УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-006689-75
Судья Шабинская Е.А. Дело № 33-655/2023(33-6104/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 8 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 5 октября 2022 года по гражданскому делу №
2-4849/2022, по которому постановлено:
исковые требования Лапаевой Анны Анатольевны удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
бесплатно обеспечивать Лапаеву Анну Анатольевну лекарственным препаратом *** ***
в объеме и дозировке, рекомендованными уполномоченной медицинской организацией,
на постоянной основе и до его отмены лечащим врачом.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя Лапаевой А.А.- Латыповой Д.А., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лапаева
А.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
лекарственным препаратом.
Требования
мотивировала тем, что она является *** с детства в связи с имеющимся у нее заболеванием: ***
установлена бессрочно. В соответствии с выпиской из протокола заседания
врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦН (Научный центр неврологии) по назначению лекарственных препаратов от
03.03.2022, ей был назначен альтернативный препарат *** терапии «*** из расчета
5 мг/сут. или 6,6 мл приготовленного раствора. Лечение проводится постоянно и
длительно. 25.04.2022 она обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской
области с просьбой обеспечить её
лечением с учетом назначения ВК ФГБНУ НЦН
от 03.03.2022, однако 16.05.2022 ей было отказано в обеспечении препаратом ***,
со ссылкой на то, что для пациентки Лапаевой А.А. закуплен препарат по решению
суда, и никакого иного обязывающего документа на закупку *** в Минздраве
Ульяновской области не имеется. На сегодняшний день вопрос об обеспечении её жизненно
важным и необходимым лекарственным препаратом на постоянной основе не решен. 26.11.2020
на территории Российской Федерации зарегистрирован и разрешен к применению
лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием ***
торговое наименование «***», в форме выпуска – порошок для приготовления
раствора для приема внутрь. Необходимость немедленного исполнения решения суда обусловлена
особыми обстоятельствами, связанными с состоянием её здоровья, поскольку промедление
исполнения решения суда может привести к невосполнимому ущербу её здоровья.
Просила суд обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечивать ее лекарственным препаратом ***),
производимого компанией Ф. Хоффманн-Ля Рош Лтд. (Швейцария), в соответствии с
выпиской из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦН (Научный центр
неврологии) по назначению лекарственных
препаратов от 06.07.2022 по жизненным показаниям на постоянной основе, решение
суда обратить к немедленному исполнению.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное
казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы», государственное учреждение здравоохранения
«Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача
России В.А. Егорова», Департамент государственного регулирования обращения
лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации, Территориальный
Фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области, ФГБНУ «Научный
центр неврологии».
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской
области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу
новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Федеральный закон
от 02.01.2007 №229 ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от
05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указывает, что в
настоящее время осуществить закупку и передачу препарата *** без изменения
ранее состоявшегося решения суда, в соответствии с которым был закуплен
лекарственный препарат *** не представляется возможным. Расходы на
дополнительный препарат аналогичного действия, но не предусмотренный для
гражданина по решению суда повлекут к нецелевому использованию бюджетных
средств.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1
ст.41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством,
Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых
ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и
социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».
В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана
здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых
соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими
правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае
утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства
организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в
том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством
Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в
том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую
без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных
медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором
добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья
граждан. В частности, организация охраны
здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан
Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и
специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством
Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).
Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается
медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих
медицинских организациях.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403
утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан
или его инвалидности.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, как следует из его
содержания, не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней
лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими
(орфанными) заболеваниями.
Судом
было установлено, что Лапаева А.А., *** 1988 года рождения - *** с детства в
связи с имеющимся у нее заболеванием*** установлена бессрочно. Поставленный
диагноз Лапаевой А.А. подтверждается результатами ДНК-анализа Лабораторной
службы Хеликс от 22.01.2021, протоколом № 1995 от 24.02.2021 Врачебной
подкомиссии Поликлиники № 2 ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная
часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова».
