73OS0000-01-2022-000311-81
Дело № 3а-121/2023 (3а-289/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 февраля 2023
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Мытаревой А.С.,
с участием прокуроров Макейкиной Е.В.,
Данилова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Добрыня» о признании недействующими пункта 10102
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом
Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области №167-ПОД от 27.11.2018; пункта
8164 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от
27.11.2019; пункта 3215 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 245-пр от
11.11.2020; пункта 7050 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29.11.2021; пункта 6857 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, о взыскании судебных
расходов,
установил:
27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).
27 ноября 2019 года Министерством строительства и
архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость,
на 2020 год» (далее также приказ № 192-пр).
11 ноября 2020 года Министерством строительства и
архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость,
на 2021 год» (далее также приказ № 245-пр).
29 ноября 2011 года Министерством строительства и
архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость», на 2022 год» (далее
также приказ № 214-пр).
25 ноября 2022 года Министерством
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр
«Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость»,
на 2023 год» (далее также приказ № 264-пр).
Указанными приказами определены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на
имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022 и
2023 годы соответственно. Перечни являются
приложениями к приказам.
Общество с ограниченной
ответственностью (далее также ООО) «Добрыня» обратилось в Ульяновский областной
суд с административным иском, уточненным в процессе судебного разбирательства,
к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
Агентству государственного имущества Ульяновской области в лице руководителя
ликвидационной комиссии Мошиной Н.А. о признании недействующими со дня принятия пункта 10102 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области
№ 167-ПОД от 27.11.2018; пункта 8164 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пункта 3215 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020; пункта 7050
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от
29.11.2021; пункта 6857 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год,
утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, о взыскании судебных расходов по
уплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных
требований указано на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2019 – 2023
годы включено принадлежащее административному истцу на праве собственности
имущество: нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***
общей площадью 374 кв.м., имеющее наименование «***».
Административный истец указывает,
что включение вышеуказанного объекта в Перечни незаконно, поскольку данный
объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ).
Вышеуказанный объект
расположен на земельном участке, расположенном по адресу: *** с кадастровым
номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного
использования «***».
Согласно экспликации к
плану недвижимого имущества в указанном объекте имеются помещения, назначение
которых не свидетельствуют о размещении
в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ:
кабинет, коридор. Ни наименование здания, ни назначение помещений в объектах,
ни вид разрешенного использования земельного участка, однозначно не
свидетельствуют о размещении в указанном
здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Фактическое
обследование здания, помещений с целью
определения вида его фактического использования для включения в Перечни на 2019-2023 годы не
производилось.
К участию в данном деле в качестве административных
ответчиков привлечены Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентство
государственного имущества Ульяновской области в лице руководителя
ликвидационной комиссии Мошиной Н.А.
В судебном заседании представитель
административного истца ООО «Добрыня» по
доверенности Мосорук В.А. заявленные требования поддержала, с учетом уточнений,
по основаниям, изложенным в административном иске. Сообщила, что, за
исключением помещения № 10 (кабинет) и помещения № 11 (кабинет), все остальные
помещения используются ООО «Добрыня» для своей деятельности, для размещения
своего штата работников, часть помещений пустует. Юридическое лицо занимается
сельскохозяйственной деятельностью (выращиванием сельскохозяйственных культур).
Помещения № 10 и № 11, общей площадью 48,35 кв.м, сдаются в аренду и только их использование
подпадает под перечень объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Представитель
административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просит о
рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на иск указано, что
административный ответчик полагает, что
нежилое здание с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***,
общей площадью 374 кв.м, имеющее наименование «***», является
административно-деловым центром, так как вид земельного участка под ним
предусматривает размещение объекта административного назначения. Из отзыва
следует, что фактическое обследование здания и расположенных в здании помещений
не производилось.
Представитель административного ответчика Агентства
государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился,
будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участников
процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей
административных ответчиков.
Прокурор Макейкина Е.В. в заключении полагала
административный иск подлежащим удовлетворению.
Заслушав пояснения представителя административного истца,
заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев
инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным
исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим
полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот
акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых
оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом
нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно
пункту «и»
части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление
общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями
первой и второй
настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2
и 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал до
01.01.2023) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской
Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов
установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство
Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной
власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области
реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме
постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного
постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 №
31/311).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено
Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества
Ульяновской области), действовавшее на момент издания оспариваемого приказа №
167-ПОД.
В соответствии с
подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 указанного Положения, Агентство государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области не
позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество
организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого
имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость
имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном
сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской
области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в
соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.
