УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Гаврилова
Е.И.
Дело № 7-51/2023
(№12-41/2022) 73RS0006-01-2022-001292-93
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 9
февраля 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Управления финансов
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе
Ираклия Гедевановича на решение судьи Барышского городского суда Ульяновской
области от 27 декабря 2022 года,
установил:
постановлением
начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району
УФССП России по Ульяновской области от 30.11.2022 Управлению финансов
муниципального образования «Барышский район» (далее – Управление финансов МО
«Барышский район») назначено наказание в виде административного штрафа в
размере 30 000 рублей по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Решением судьи
Барышского городского суда Ульяновской области от 27.12.2022 указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник Управления финансов МО
«Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе И.Г. не соглашается с
вынесенными постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене,
производство по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что на сегодняшний день дефицит бюджета МО «Барышский район»
превышает все показатели предыдущих лет.
Отмечает, что
финансирование расходов по выплате заработной плате сотрудникам, а также
обязательных отчислений по страховым взносам осуществляется целевыми
трансфертами из бюджета Ульяновской области.
Указывает, что
поскольку Управление финансов МО «Барышский район» Ульяновской области в силу
ст.ст.6, 38, 306.1, 306.4 БК РФ получателем бюджетных средств не является, то
положения ч.1 ст.306.1 БК РФ на него не распространяются. Однако следует
учитывать, что в силу ч.2 ст.306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее
бюджетное законодательство РФ совершенное лицом, не являющимся участником
бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством
РФ. С учетом данного факта учреждения в случае допущения ими фактов нецелевого
использования средств будут нести за это ответственность наряду с участниками
бюджетного процесса.
Кроме того,
указывает, что с учетом положений Бюджетного кодекса РФ, ст.855 ГК РФ к
настоящему моменту невозможно было исполнить требования взыскателя в полном
объеме. Причиной неисполнения решения налогового органа стали необходимость
соблюдения очередности погашения платежей, среди которых имелись платежи
третьей очереди в пользу Пенсионного фонда и налогового органа, поступившие
ранее данного решения налогового органа, а также отсутствие дополнительных
денежных средств у должника МОУ СОШ р.п. им. В.И. Ленина.
Обращает внимание,
что решение налогового органа №*** от 02.10.2020 продолжает исполняться, вместе
с тем о приостановлении операций на счетах судебному приставу-исполнителю
сообщалось письмом от 05.10.2022. При этом с целью, в частности, погашения
задолженности по страховым взносам Управлением финансов организованы такие
меры, как утверждение программы оздоровления муниципальных финансов МО «Барышский
район» на 2020-2024 гг., принятой постановлением администрации МО «Барышский
район» от 12.10.2020 и график погашения кредитной задолженности по страховым
взносам в государственные внебюджетные фонды, сложившейся по состоянию на
01.01.2022.
Отмечает, что в соответствии с планом финансово-хозяйственной
деятельности МОУ СОШ р.п. им.
В.И. Ленина МО «Барышский район» на 2022 год, действовавшим на момент
проведения платежа по оплате электроэнергии 19.10.2022 и действующим сейчас
были заложены расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе на
электроэнергию (КБК 223) в соответствии с решением Совета депутатов МО
«Барышский район» о бюджете на 2022 год.
Учреждением невозможно было не исполнять данное решение и план финансово-хозяйственной деятельности. В случае отсутствия
своевременной оплаты электроэнергии
по ранее заключенному контракту возможно начисление пеней с увеличением
финансовой нагрузки на местный бюджет (вплоть до отключения школы от
электричества), что взыскателем и судебным приставом во внимание не
принимается.
Также отмечает, что
периодически в течение текущего финансового года пишутся письма в Министерство
финансов Ульяновской области о необходимости выделения средств на оплату
страховых взносов, однако запросы касательно требуемого финансирования
удовлетворяются частично.
Подробно позиция
защитника Управления финансов МО «Барышский район» Ульяновской области
Чумбуридзе И.Г. изложена в жалобе.
