенком в возрасте до полутора лет, отношения заработной платы по сведения ИЛС, уплаченных страховых взносов, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 19,750. Иного расчета величины ИПК стороной истца не представлено».

Данные обстоятельства относительно величины ИПК, которые ранее определялись самим ответчиком, как правильно указал суд первой инстанции, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальности - сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные институты, необходимые для достижения данной цели. Введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой. Такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.

Приняв во внимание указанные выше обстоятельства, а также представленное в суд первой инстанции нотариально заверенное свидетельство о рождении ребенка, 31.08.1985 года рождения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о включении в страховой стаж истца периода ухода за указанным ребенком.

Указание суда о включении в страховой стаж истца периода по уходу за ребенком в неучтенной части основанием для отмены судебного решения не является.

Правильным является решение суда и в части назначения Аракелян М.О. страховой пенсии по старости с 07.11.2022, с момента добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование, с учетом которых величина ИПК истца составила требуемую – 21,0.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с данным Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 данного пункта.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 указанной статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Фонда по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ).

Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2017 №462н.

Из системного толкования взаимосвязанных положений статей 4, 8, 14, 22, 35 Федерального закона № 400-ФЗ, ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ, Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию следует, что наличие у пенсионного органа сведений об уплате застрахованным лицом страховых взносов и поданного заявления данного лица о назначении пенсии является основанием для назначения страховой пенсии по старости.

Из материалов дела следует, что добровольная оплата страховых взносов была произведена Аракелян М.О. строго в том размере, который был ей необходим для достижения величины ИПК 21,0, требуемого для назначения пенсии.

Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у Аракелян М.О. намерений на дальнейшее продолжение отношений по добровольному пенсионному страхованию, в связи с чем подача ею заявления о прекращении отношений по добровольному пенсионному страхованию не влечет назначение пенсии с иной даты.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 9 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  02.03.2023.