В рамках переданных
полномочий приказом Агентства
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год
соответственно.
Пунктом 10102 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного
имущества и земельных отношений
Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018, в Перечень объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2019 год, включен принадлежащий ООО «Добрыня» на
праве собственности объект недвижимого имущества:
нежилое здание с
кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 374
кв.м, имеющее наименование «***.
Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда»
№ 88 (24.162) от 29
ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ulgov.ru.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16
ноября 2018 года № 25/557-П (в реакции от 21 августа 2019 года) утверждено Положение о Министерстве
строительства и архитектуры Ульяновской области (утратило силу с 01.04.2022
в связи с изданием постановления
Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).
В соответствии
с пункта 1.1 указанного Положения
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее
также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области
государственное управление в сферах градостроительной деятельности,
строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных
отношений (в ред. постановления
Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/369-П, вступившего в силу
с 1 августа 2020 года).
В
предыдущей редакции пункта 1.1 указанного Положения было закреплено, что Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности
строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный
государственный контроль (надзор) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпунктам «а», «б», «в» подпункта 33 пункта 2.2
Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по
налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень
объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень); направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном
сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской
области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В подпункте 34 пункта 2.2 этого Положения закреплено, что
Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы
приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр
от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и
2022 годы.
Приказ № 192-пр
опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года
и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 245-пр
опубликован в газете «Ульяновская правда» № 85 (24.359) от 17 ноября 2020 года и на официальном
сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ №214-пр
опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29
ноября 2021 года, номер публикации 7301202111290005.
Пунктом 8164 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пунктом
3215 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области №245-пр от
11.11.2020; пунктом 7050 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29.11.2021 включен принадлежащий ООО «Добрыня» на
праве собственности объект недвижимого имущества:
нежилое здание с
кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 374
кв.м, имеющее наименование «***».
На основании действовавшего в период до 29.12.2022 Указа
Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 (утратил силу в
связи с изданием указа
Губернатора Ульяновской области от 28.12.2022 № 175) с 1 апреля 2022 года
упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области создано
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с передачей ему функций Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению
земельными ресурсами, а также в сфере архитектуры и градостроительства.
В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов
недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида
фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в
соответствии с требованиями, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ
осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области (подпункты 33-34 пункта 2.5 Положения о Министерстве имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).
Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр
от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 год.
Приказ № 264-пр опубликован
на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30
ноября 2022 года, номер публикации 7301202211300001.
Пунктом 6857 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от
25.11.2022, включен принадлежащий ООО «Добрыня» на праве
собственности объект недвижимого имущества:
нежилое здание с
кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 374
кв.м, имеющее наименование «***».
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными
органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества
Ульяновской области), Министерством строительства и архитектуры Ульяновской
области, Министерством имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного
порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным
законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать
нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Определяя правомерность включения принадлежащего
административному истцу на праве собственности
объект недвижимого имущества в названные Перечни, суд приходит к
следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не
установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в
Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января
года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2
настоящего Кодекса.
Согласно подпунктам 1 и 2
пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом
особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость
имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого
объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры
(комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование
или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов,
торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания либо которые фактически используются для размещения
офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи
административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание
(строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким
собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном
участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает
размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого
назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для
использования или фактически используется в целях делового, административного
или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для
использования в целях делового, административного или коммерческого назначения,
если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей
площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения,
сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в
целях делового, административного или коммерческого назначения признается
использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и
сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром
(комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение),
помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое
отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном
участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает
размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового
обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для
использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов,
объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При
этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для
использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади
этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися
в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического
учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в
целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)
объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов
его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам, признается одновременно как
административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически
используется одновременно как в целях делового, административного или
коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для
использования одновременно как в целях делового, административного или
коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение,
разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20
процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со
сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или
документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости
предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры
(включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч,
офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения)
одновременно как в целях делового, административного или коммерческого
назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не
менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для
размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая
централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и
(или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого
помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не
менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов,
объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт
5).
ООО «Добрыня» является действующим юридическим лицом, к
видам основной деятельности которого отнесены: аренда и управление собственным
или арендованным недвижимым имуществом, дополнительной деятельности-
выращивание сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и
птицы.
Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО
«О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области»
установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на
имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой
базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка
налога в пределах, установленных главой 30
Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
Редакция пункта 1 статьи 1.1 указанного закона на момент
принятия приказов № 167-ПОД, 192-пр, 245-пр предусматривала, что налоговая база
как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в
отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и
помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них
составляет 150 и более квадратных метров.
В дальнейшем пункт 1 статьи 1.1 указанного закона был
изложен в иной редакции, предусматривающей, что налоговая база как кадастровая
стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в
них (в редакции Закона
Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО, изменения вступили в силу с
01.01.2022). В данной редакции норма действовала на момент издания приказа № 264-пр от
25.11.2022.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений
определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования
зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,
4,
5
настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта
2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования
зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база
по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка (в редакции,
действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов),
определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий
(строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений,
содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах
технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области и собственников объектов
недвижимого имущества, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме
открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также
сведений из иных источников информации.
По результатам сбора и анализа указанных сведений
Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием
для подготовки Перечня.
В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего
раздела сведений для определения вида фактического использования здания
(строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их
обследование (п. 1.4).
При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр
объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).
Согласно
правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде
решений (постановления от 22 июня 2009 года № 10-П,
от 24 марта 2017 года № 9-П
и от 2 июля 2020 года № 32-П;
определения от 27 октября 2015 года
№ 2428-О,
от 8 ноября 2018 года № 2796-О,
от 2 июля 2019
года № 1831-О,
от 2 июля 2019 года № 1832-О
и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах
предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от
экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе
сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и
недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству
в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет
ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков
и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам
поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого
налогообложения.
В ходе судебного разбирательства установлено и материалами
дела подтверждается следующее.
ООО «Добрыня» является собственником объекта недвижимости:
нежилое здание с
кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***, общей площадью 374
кв.м, имеющее наименование «***».
Право собственности
зарегистрировано 7 июля 2012 года.
Согласно Плану
недвижимого имущества (с описанием) в
указанном объекте имеются помещения: кабинет, коридор.
Площадь здания отнесена:
к учрежденческой (295,57 кв.м), служебной
78,39 кв.м.
Указанный объект расположен на земельном участке, с кадастровым номером: ***, категория земель:
земли населенных пунктов, с видом
разрешенного использования «***».
Земельный участок
принадлежит на праве собственности ООО «Добрыня», право собственности
зарегистрировано 07.07.2012, обременений не зарегистрировано.
Из отзыва Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области следует, что названный объект недвижимого имущества был
включен в Перечни исходя из поступивших сведений о виде разрешенного
использования земельного участка – «***».
В
постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П указано, что
взимание налога на имущество организаций, исходя из налоговой базы,
определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений)
исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов
разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя
объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не
оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной
налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не
позволяет - вопреки статьям 19
(части 1 и 2)
и 57
Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости
налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для
налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой
стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Подпункт 1
пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не
противоречит Конституции
Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в
системе действующего правового регулирования не может служить основанием для
возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу
на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения,
сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного
использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором
расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового
обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания
(строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не
предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов,
объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом
двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2
пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид разрешенного использования земельного участка с
кадастровым номером: ***, не
позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном
участке объект недвижимости с кадастровым
номером: ***, нежилое здание, имеющее наименование «***», к административно-деловому
центру либо торговому центру (комплексу).
Как указано в Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 1176-О, при
разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду
доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества
критериям, установленным статьей 378.2
Налогового кодекса Российской Федерации.
Из
пояснений представителя административного истца и представленных им доказательств,
в том числе фотоматериалов, следует, что помещения объекта недвижимого
имущества с кадастровым номером: *** и
документы технического учета не отражают такие признаки размещения офисов и
сопутствующей офисной инфраструктуры, установленные налоговым
законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки, равно как и не
свидетельствуют о размещении в них
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания.
Таким образом, принадлежащее административному истцу нежилое
здание могло быть включено в Перечни при условии установления
уполномоченным органом того, что
назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью
не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в
соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре
недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких
объектов недвижимости предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов
общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем документы технической инвентаризации при
включении здания в перечни ответчиком не исследовались. Фактические
обследования здания и помещений на момент включения в оспариваемые Перечни
объектов недвижимого имущества не проводились.
В материалы дела представлен договор аренды от 01.12.2020
№ ***, заключенный между ООО «Добрыня» как арендодателем и индивидуальным
предпринимателем ***. как арендатором, по которому арендодатель принял в аренду
часть нежилого помещения по адресу: ***, а
именно помещение № 11, площадью 24,04 кв.м. (т. 3, л.д. 32-37). Представлен акт
к договору от 01.12.2020 (т.3, л.д. 38).