В судебное заседание защитник Управления финансов МО «Барышский район»
Ульяновской области Чумбуридзе И.Г. не явился, о слушании дела извещен, в связи
с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП
РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.17.15
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Как следует из постановления о назначении
административного наказания по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ от 30.11.2022, в вину
Управлению финансов МО «Барышский район» вменено то, что оно, является
должником по исполнительному производству №***, не выполнило в установленный
судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора срок требования, указанные в исполнительном листе, об
исполнении обязанности приостановить операции на всех лицевых счетах должника –
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа р.п.им. В.И. Ленина» МО «Барышский район»
Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных)
подразделений, открытые в финансовом органе, до полного исполнения решения
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №*** по Ульяновской области
№ *** от 02.10.2020 «О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени,
штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах
налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента)», за исключением операций по исполнению
исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных
документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для
расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору
(контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых
взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными
расчетами.
Не согласившись с
указанным постановлением, защитник Управления финансов МО «Барышский район»
Ульяновской области Чумбуридзе И.Г. подал жалобу в суд, по результатам
рассмотрения которой судьей Барышского городского суда Ульяновской области
вынесено решение об оставлении постановления от 30.11.2022 без изменения.
Вместе с тем
состоявшиеся акты признать законными нельзя, по следующим основаниям.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об
административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и
своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии
с законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела выяснению подлежат
наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении
административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для
правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения,
предусмотренного ч.1 ст.17.15
КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в
неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в
исполнительном документе, в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем.
В соответствии с ч.1 ст.105
Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
(далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником
требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для
добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа,
подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии
постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании
исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исходя из диспозиции ч.1 ст.17.15
КоАП РФ и положений ч.1 ст.105
Закона об исполнительном производстве событие указанного административного
правонарушения наступает по истечении нового срока, установленного судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Как следует из постановления о назначении административного наказания
от 30.11.2022, постановлением о взыскании исполнительского сбора по
исполнительному производству и установлении нового срока от 16.03.2022 был
установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до
25.03.2022 (л.д.46).
Постановлением судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока
исполнения от 29.09.2022 установлен новый срок для исполнения требований
исполнительного документа до 06.10.2022 (л.д.48).
В постановлении от
30.11.2022 указано, что проведенной судебным приставом-исполнителем проверкой
установлено, что решение суда во вновь установленный срок не исполняется, с
лицевых счетов МОУ СОШ
р.п. им. В.И. Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области
осуществляется расходование денежных средств, что подтверждается наличием в
материалах дела копии заявки от 19.10.2022 №*** на выплату средств с лицевого
счета за потребленную электроэнергию согласно муниципального контракта *** от
11.01.2022 с отметкой Управления финансов МО «Барышский район» «проведено»
(л.д.60-61).
Вместе с тем,
согласно платежному поручению №*** окончательный расчет за электроэнергию
сентябрь 2022 года по заявке 19.10.2022 был произведен 21.10.2022 (л.д.50).
При этом сведений о
проведении иных операций, которые бы подтверждали неисполнение требований
исполнительного документа в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем, до 06.10.2022, в постановлении от 30.11.2022 не
содержится.
Однако, требованием
судебного пристава-исполнителя от 29.09.2022 новый срок для исполнения
требований исполнительного документа был установлен лишь до 06.10.2022
(л.д.48).
Таким образом, действия, послужившие основанием для привлечения к
административной ответственности Управления финансов МО «Барышский район» были
совершены 21.10.2022, т.е. уже после того, как закончился срок, установленный
судебным приставом-исполнителем в постановлении о назначении нового срока
исполнения (до 06.10.2022).
При этом ч.1 ст.17.15 КоАП РФ устанавливает административную
ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем.
Сведений о том, что должнику был установлен
иной срок для исполнения требований исполнительного документа, либо должником
были совершены иные действия, связанные с неисполнением судебного решения, в
протоколе об административном правонарушении от 28.11.2022 (л.д.54-55), либо в
постановлении от 30.11.2022 не содержится.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной
ответственности только за те административные правонарушения, в отношении
которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица,
привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица
(ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).
Согласно п.3 ч.1
ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об
административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о
прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств,
предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при
недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких
обстоятельствах постановление начальника отделения – старшего судебного
пристава ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области от
30.11.2022 и решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от
27.12.2022, вынесенные в отношении
Управления финансов МО «Барышский район» по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит
прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием
состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление
начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району
УФССП России по Ульяновской области от 30 ноября 2022 года и
решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 27 декабря 2022
года, вынесенные в отношении Управления финансов муниципального образования
«Барышский район» Ульяновской области по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу
об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении
Управления финансов муниципального образования «Барышский район» Ульяновской
области прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием
состава административного правонарушения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Д.А. Логинов