Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 31.01.2023, опубликован на сайте 20.02.2023 под номером 104643, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании расходов на приобретение медецинских изделий, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-005825-48

Судья Богомолов С.В.                                               Дело №33-566/2023 (№33-6009/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      31 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 сентября 2022 года по делу № 2-4200/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Маркеловой Елены Михайловны к государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписывать по медицинским показаниям Маркеловой Елене Михайловне льготные рецепты на медицинское изделие – ***

В удовлетворении исковых требований Маркеловой Елены Михайловны к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных средств затраченных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Маркеловой Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению ее медицинскими изделиями, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Маркелова Е.М. обратилась с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» (далее - ГУЗ «ЦК МСЧ») о возложении обязанности выписывать льготные рецепты на медицинские изделия, обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что является инвалидом *** группы, страдает ***. Она наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», получает льготные рецепты на ***. Выписки из медицинских карт свидетельствуют о наличии гипогликемических состояний в разное время суток, иногда до трех раз в сутки, при этом *** ею не ощущается. Она нуждается в непрерывном  ***. Однако в выписке рецептов и в обеспечении сенсорами к системе *** лечебное учреждение и Министерство здравоохранения ей отказывают, с чем она не согласна. В связи с отказом в обеспечении указанными изделиями она была вынуждена приобретать их самостоятельно, расходы на приобретение медицинских изделий составили 22 450 руб. С учетом уточненных исковых требований просила обязать государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписывать ей льготные рецепты на медицинское изделие – *** обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить ее ***, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области расходы на приобретение медицинских изделий в размере 22 450 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что на основании принятого судом первой инстанции решения было возбуждено исполнительное производство в отношении ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова». Требования по данному исполнительному производству подлежали немедленному исполнению. Однако данное решение не может быть исполнено по причине отказа в удовлетворении заявки, поданной ГУЗ «ЦК МСЧ» в Министерство здравоохранения по Ульяновской области, ввиду отсутствия необходимого истцу медицинского изделия в перечне медицинских изделий, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг». Обращает внимание, что ГУЗ «ЦК МСЧ» является бюджетным учреждением и не имеет статьи расходов на обеспечение пациентов, получающих лечение на амбулаторном этапе и не признанных паллиативным, медицинскими изделиями за счет учреждения. Просит учесть, что отказ суда в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения по Ульяновской области полностью лишает ГУЗ «ЦК МСЧ» произвести выписку льготных рецептов.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Маркеловой Е.М., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Маркелова Е.М. является инвалидом *** группы, страдает ***

Маркелова Е.М. наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», получает льготные рецепты на ***

Решением врачебной подкомиссии от 19.09.2022 ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» установлена нуждаемость Маркеловой Е.М. в использовании ***; принято решение о направлении в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявки на ее обеспечение указанной системой  (л.д. 57-58).

Решение врачебной комиссии мотивировано тем, что у Маркеловой Е.М. ***, из чего следует, что истец нуждается в спорных медицинских изделиях по жизненным показаниям.

Полагая, что имеет право на бесплатное обеспечение ***, Маркелова Е.М. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Маркелова Е.М., страдающая заболеванием ***, по жизненным показаниям нуждается в *** и возложил на ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» обязанность выписывать Маркеловой Е.М.  по медицинским показаниям льготные рецепты на указанное медицинское изделие из расчета 26 штук в год.

Выводы суда в указанной части мотивированы.

Оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, ***

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения ***.

В силу п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Руководствуясь приведенными выше положениями закона и установив нуждаемость Маркеловой Е.М. в *** на основании заключения врачебной комиссии по жизненным показаниям, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца и возложил на ГУЗ «ЦК МСЧ» обязанность выписывать рецепты на спорные медицинские изделия из расчета 26 штук в год.

Пунктом 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 года № 1094н, установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).

В соответствии с п. 36 указанного выше Порядка право назначать лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов лечащего врача.

В силу прямого указания приведенных выше положений закона инвалид, страдающий заболеванием «***», подлежит бесплатному обеспечению необходимыми средствами диагностики по рецептам лечащего врача по жизненным показаниям в соответствии с заключением врачебной комиссии.

Из содержания апелляционной жалобы ГУЗ «ЦК МСЧ» следует, что данный ответчик фактически не оспаривает возложенную на учреждение обязанность выписывать истцу льготные рецепты на спорные медицинские изделия, указывает на невозможность исполнения решения суда, поскольку Маркеловой Е.М. отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области, которое формирует региональную медицинскую информационную систему, где отражаются все льготные рецепты.

Из представленного Маркеловой Е.М. в суд апелляционной инстанции письма Министерства здравоохранения Ульяновской области в адрес истца от 19 января 2023 года следует, что все льготные рецепты специалистами медицинских организаций загружаются в региональную медицинскую информационную систему (РМИС). Представленный истцом рецепт, ввиду отсутствия в льготном перечне выписанных медицинских изделий, в РМИС не загружен, также рецепт является недействительным, поскольку выписан на форме бланка, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 декабря 2019 года № 1022н, который утратил силу, соответственно, обеспечение медицинскими изделиями по такому рецепту невозможно.

Учитывая приведенные выше фактические обстоятельства дела, нормы закона и нуждаемость истца по жизненным показаниям в системе непрерывного мониторинга гликемии, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Маркеловой Е.М. к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении медицинскими изделиями; в указанной части надлежит принять новое решение, которым обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Маркелову Е.М. медицинскими изделиями – ***         

В остальной части решение суда является правильным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 сентября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Маркеловой Елены Михайловны к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении медицинскими изделиями.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Маркелову Елену Михайловну медицинскими изделиями – ***         

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  02.02.2023.