Судебный акт
О взыскании расходов на ТСР
Документ от 01.03.2023, опубликован на сайте 09.03.2023 под номером 104900, 2-я гражданская, о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова О.В.                                               73RS0001-01-2022-006684-90

Дело № 33-893/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    1 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 октября 2022 года по гражданскому делу №2-4886/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Сухарева Евгения Николаевича удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Сухарева Евгения Николаевича расходы за самостоятельное приобретенные технические средства реабилитации в размере 28 080 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 1042,40 руб.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сухарев Е.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о взыскании убытков.

Требования мотивированы тем, что его отцу - С***. в соответствии с ИПРА от 09.03.2022 № 371.2.73/2022 рекомендованы технические средства реабилитации (ТСР): ***. Истцом указанные ТСР были приобретены за собственные средства 23.03.2022 на общую сумму 28 080 руб. При обращении к ответчику 24.03.2022 с заявлением о выплате компенсации указанной суммы истцу было отказано в связи с о смертью С***.

С учетом изложенного, Сухарев Е.Н. просил суд взыскать с ответчика в его пользу убытки в виде компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в сумме 28 080 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение. Ссылаясь на нормы действующего законодательства РФ указывает, что право на получение выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом ТСР возникает при жизни лица, имеющего право на получение компенсации, после принятия уполномоченным органом решения о выплате компенсации. Согласно сведений информационной базы регионального отделения С***. умер ***. Уполномоченным органом решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР на дату смерти инвалида принято не было. Заявки на выплату компенсации в связи со смертью заявителя аннулированы. К моменту смерти С***. компенсация, на которую он претендовал при жизни, еще не приобрела статус денежной суммы, подлежащей выплате ему как наследодателю, право на получение которой могло перейти к наследникам. Данная выплата не может быть включена в состав наследуемого имущества в соответствии со ст.1112 ГК РФ.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что С***., *** года рождения, 09.03.2022 была установлена инвалидность *** группы сроком до 01.04.2024.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 09.03.2022 № 371.2.73/2022 С***. установлены реабилитационные мероприятия, в том числе, обеспечение техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), такими как, *** (л.д. 7-12).

С***. обратился в ГУ-УРО ФСС с заявлением от 24.03.2022 о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные указанные ТСР в сумме 28 080 руб.

Данная компенсация ему выплачена не была, а заявка аннулирована в связи со смертью С***. ***.

Ссылаясь на возникновение у С***. убытков в виде фактически понесенных расходов на самостоятельно приобретенные ТСР, в суд обратился его сын Сухарев Е.Н.

Разрешая заявленные Сухаревым Е.Н. требования и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из предусмотренной законом возможности компенсировать инвалиду его расходы на самостоятельное приобретение технические средства реабилитации.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неверном установлении юридически значимых обстоятельств дела и неправильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 6 ст. 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Согласно п. 15.1 Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 года № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).

В соответствии с данным Порядком компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет, с учетом классификации в рамках федерального перечня.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Порядка).

Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В соответствии с пунктом 15 указанного Административного регламента выплата компенсации расходов заявителям в случае приобретения соответствующих технических средств (изделий), а также оплаты услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) за собственный счет заявителям, указанным в подпункте «з» пункта 2 Административного регламента, осуществляется территориальным органом Фонда в месячный срок с даты принятия решения о ее выплате, которое принимается территориальным органом Фонда в течение 30 дней со дня поступления заявления в части выплаты компенсации и документов, указанных в пунктах 18 и 21 Административного регламента.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» процессуальное правопреемство по требованиям об установлении и выплате в надлежащем размере денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, не допускается.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что в силу ч. 2 ст. 1112 ГК РФ право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, не входит в состав наследства, его наследники вправе обращаться с самостоятельными исками в суд либо вступать в процесс в порядке процессуального правопреемства (ст. 44 ГПК РФ) лишь по требованиям о взыскании фактически начисленных потерпевшему в счет возмещения вреда, но не выплаченных ему при жизни сумм.

В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

На основании статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

При отсутствии лиц, имеющих на основании п. 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Как указал Конституционный Суда Российской Федерации в Определении от 29 сентября 2016 года № 1970-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бузько Елены Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью шестой статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» во взаимосвязи с частью второй статьи 1112 и пунктом 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации», наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по материальному обеспечению, не вправе требовать предоставления им этого обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения предоставленных гражданину в качестве средств к существованию сумм, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни; соответственно, они не вправе совершать и действия, направленные на признание за наследодателем права на получение этих сумм в размере, превышающем установленный ему при жизни, и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий соответствующее обеспечение, обязанности произвести начисление и выплату соответствующих сумм, что является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по материальному обеспечению конкретного вида.

Таким образом, часть 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющая выплату компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, во взаимосвязи с частью 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей виды прав и обязанностей, которые не входят в состав наследства, и конкретизирующей ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, гарантирующую право наследования, и п. 1 ст. 1183 того же Кодекса о наследовании невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, не может расцениваться как нарушающая конституционные права истца.

Аналогичная позиция выражена в Письме Минздравсоцразвития России от 15 марта 2012 года № 1004-12 «О перечислении компенсации за технические средства реабилитации», согласно которому установление права на наследование имущества, в том числе на не полученные наследодателем при его жизни по какой-либо причине денежные суммы, осуществляются нотариусом (или уполномоченным в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностным лицом) на основании ГК РФ (раздел V «Наследственное право»), а также в Письме ФСС РФ от 22 октября 2010 года N 02-03-10/06-10781.

Из обстоятельств дела следует, что, изначально С***. с заявлением об обеспечении его ТСР не обращался, а выбрал в качестве способа реализации своего права на получение положенных ему ТСР их приобретение за собственный счет с последующей выплатой компенсации, что предусмотрено Порядком, в связи с чем понесенные им расходы нельзя признать убытками по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение о начислении и выплате С***. компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, размере этой компенсации, которая не может превышать стоимость технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, уполномоченным органом принято не было, поскольку он умер до истечения срока принятия такого решения.

Следовательно, с учетом вышеприведенного законодательного регулирования, согласно которым право С***. на компенсацию расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации неразрывно связано с личностью наследодателя, и учитывая, что Су***. при жизни не были начислены указанные денежные суммы, в силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации заявленные Сухаревым Е.Н. суммы не входят в состав наследственного имущества и не подлежат взысканию.

При таких обстоятельствах, решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 октября 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об отказе в удовлетворении заявленных Сухаревым Е.Н. исковых требований.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом результатов рассмотрения дела, оснований для взыскания в пользу Сухарева Е.Н. расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 октября 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Сухарева Евгения Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 28 080 руб., расходов по оплате государственной полшины отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.03.2023