Дело № 3а-160/2023
73OS0000-01-2023-000027-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2023 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Климанова Тимура Вячеславовича к
Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству
финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Климанов Т.В.
обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым
заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указал,
что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 июля 2020 года по делу № 2-2724/2020 были удовлетворены его
требования к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта о предоставлении
благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного
жилого помещения. После вступления
решения суда в законную силу исполнительный лист был сдан им в службу судебных
приставов-исполнителей, где 17 июня 2021 года возбуждено исполнительное
производство. Вместе с тем решение суда ответчиком исполнено не было, чем
нарушаются его права.
Решением Ульяновского областного суда от 14
марта 2022 года по делу № 3а-67/2022 в его пользу уже была взыскана компенсация
за неисполнение решения суда в размере 10 000 руб. Однако решение суда о
предоставлении жилья не исполнено до настоящего времени.
Учитывая длительное неисполнение решения
суда, Климанов Т.В. просил присудить ему компенсацию за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб., а также
расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Судом к участию в деле в качестве
административного ответчика была привлечена
Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в
качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы исполнения
наказания по Ульяновской области.
В судебном заседании представитель истца
Ахмадиев Р.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в
административном исковом заявлении.
Остальные участники процесса в судебное
заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени
рассмотрения дела.
С учетом положений статьи 150 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд
определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Министерство финансов Ульяновской области в
письменном отзыве на иск не считает себя надлежащим ответчиком по делу,
поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает
обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает
исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области – правопреемник- Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
Считает размер компенсации завышенным, не
отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Кроме того указывает, что нарушение
установленных законодательством РФ сроков исполнения судебного акта само по себе не означает
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указывает на то, что Министерство
систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность
Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством
проведения электронных торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
В Законе Ульяновской области от 8 декабря
2022 года № 119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.
Кроме того, указывает, что согласно части 2
статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых
видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на
исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться
только с начала очередного финансового года при условии включения
соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в
текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон
(решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных
поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным
статьям расходов бюджета.
В письменном отзыве на иск Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просило
отказать в его удовлетворении. Указало на то, что Климанов Т.В. был
включен в Список детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области 4 октября 2016 года.
Министерством систематически проводилась
работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов. Вместе с тем доводимые до
Министерства лимиты бюджетных средств не позволяли закрывать потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что в свою
очередь привело к образованию большой очередности среди данной категории
граждан.
Министерство не является организацией,
которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение
суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству
необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда.
В настоящее время проводится работа по
повышению качества реализации установленных федеральным законодательством
дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот, а также по увеличению
бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории
граждан.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
Считает завышенным заявленный истцом размер
компенсации.
Полагает, что компенсация подлежит взысканию
с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского
дела Ленинского районного суда г.Ульяновска № 2-2724/2020, административного
дела Ульяновского областного суда № 3а-67/2022, исполнительное производство № ***,
суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального
закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о
присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта
в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального
закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано
в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в
пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного
листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1
БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных
документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по
исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428
ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт
7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по
исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче
или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что решением Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 14 июля 2020 года по гражданскому делу №
2-2724/2020 были удовлетворены исковые требования Климанова Т.В. - на
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена
обязанность предоставить Климанову Т.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в
МО «город Ульяновск».
Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило
в законную силу 24 августа 2020 года.
23 ноября 2020 года по ходатайству истца ему
был направлен исполнительный лист. Ввиду неполучения Климановым Т.В. почтового
отправления, исполнительный лист был возвращен в суд.
Повторно исполнительный лист был выдан
представителю Климанова Т.В. – Ахмадиеву
Р.А. 10 июня 2021 года.
16 июня 2021 года исполнительный лист был
предъявлен представителем Климанова Т.В. – Ахмадиевым Р.А. в МОСП по исполнению
особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, где 17
июня 2021 года возбуждено исполнительное производство.
В рамках данного исполнительного производства
судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились
требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки
исполнения.
Решением Ульяновского областного суда от 14
марта 2022 года Климанову Т.В. была присуждена компенсация за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок за период с 17 июня 2021 года по
14 марта 2022 года.
Определением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 26 мая 2022 года произведена замена должника – Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области его правопреемником
Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области.
Период неисполнения решения суда
продолжается.
В абзацах 1,
3 пункта 39
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» разъяснено, что принятие решения по делу о
компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации,
если основанием для его подачи будут являться другие фактические
обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела,
исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом
обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о
присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом
аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.
Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или
исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности
судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
В данном случае период неисполнения решения
суда составляет 11 месяцев 26 дней (с 15 марта 2022 года по 13 марта 2023
года).
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные Министерством финансов
Ульяновской области и Министерством
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в качестве причин, препятствующих
исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником
принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия
нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах Климанов Т.В. имеет
право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или
местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными
публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым
органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на
исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание
денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице
соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета
бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по
правам человека.
Учитывая обстоятельства дела, продолжительность
срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд
считает необходимым присудить Климанову Т.В.
компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный
срок в размере 10 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет
административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №
68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ в пользу
истца подлежит взысканию госпошлина в
сумме 300 руб.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Климанова
Тимура Вячеславовича удовлетворить частично.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Климанова Тимура Вячеславовича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 10 000 руб., расходы по госпошлине в сумме 300 руб. с
перечислением денежных средств на расчетный счет Климанова Тимура
Вячеславовича.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Климанову Тимуру Вячеславовичу отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда о присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Трифонова Т.П.
Решение изготовлено
14 марта 2023 года.