Из представленного в
материалы дела договора аренды недвижимого имущества от 01.09.2014 № ***,
заключенного между ООО «Добрыня» как арендодателем и индивидуальным
предпринимателем ***. как арендатором, усматривается, что арендодатель принял в
аренду часть нежилого помещения по адресу: ***,
а именно помещение № 10, площадью 24,31 кв.м. (т. 3, л.д. 40-42). Представлен акт к договору от
01.09.2014 (т.3, л.д. 43), дополнительное соглашение к договору от 27.09.2016 в
части уточнения реквизитов сторон (т.3,
л.д. 44).
Представитель административного истца пояснила, что
договоры аренды действовали в спорный период. Арендуемые помещения используются
под магазин и парикмахерскую.
Согласно представленным в материалы дела указанным
договорам аренды ООО «Добрыня» с индивидуальными предпринимателями ***., общая
площадь сдаваемых в аренду помещений, соответствующих критериям, предусмотренным
статьей 378.2
Налогового кодекса РФ, составляет 48,35 кв.м, то есть 12,9 % от общей площади
здания.
Наименование
и назначение объекта недвижимого имущества не предусматривают размещения офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры, что не позволяет сделать вывод о том,
что здание и помещения используются в целях делового, административного и
коммерческого назначения, для размещении в них офисов, торговых объектов,
объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания (кроме
вышеуказанных помещений за № 10 и № 11).
Наименование помещений как «кабинет» не тождественно понятию
«офис», не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях,
установленных статьей 378.2
НК РФ. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых
помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость имущества.
Расположенные в нежилом здании кабинеты, в которых
размещается административно-управленческий аппарат, не свидетельствуют о том,
что здание и помещения в нем фактически используются в качестве офисов.
Кабинеты административно-управленческого персонала не имеют
самостоятельного офисного назначения, а используются для обслуживания
производственной деятельности юридического лица.
Занимаемые административно-управленческим персоналом
кабинеты не соответствуют понятию «офис», поскольку используются самим
налогоплательщиком в целях осуществления своей хозяйственной деятельности и не
сдаются в аренду третьим лицам (кроме вышеуказанных помещений за № 10 и № 11).
Нельзя признать указанный в иске объект недвижимости также торговым
центром, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов
общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.
В
силу прямого предписания, содержащегося в части 9
статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать
законность включения спорных здания и помещений в перечни объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая
стоимость.
Документами
технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание
подлежало включению в Перечень исходя из критерия предназначения расположенных
в нем помещений.
Обследование
спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования не
проводилось.
Учитывая вышеизложенное, не имелось оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером: ***, в пункт
10102 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая
база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного
приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; пункт 8164
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пункт 3215
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от
11.11.2020; пункт 7050 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29.11.2021; пункт 6857 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022.
При таких обстоятельствах требования административного истца
подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные
правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд
принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога
на имущество за период с 2019 по 2023 годы и оспариваемые нормативные акты
имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень).
Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда
не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов
административного истца, предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты
нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их
принятия.
Из
положений части 3
статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает
вопросы о распределении судебных расходов.
Положения
КАС РФ, в том числе глава 21,
не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения
судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому
следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения
судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов
разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10
КАС РФ.
В
силу части 1
статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной
пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как
предусмотрено частью 1
статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда,
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 107
и частью 3
статьи 109 настоящего Кодекса.
Принимая
решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу
административного истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины
в размере 22500 руб.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь
статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные
исковые требования общества с ограниченной
ответственностью «Добрыня» о признании недействующими в части нормативных
правовых актов удовлетворить.
Признать
недействующим со дня принятия пункт 10102 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018.
Признать недействующим со дня принятия пункт 8164 Перечня объектов недвижимого имущества,
в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019.
Признать недействующим со дня принятия пункт 3215 Перечня объектов недвижимого имущества,
в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020.
Признать недействующим со дня принятия пункт 7050 Перечня объектов недвижимого имущества,
в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 214-пр от 29.11.2021.
Признать
недействующим со дня принятия пункт 6857 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от
25.11.2022.
Взыскать
с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в
пользу общества с ограниченной
ответственностью «Добрыня» в
возмещение расходов по
уплате государственной пошлины 22 500 рублей.
Сообщение
о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со
дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».
Решение
может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд
общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его
принятия в окончательной форме.
Судья О.А.
Сычёва
Мотивированное решение принято 20 февраля
2023 года.