Судебный акт
О прерасчете пенсии
Документ от 07.02.2023, опубликован на сайте 22.02.2023 под номером 104796, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0025-01-2022-001158-70

Судья Бирюкова М.В.                                                 Дело № 33-688/2023 (33-6137/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            7 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Ярушина Сергея Николаевича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 ноября 2022 года по делу № 2-745/2022, которым  постановлено: 

 

в удовлетворении исковых требований Ярушина Сергея Николаевича к  Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента 1,8 за весь период с учетом северного стажа, начиная с 2017 года, взыскания государственной пошлины в размере 300 руб. – отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения Ярушина С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Ярушин С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области) о перерасчете размера пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что по решению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чердаклинском районе № 90165/17 от 14.03.2017 ему (истцу) установлена пенсия по старости. В январе 2022 он обращался в Управление Пенсионного фонда с заявлением о разъяснении порядка расчета пенсии, в ответе на которое им была обнаружена ошибка в части исчисления размера пенсии из заработка за работы в района Крайнего Севера, где установлены районные коэффициенты к заработной плате. По месту его работы (Ямало-Ненецкий Автономный округ, ***) установлен районный коэффициент 1,8, о чем им сообщалось сотруднику Пенсионного фонда. Заработную плату начисляют с учетом районного коэффициента 1,8, соответственно повышенные  отчисления в Пенсионный фонд производят от этой заработной платы с коэффициента 1,8, а расчет размера пенсии с учетом районного коэффициента 1,5. Более того, в ответе упоминается про соотношение среднемесячного заработка гражданина к среднемесячной заработной плате по стране в размере не свыше 1,2 без ссылки на конкретные первичные законодательные акты.

Указывает, что его трудовой стаж на Крайнем Севере составляет 20 лет 5 мес. с 20.12.1996 по 10.05.2017. Пенсионным фондом учтено 5 лет до 2002 года, однако насколько ему известно, стаж за работу в районах Крайнего Севера до 2002 года считается год за полтора.

Просил обязать ответчика произвести перерасчет размера его пенсии с учетом районного коэффициента 1,8 за весь период с учетом северного стажа, начиная с 2017 года; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ярушин С.Н. просит решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что с решением суда первой инстанции он не согласен в виду его незаконности и необоснованности. Судом не была принята во внимание представленная им справка об указанных периодах заработной платы с применением районного коэффициента 1,8. Отмечает, что суд применил Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 (с изм. от 23.06.1965) «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». В данном Постановлении говорится об установлении районных коэффициентов работникам не производственной сферы. Добыча и переработка газа является производственной сферой промышленной отрасли.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Выслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Чердаклинском районе № 83123521 от 17.10.2017 Ярушину С.Н. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.01.2017 установлена досрочная пенсия по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что размер его пенсии исчислен неверно при неправильном применении районного коэффициента к заработной плате,  который, по его мнению, должен составлять 1,8.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, а также правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что размер пенсии, назначенной истцу, пенсионным органом рассчитан верно, по наиболее для него выгодному варианту, в том числе правильно применен районный коэффициент отношения к заработку, в связи с чем в удовлетворении иска о перерасчете размера пенсии отказал. 

С данными вывода судебная коллегия соглашается ввиду нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Закон № 400-ФЗ)  размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК,

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с частями 9-10 Закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:

,

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери ИПКс каждого умершего родителя или ИПКс умершей одинокой матери определяется исходя из размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии), исчисленного по формуле, предусмотренной пунктом 1 или 4 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

 - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется по формуле:

,

где ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

 - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 года отчисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

 - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 настоящей статьи;

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.

Из материалов пенсионного дела и расчетов ответчика следует, что оценка пенсионных прав истца произведена по наиболее выгонному для него варианту в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также – Закон № 173-ФЗ), согласно абзацев 1-9 которого расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

При этом, согласно абзацев 10-14 пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (абзац 15 пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ).

Согласно справки от 31.05.2016 № 15-08/4266, выданной Газпром добыча Ямбург» в период работы истца с 20.12.1996 по 01.05.2011 к заработной плате применялся районный коэффициент 1,8.

Таким образом, для оценки пенсионных прав размер пенсии истца на 01.01.2002 исчислен с учетом повышенного отношения заработка в максимально возможном размере - 1,7, что соответствует буквальному толкованию абзаца 13 пункта 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

При этом, доводы истца о необходимости учета данного коэффициента в размере 1,8 основан на неверном толковании вышеприведенных положений закона.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ярушина Сергея Николаевича – без удовлетворения.               

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.02.2023.