Судебный акт
О признании недействующими в части НПА
Документ от 14.02.2023, опубликован на сайте 03.03.2023 под номером 104838, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                               73OS0000-01-2022-000319-57

Дело № 3а-128/2023 (3а-296/2022)

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

14 февраля 2023 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Данилова Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Герасимова Сергея Алексеевича о признании недействующими  пунктов 7370, 10736, 10737, 10738 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области            № 167-ПОД от 27.11.2018; пунктов 6060, 6063, 6064, 7536, 8759, 8760, 8761 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр             от 27.11.2019;  пунктов 6025, 8889, 8891, 8892, 8893 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктов 12077, 18985, 18986, 18992, 18993, 18995, 18996  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, о взыскании судебных расходов, 

 

установил:

 

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ               № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ        № 192-пр).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ         № 245-пр).

29 ноября 2011 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Герасимов С.А. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентству государственного имущества Ульяновской области в лице руководителя ликвидационной комиссии Мошиной Н.А. о признании  недействующими со дня принятия пунктов 7370, 10736, 10737, 10738 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; пунктов 6060, 6063, 6064, 7536, 8759, 8760, 8761 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр             от 27.11.2019;  пунктов 6025, 8889, 8891, 8892, 8893 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пунктов 12077, 18985, 18986, 18992, 18993, 18995, 18996  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,            на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1200 рублей.

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2019 – 2022 годы включено принадлежащее ему на праве собственности имущество:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 418,2 кв.м, имеющее наименование «гараж» - в пункт 7536 Перечня на 2020 год, в пункт 6025 Перечня на 2021 год, в пункт 12077 Перечня на 2022 год;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 811,8 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение» – в пункт 6060 Перечня на 2020 год, в пункт 18985 Перечня на 2022 год;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, помещения 1-23, общей площадью 2511,2 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение» – в пункт 10736 Перечня на 2019 год, в пункт 8759 Перечня на 2020 год, в пункт 8889 Перечня на 2021 год, в пункт 18986 Перечня на 2022 год;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2851,1 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение» – в пункт 7370 Перечня на 2019 год, в пункт 6063 Перечня на 2020 год,  в пункт 8891 Перечня на 2021 год, в пункт 18992 Перечня на 2022 год;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 1070,5 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение» – в пункт 10737 Перечня на 2019 год, в пункт 8760 Перечня на 2020 год,  в пункт 8892 Перечня на 2021 год, в пункт 18993 Перечня на 2022 год;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 6519,9 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение» – в пункт 10738 Перечня на 2019 год, в пункт 8761 Перечня на 2020 год, в пункт 8893 Перечня на 2021 год, в пункт 18995 Перечня на 2022 год;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 816 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение» – в пункт 6064  Перечня на 2020 год, в пункт 18996 Перечня на 2022 год.

Указывает, что включение вышеуказанных объектов незаконно, поскольку данные объекты не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Все вышеуказанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером: ***, с видом разрешенного использования «объекты торговли, досуга и развлечений».

Согласно экспликациям к планам недвижимого имущества в указанных объектах имеются помещения, назначение которых  не свидетельствуют о размещении  в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ. Ни наименование здания, помещений, ни назначение помещений в объектах, ни вид разрешенного использования земельного участка,  однозначно не свидетельствуют о размещении  в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Фактическое обследование  здания, помещений с целью определения вида его фактического использования для  включения в Перечни на 2019-2022 годы не производилось.

К участию в данном деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного имущества Ульяновской области в лице руководителя ликвидационной комиссии Мошиной Н.А.

Административный истец Герасимов С.А. в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Романычева Л.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Сообщила, что все указанные в иске объекты используются под складирование, некоторые помещения пустуют, часть находятся в запущенном состоянии. Торговая, офисная, административная деятельность в них не осуществляется. Здание гаража является отдельно стоящим, также частично используется как склад, частично пустует. Другие объекты – нежилые помещения также являются обособленными. Все объекты расположены на одном едином земельном участке. В помещениях, указанных в плане недвижимого имущества как «мастерские» никакая деятельность не ведется. Названный в отзыве административного ответчика магазин не находится в указанных в иске здании и помещениях, принадлежащих Герасимову С.А.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен.

Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по доверенности Трефилова В.Э. административные исковые требования не признала. Просила отказать в удовлетворении иска. Представила письменные возражения на иск. Пояснила, что нежилое здание с кадастровым номером: ***, а также нежилые помещения с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: *** были включены в Перечни, исходя из того, что они расположены на земельном участке с кадастровым номером: *** с видом разрешенного использования «объекты торговли, досуга и развлечений». Полагает, что названные объекты представляют собой административно-деловой центр. По данным открытых источников по адресу:          ***, находится оптовый магазин «***», в каком именно помещении и кто ведет в нем деятельность – не установлено. Фактическое обследование здания, помещений не производилось, данными об исследовании  технической документации при включении объектов в перечни не располагает.

Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения представителя административного истца, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков.

Прокурор Данилов Е.В. в заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, а также инвентарное дело на объект по адресу: ***, административные дела, рассмотренные Ульяновским областным судом № ***, № ***, № ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона   от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал до 01.01.2023) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области), действовавшее на момент издания оспариваемого приказа № 167-ПОД.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области  № 167-ПОД                      от 27 ноября 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год соответственно.

Пунктами 7370, 10736, 10737, 10738 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, включены принадлежащие Герасимову С.А. на праве собственности объекты недвижимого имущества:

в пункт 7370 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2851,1 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 10736 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2511,2 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 10737 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 1070,5 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 10738 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 6519,9 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение».

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда»                     № 88 (24.162) от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ulgov.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (в реакции от 21 августа 2019 года) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области (утратило силу с 01.04.2022 в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

В соответствии с пункта 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/369-П, вступившего в силу с 1 августа 2020 года).

В предыдущей редакции пункта 1.1 указанного Положения  было закреплено, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» подпункта 33 пункта 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1                       статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В подпункте 34 пункта 2.2 этого Положения закреплено, что Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр              от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда»                         от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, номер публикации 7301202111290005.

Пунктами 6060, 6063, 6064, 7536, 8759, 8760, 8761 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019,  в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включены принадлежащие Герасимову С.А. на праве собственности объекты недвижимого имущества:

в пункт 6060 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: *** общей площадью 811,8 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 6063 -  нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2851,1 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 6064 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 816 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 7536 - нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 418,2 кв.м., имеющее наименование «гараж»;

в пункт 8759 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2511,2 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 8760 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 1070,5 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 8761 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 6519,9 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение».

Пунктами 6025, 8889, 8891, 8892, 8893 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020,  в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включены принадлежащие Герасимову С.А. на праве собственности объекты недвижимого имущества:

в пункт 6025 - нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 418,2 кв.м, имеющее наименование «гараж»;

в пункт 8889 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2511,2 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 8891  - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2851,1 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 8892- нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 1070,5 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 8893 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 6519,9 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение».

Пунктами 12077, 18985, 18986, 18992, 18993, 18995, 18996  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, включены принадлежащие Герасимову С.А. на праве собственности объекты недвижимого имущества:

в пункт 12077 - нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: *** общей площадью 418,2 кв.м, имеющее наименование «гараж»;

в пункт 18985 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 811,8 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 18986 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, помещения 1-23, общей площадью 2511,2 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 18992 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2851,1 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 18993 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 1070,5 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 18995 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 6519,9 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение»;

в пункт 18996 - нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 816 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение».

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области) и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

На основании действовавшего в период до 29.12.2022 Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 (утратил силу в связи с изданием указа Губернатора Ульяновской области от 28.12.2022 № 175)                     с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области создано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с  передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, а также в сфере архитектуры и градостроительства.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным пунктом 9         статьи 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (подпункты 33-34 пункта 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области                       от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве собственности  объект недвижимого имущества в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных                         статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно п.п.1 и 2  п. 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Административный истец Герасимов С.А. не имеет статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1                      статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 № 118 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ульяновск» определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В силу подпункта «б» пункта 1 решения Ульяновской Городской Думы от 25.10.2017 № 118, определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10                          статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка (в редакции на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и собственников объектов недвижимого имущества, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование     (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года          № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения   от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О,                          от 2 июля 2019 года № 1831-О и № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Герасимов С.А. является собственником объектов:

нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 418,2 кв.м, имеющее наименование «гараж». Право собственности зарегистрировано 04.05.2008. По данным ЕГРН, объект сдается в аренду *** на период с 01.05.2012 по 23.11.2022, доверительное управление осуществляет                        ООО «***» в период по 24.11.2027. Согласно Плану недвижимого имущества в указанном объекте имеется только помещение гаража (литера Г1), ограждение с воротами; 

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 811,8 кв.м, имеющее наименование «помещение картофелехранилища». Право собственности зарегистрировано 22.02.2007. По данным ЕГРН, объект сдается в аренду ***. на период с 01.05.2012 по 23.11.2022, доверительное управление осуществляет ООО «***» в период по 24.11.2027. Согласно Плану недвижимого имущества (с описанием)  в указанном объекте имеются помещения хранилища (литера И), холодные пристрои (литеры и, и1). Площадь помещений  811,82 кв.м отнесена полностью к производственной. Данное помещение с кадастровым номером: ***, согласно материалам инвентарного дела, примыкает к объекту «здание с пристроем», имеющему самостоятельный адрес: ***, в отношении которого выделено отдельное инвентарное дело № 26845. Согласно техническому паспорту, данное здание имеет общую площадь 1138,91 кв.м, из которых торговая площадь составляет 37,6 кв.м, складская 773,96 кв.м, учрежденческая 155,15 кв.м, служебная 172,2 кв.м; 

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, помещения 1-23, общей площадью 2511,2 кв.м, имеющее наименование «помещения квасильно-засолочного цеха». Право собственности зарегистрировано 22.02.2007. По данным ЕГРН, объект сдается в аренду ***. на период с 01.05.2012 по 23.11.2022, доверительное управление осуществляет ***» в период по 24.11.2027. Согласно Плану недвижимого имущества (с описанием)  в указанном объекте (литеры Ж, Ж1) имеются помещения: в литере Ж (помещения квасильно-засолочного цеха): склад, тамбур, кабинет, коридор, подсобное, мастерская, котельная, литера Ж1 –пристрой склада. Площадь помещений  2511,2 кв.м отнесена: к производственной 2089,01 кв.м, к служебной 422,18 кв.м;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 2851,1 кв.м, имеющее наименование «нежилое помещение». Право собственности зарегистрировано 22.02.2007. По данным ЕГРН, объект сдается в аренду ***. на период с 01.05.2012 по 23.11.2022, доверительное управление осуществляет ООО «***» в период по 24.11.2027. Согласно Плану недвижимого имущества (с описанием)  в указанном объекте (литеры Е, Е1, Е2) имеются помещения: тамбур, подсобное, хранилище, лестничная клетка, кабинет, коридор, санузел. Площадь помещений  2851,1 кв.м отнесена: к производственной 2656,33 кв.м, к служебной 194,78 кв.м;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 1070,5 кв.м, имеющее наименование «помещение здания картофелехранилища».  Право собственности зарегистрировано 22.02.2007. По данным ЕГРН, объект сдается в аренду ***. на период с 01.05.2012 по 23.11.2022, доверительное управление осуществляет ООО «***» в период по 24.11.2027. Согласно Плану недвижимого имущества              (с описанием)  в указанном объекте (литеры Д, Д1, Д2) имеются помещения: тамбур, подсобное, хранилище, щитовая, кабинет, коридор. Площадь помещений 1070,5 кв.м отнесена: к производственной 912,01 кв.м, к служебной 158,5 кв.м;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 6519,9 кв.м, имеющее наименование «помещение здания картофелехранилища».  Право собственности зарегистрировано 22.02.2007. По данным ЕГРН, объект сдается в аренду ***. на период с 01.05.2012 по 23.11.2022, доверительное управление осуществляет ООО «***» в период по 24.11.2027. Согласно Плану недвижимого имущества (с описанием)  в указанном объекте (литеры В, В4, В5, В6, В7) имеются помещения: тамбур, склад, кабинет, мастерская, подсобное, коридор, лестничная клетка, агрегатная, санузел. Площадь помещений 6519,9 кв.м отнесена: к производственной 5797,12 кв.м, к служебной 722,82 кв.м;

нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 816 кв.м, имеющее наименование «помещения картофелехранилища». Право собственности зарегистрировано 22.02.2007. По данным ЕГРН, объект сдается в аренду ***. на период с 01.05.2012 по 23.11.2022, доверительное управление осуществляет ООО «***» в период по 24.11.2027 Согласно Плану недвижимого имущества (с описанием)  в указанном объекте (литеры К, к, к1) имеется только помещение хранилища (К), холодный пристрой (к, к1). Вся площадь помещения отнесена к производственной.

Арендатор названных здания и помещений *** является индивидуальным предпринимателем с 12.07.2004. Его основной вид деятельности (код по ОКВЭД 68.20.2) аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, дополнительные виды деятельности – торговля в сфере автотранспорта, операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Все указанные выше объекты  расположены на земельном участке, площадью 48060  кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торговли, досуга и развлечений. Земельный участок принадлежит на праве собственности        Герасимову С.А., право собственности зарегистрировано 16.12.2014, обременений не зарегистрировано.

Из отзыва Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, пояснений его представителя следует, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: *** были включены в Перечни исходя из поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о виде разрешенного использования земельного участка – «объекты торговли, досуга и развлечений».

В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П указано, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2)    и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: ***, «объекты торговли, досуга и развлечений», имеет смешанный характер, что не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости с кадастровыми номерами: ***  к административно-деловому центру либо торговому центру (комплексу). Такой вид разрешенного использования земельного участка не является конкретно определенным, он не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и не свидетельствует однозначно о возможности размещения на земельном участке торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Наименование и назначение объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** не предусматривают размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что не позволяет сделать вывод о том, что здание и помещения используются в целях делового, административного и коммерческого назначения, для размещении в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Как следует из пояснений представителя административного истца и представленных им доказательств, в том числе фотоматериалов, помещения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, и документы технического учета не отражают такие признаки размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, равно как и не свидетельствуют о размещении в них  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, принадлежавшие административному истцу нежилое здание и помещения могли быть включены в Перечни при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем документы технической инвентаризации при включении здания в перечни ответчиком не исследовались. Фактические обследования здания и помещений на момент включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества не проводились.

Месторасположение магазина в вышеуказанных объектах, принадлежащих административному истцу,  не подтверждено и достоверно не установлено. 

Наименование помещений как «кабинет» не тождественно понятию «офис», не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Оценивая помещения с назначением «мастерская» в указанных выше объектах, суд приходит к выводу, что они не могут быть однозначно отнесены к объектам бытового обслуживания.

Так, согласно пункту 90 «ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения», мастерская представляет собой небольшое производственное или ремонтное предприятие бытового обслуживания населения или его отделение по оказанию некоторых бытовых услуг населению (ремонт обуви, пошив одежды и т.п.).

При этом назначение помещения «мастерские» не ограничивается сферой бытового обслуживания.

Согласно «ГОСТ 58759-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения», мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей.

Изложенное не позволяет однозначно отнести помещения в объектах, принадлежащих истцу, с назначением «мастерские» к объектам бытового обслуживания.

Нельзя признать указанные в иске объекты недвижимости также торговым центром, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ, в том числе, исходя из имеющихся в них помещениях складов.

Так, на основании статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года      № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст), торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с пунктом 33 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», склад - специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относятся операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Таким образом, для того, чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

В данном случае помещения с назначением «склад» не могут быть отнесены к  торговым объектам по смыслу статьи 378.2 НК РФ.

Что касается помещений с наименованиями «хранилище», «картофелехранилище», то их наименование не позволяет расценивать предназначение объектов для целей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

Сведения о том, что помещение с наименованием «помещения квасильно-засолочного цеха» предназначено для размещения объектов торговли, общественного питания отсутствуют. По данным технической инвентаризации площадь этого объекта (с кадастровым номером: ***) отнесена к производственной и служебной.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2019 года № *** отменено решение Ульяновского областного суда от 24.04.2019 (административное дело № ***) и удовлетворены административные исковые требования Герасимова С.А. Признан не действующим с 1 января 2018 года пункт 14481 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года. Также признан не действующим с 1 января 2019 года пункт 7371 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области            № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года. В указанные пункты перечней включено принадлежащее Герасимову С.А. имущество: нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, имеющее наименование «помещения картофелехранилища».

