Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 07.02.2023, опубликован на сайте 21.02.2023 под номером 104703, 2-я гражданская, об обязании выписывать льготные рецепты на медицинские изделия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2022-007652-34

Судья Павлов Н.Е.                                                         Дело №33-710/2023 (33-6159/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     7 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 октября 2022 года по делу №2-3852/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего ***, к государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (ИНН 7328014494), Министерству здравоохранения Ульяновской области  (ИНН 7325000951) удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать ***, *** года рождения, льготные рецепты на лекарственные препараты *** в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве и дозировке, рекомендованном ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать ***, *** года рождения,  лекарственными препаратами *** в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве и дозировке, рекомендованном ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Бояровой Антонины Михайловны (паспорт серия ***), действующей в интересах ***, компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., расходы на приобретение лекарственного препарата *** в размере 3737 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего ***, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора Холодилиной Ю.О. и законного представителя несовершеннолетнего *** – Бояровой А.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего ***., обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, расходов на приобретение лекарственного препарата.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района                        г. Ульяновска проведена проверка по обращению Бояровой А.М., действующей в интересах ребёнка-инвалида ***., *** года рождения, страдающего хроническим заболеванием, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Согласно выписному эпикризу из медицинской карты № 8009-с стационарного больного РДКБ ФГАУО ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России *** поставлен диагноз: ***.

*** находился на лечении в РДКБ ФГАУО ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России с 17.04.2022 по 29.04.2022, по результатам обследования даны рекомендации принятия лекарственных препаратов: ***

Министерство здравоохранения Ульяновской области не принимает мер, направленных на обеспечение *** лекарственными препаратами ***

Льготные рецепты по получение указанных лекарственных препаратов в ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» не выписываются.

Поскольку *** не был обеспечен лекарственным препаратом *** по выписанному 07.06.2022 лечащим врачом ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» льготному рецепту, *** была вынуждена приобретать этот препарат самостоятельно.

С учетом уточненных исковых требований, просил суд обязать ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать ***., *** года рождения, льготные рецепты на лекарственные препараты *** в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве и дозировке, рекомендованном ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать ***., *** года рождения, лекарственными препаратами *** в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве и дозировке, рекомендованном ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Бояровой А.М., действующей в интересах ***., расходы на приобретение лекарственного препарата *** в размере 3737 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новый судебный акт. 

В обоснование жалобы указывают, что  с целью решения вопроса применения *** препарата «***» и уточнения тактики лечения Бояровой А.М. было рекомендовано обратиться к лечащему врачу-эндокринологу. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Закупка лекарственных препаратов ***, которые не включены ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ***., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, имеет диагноз «***», а также другие сопутствующие заболевания, наблюдается в ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска».

В соответствии с выписным эпикризом из медицинской карты № 8009-с стационарного больного РДКБ ФГАУО ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России *** находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с 17.04.2022 по 29.04.2022 с диагнозами: ***

Данным выписным эпикризом ему рекомендованы, в том числе, медицинские препараты ***.

Однако до настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области достаточные меры, направленные на обеспечение *** указанными препаратами не приняты. Льготные рецепты ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» на препараты *** не выписываются.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

Статьей 6.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон № 178-ФЗ) определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены, в том числе, дети-инвалиды (пункт 9 данной статьи).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Учитывая, что медицинские препараты, в том числе, *** были в установленном порядке рекомендованы ***., являющемуся ребенком-инвалидом, врачами ФГАОУ ВО РНИМУ им.Пирогова Минздрава России, исковые требования прокурора об обеспечении его указанными препаратами обоснованно удовлетворены судом.

Доводы Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что данные препараты не включены в соответствующие перечни не является основанием для отказа в иске об обеспечении необходимыми лекарственными средствами ребенка-инвалида.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от  16.11.2018 № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2.1. Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области; реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

Согласно п. 2.11 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Таким образом, Министерство здравоохранения Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком, обязанным обеспечить истца лекарственными средствами на основании рецептов, выписываемых лечебным учреждением, на которое в свою очередь судом возложена соответствующая обязанность.

Также судом установлено, что 07.06.2022 лечащим врачом *** был выписан льготный рецепт на препарат ***, которым он не был своевременно обеспечен.

В связи с не обеспечением лекарственным препаратом законным представителем (матерью) несовершеннолетнего *** – Бояровой А.М. данный препарат был самостоятельно приобретен 23.08.2022 по цене 3737 руб., что подтверждается кассовым чеком.

Таким образом, в связи с не обеспечением ребенка-инвалида по выписанному рецепту лекарственным средством расходы на самостоятельное его приобретение судом обоснованно признаны убытками и взысканы с Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина. Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления (пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; компенсация морального вреда, причиненного гражданину, в отношении которого осуществлялось административное преследование, но дело было прекращено в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Таким образом, учитывая, что не обеспечение лекарственными средствами нарушает личные неимущественные права ребенка-инвалида на охрану его жизни и здоровья, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 150 и 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что несовершеннолетнему *** были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

При этом, определенный судом размер такой компенсации, с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего – ребенка-инвалида, соответствует фактическим обстоятельствам дела, степени допущенного нарушения, а также  требованиям разумности и справедливости.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда  г. Ульяновска от 18 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Засвияжский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.02.2023.