В
соответствии с протоколом № 1995 от 24.02.2021 врачебной подкомиссии поликлиники
№ 2 ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного
врача России В.А. Егорова», в соответствии с п.2 ст.80 Федерального закона от
21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,
Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка
создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», Приказом
Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения, и
выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» Лапаевой
А.А. для проведения *** терапии назначен по жизненным показаниям препарат ***),
потребность рассчитана и направлена в адрес Министерства здравоохранения
Ульяновской области.
Решением
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21.05.2021 по иску Лапаевой А.А. к
Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственным
препаратом, исковые требования Лапаевой А.А. были удовлетворены. На
Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность бесплатно
обеспечивать Лапаеву А.А. лекарственным препаратом *** в объеме и дозировке,
рекомендованными уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе
и до его отмены лечащим врачом. Решение было обращено к немедленному
исполнению.
Между
тем, согласно выписки из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦН по
назначению лекарственных препаратов от
03.03.2022 применение *** у Лапаевой А.А. имеет существенные ограничения: ***,
а также наличие *** на этом уровне значительно затрудняю регулярное
интратекальное введение ***, как того
требует инструкция по его применению. В этой связи альтернативным препаратом
является *** с пероральным путем введения.
В
соответствии с выпиской из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦН
(Научный центр неврологии) по назначению лекарственных препаратов от
03.03.2022, в соответствии с п.2 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации», Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка
создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», Приказом
Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 №1094н «Об утверждении Порядка
назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм
бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных
веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков
рецептов, в том числе в форме электронных документов», была проведена врачебная
комиссия и Лапаевой А.А. был назначен альтернативный препарат *** терапии «***),
из расчета 5 мг/сут. или 6,6 мл приготовленного раствора. Лечение проводится
постоянно и длительно.
Нуждаемость
в получении лекарственного препарата *** была установлена заключением врачебной
комиссии, что подтверждается материалами дела и не оспорено ответчиком.
Кроме
того, препарат «***) включен в Государственный реестр лекарственных средств,
имеет номер регистрационного удостоверения ЛП-006602, дата регистрации
26.11.2020.
При
таких обстоятельствах оснований для отказа в бесплатном обеспечении истицы
Министерством указанным лекарственным препаратом, нуждаемость в котором
установлена, не имеется.
Судом
первой инстанции установив, что истица до настоящего времени не обеспечивается
указанным лекарственным препаратом, который ей необходим по жизненным
показаниям, при этом, обязанность по такому обеспечению в силу приведенных выше
норм возложена на ответчика, удовлетворил заявленные требования.
Выводы
суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не
усматривает.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что исполнить возложенную на ответчика обязанность
по обеспечению истицы лекарственным препаратом *** при наличии вступившего в
законную силу решения суда от 21.05.2021, по которому она обеспечивается
лекарственным препаратом «***), не представляется возможным и будет являться
нарушением бюджетного законодательства в виде нецелевого использования
бюджетных средств, подлежат отклонению.
Как
указано выше в настоящее время истица по жизненным показаниям нуждается в
лекарственном препарате «***), что следует из решения врачебной подкомиссии
ФГБНУ НЦН (Научный центр неврологии) по
назначению лекарственных препаратов от 03.03.2022, при таких обстоятельствах
правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда
первой инстанции не имелось.
Доказательств,
опровергающих нуждаемость Лапаевой А.А. в обеспечении вышеуказанным
лекарственным препаратом, Министерством здравоохранения Ульяновской области не
представлено.
Судебная
коллегия считает, что право инвалида на применение лекарственного препарата, не
входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия
медицинского показания (по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии
гарантировано ст. 37 ч. 5
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Кроме
того, на основании Постановления судебного пристава-исполнителя от 12.10.2022
исполнительное производство по обеспечению Лапаевой А.А. лекарственным
препаратом ***) окончено в связи с подачей взыскателем заявления об окончании
исполнительного производства.
Юридически значимые обстоятельства судом определены
правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий
возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права,
влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены
решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 октября 2022
года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13
февраля 2023 года.