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2019 года № *** отменено решение Ульяновского областного суда от 24.04.2019 (административное дело № ***) и удовлетворены административные исковые требования Герасимова С.А. Признан не действующим с момента его принятия пункт 14472 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 года                          № 157-ПОД.Также признан  не действующим с момента его принятия пункт 7367 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 года № 167-ПОД. В указанные пункты перечней включено принадлежащее Герасимову С.А. имущество: нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, имеющее наименование «помещение картофелехранилища».

Решением Ульяновского областного суда от 24 апреля 2019 года по делу      № *** отказано в удовлетворении административного искового заявления Герасимова С.А. о признании недействующим пункта 18001 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области             № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, и пункта 9349 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД                     от 27 ноября 2018 года.

В указанные пункты Перечней включено принадлежащее Герасимову С.А.  нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 418,2 кв.м, имеющее наименование «гараж».

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от  14 августа 2019 года № *** решение Ульяновского областного суда           от 24 апреля 2019 года оставлено без изменения.

Данные  судебные акты приняты ранее издания вышеуказанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020         № 46-П.

Нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 418,2 кв.м, имеющее наименование по ЕГРН «гараж», в Плане недвижимого имущества указано как «сооружения и ограждения с воротами». Из представленных фотоматериалов следует, что частично используется под хранение вещей, частично пустует (т.6, л.д. 208).   

Назначение здания с кадастровым номером: *** и все его признаки не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести здание к административно-деловым и торговым центрам.

Нежилое здание с кадастровым номером: *** и по своему наименованию не подпадает под правовое регулирование подпунктов 1, 2           пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (с учетом положений подпункта 1 пункта 7            статьи 378.2 НК РФ).

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных здания и помещений в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание, помещения  подлежали включению в Перечень исходя из критерия предназначения расположенных в них помещений.

Обследование спорного здания, помещений на предмет их фактического использования не проводилось.

Учитывая вышеизложенное, не имелось оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером: ***,  в пункт 7536 Перечня на 2020 год, в пункт 6025 Перечня на 2021 год, в пункт 12077 Перечня на 2022 год; нежилого помещения с кадастровым номером: ***, в пункт 6060 Перечня на 2020 год, в пункт 18985 Перечня на 2022 год; нежилого помещения с кадастровым номером: ***, в пункт 10736 Перечня на 2019 год, в пункт 8759 Перечня на 2020 год, в пункт 8889 Перечня на 2021 год, в пункт 18986 Перечня на 2022 год; нежилого помещения с кадастровым номером: ***,  в пункт 7370 Перечня на 2019 год, в пункт 6063 Перечня на 2020 год,  в пункт 8891 Перечня на 2021 год, в пункт 18992 Перечня на 2022 год; нежилого помещения с кадастровым номером: ***, в пункт 10737 Перечня на 2019 год, в пункт 8760 Перечня на 2020 год,  в пункт 8892 Перечня на 2021 год, в пункт 18993 Перечня на 2022 год; нежилого помещения с кадастровым номером: ***, в пункт 10738 Перечня на 2019 год, в пункт 8761 Перечня на 2020 год, в пункт 8893 Перечня на 2021 год, в пункт 18995 Перечня на 2022 год; нежилого помещения с кадастровым номером: ***, в пункт 6064  Перечня           на 2020 год, в пункт 18996 Перечня на 2022 год.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2019 по 2022 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу административного истца Герасимова С.А. понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 1200 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования  Герасимова Сергея Алексеевича о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 7370 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области            № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 10736 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области            № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 10737 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области            № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 10738 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области             № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6060 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6063 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6064 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 7536 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8759 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8760 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8761 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6025 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8889 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8891 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8892 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8893 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 12077 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 18985 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 18986 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 18992 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 18993 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 18995 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 18996 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Герасимова Сергея Алексеевича в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 1200 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  27 февраля  2023 года.