УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-006231-91
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-664/2023 (33-6113/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
7 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Герасимовой Е.Н.,
Богомолова С.В.,
при секретаре Курановой
Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 6 октября 2022 года по делу № 2-4613/2022, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Заволжского района г.
Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Космовского Артема Сергеевича к
Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда
социального страхования Российской Федерации
удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в
пользу Космовской Олеси Александровны, являющейся законным представителем
несовершеннолетнего ***, расходы на приобретение технических средств
реабилитации по индивидуальной программе
реабилитации инвалида № *** от 7 декабря 2021 года, - ***, в размере 6200
(шесть тысяч двести) рублей руб.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора
Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах
несовершеннолетнего Космовского А.С. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению Ульяновскому региональному отделению
Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия
незаконным, взыскании расходов на приобретение технического средства
реабилитации. В обоснование иска указал, что *** является ребенком-инвалидом, в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПР) № ***
от 7 декабря 2021 года Космовский А.С. нуждается в технических средствах
реабилитации (далее – ТСР), в том числе ***. В связи с необеспечением данным
техническим средством реабилитации законный представитель ребенка-инвалида
Космовская О.А. была вынуждена приобрести средство реабилитации за собственный
счет, в подтверждении чего ею представлен товарный чек от 19 мая 2022 года и
кассовый чек, выданный ИП Ивашковым С.Л. в ортопедическом салоне-магазине «***»,
в соответствии с которыми матерью ребенка-инвалида приобретена *** стоимостью
6200 руб. В выплате компенсации затраченных на приобретение технического
средства реабилитации денежных средств Космовской О.А. отказано. Просил взыскать с ответчика в пользу *** в
лице его законного представителя Космовской О.А. денежные средства, затраченные
на приобретение технического средства реабилитации, предусмотренного индивидуальной
программой реабилитации, ***, в размере 6200 руб.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда
России, ИП Ивашкова С.Л., Космовского С.Н.
и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.
С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от
14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и о социального страхования
Российской Федерации», приказом Фонда социального страхования Российской
Федерации от 29 июля 2022 года № 287 произошла реорганизация Фонда социального
страхования Российской Федерации путем присоединения к Фонду пенсионного и
социального страхования Российской Федерации.
С учетом данной реорганизации, положений ст. 44 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации следует произвести замену
ответчика – ГУ-УРО ФСС РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Социальный
фонд).
В апелляционной жалобе Социальный фонд считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в
материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие приобретение истцом
именно пары обуви ортопедической сложной на утепленной подкладке. По мнению
автора жалобы, по делу не установлено фактов, которые могут служить основанием
для компенсации заявленных расходов.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, *** года
рождения, является ребенком инвалидом (л.д. 13-14).
Родителями несовершеннолетнего *** являются Космовский С.Н.
и Космовская О.А. (л.д. 15).
В соответствии с ИПР от 7 декабря 2021 года
несовершеннолетний *** нуждается в средствах реабилитации, в том числе таких
как: *** (л.д. 36-42).
21 июня 2022 года законный представитель ребенка-инвалида –
Космовская О.А. обратилась в Социальный фонд с заявлением о выплате компенсации
расходов за самостоятельно приобретенное ТСР, к которому приложила товарный и
кассовый чек на сумму 6200 руб. (л.д. 43-45).
Письмом от 20 июля 2022 года Социальный фонд уведомил
Космовскую О.А. об отказе в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное
ТСР со ссылкой на то, что приобретенное изделие не соответствует
рекомендованным ИПР (л.д. 46).
Полагая отказ в выплате компенсации за самостоятельно
приобретенное ТСР незаконным, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые
и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов
установлены Федеральным законом
от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ),
определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в
Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с
другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации
инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических
средств реабилитации.
Государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1
статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
В пункте 22
Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р, поименованы
абсорбирующее белье, подгузники.
В
соответствии с частью 14
статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их
жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального
страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными
организациями.
Во
исполнение указанной нормы
закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года
№ 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации).
В пункте 2
Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено
обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными
программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке,
установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом
«а» пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение инвалидов
и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется
путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В
силу абзаца
первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства
(изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его
интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской
Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана),
уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий
Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и
отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный
орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4
данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме
уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим
средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает
(выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление
технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на
поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд,
организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (абзац первый
пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации).
Согласно
части 6
статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если
предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации
техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены
инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство
реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается
компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства
реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего
технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке,
установленном частью 14
статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой
компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования
граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социальной защиты населения.
В пункте 15(1)
Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено,
что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением)
техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть
предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел
соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за
собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере
стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной
услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия)
и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31
января 2011 года № 57н утвержден Порядок
выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое
средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее
размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации,
согласно пункту 3
которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство
реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид
самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или)
оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация
инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица,
представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению
технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление),
поданного в уполномоченный орган однократно. Решение о выплате компенсации
принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия
уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду
компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты
принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств
на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункты 5
и 6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом
техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что
гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств
федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными
индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем
предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной
компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо
если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за
собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Согласно товарному чеку от 19 мая 2022 года законный
представитель ребенка-инвалида Космовская О.А. приобрела в ортопедическом
салоне «***» (ИП Ивашков С.Л.) ***; в кассовом чеке наименование ТСР указано
как «***.».
Таким образом, материалами дела подтверждено, что законным
представителем ребенка-инвалида были понесены расходы на приобретение ТСР, в
котором он нуждается: ***.
Порядок обращения за выплатой компенсации за самостоятельно
приобретенное ТСР Космовской О.А. соблюден.
При таких обстоятельствах у ответчика не было оснований для
отказа в выплате компенсации.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть
приняты во внимание, так как противоречат материалам дела.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применен судом верно.
Решение суда является правильным, отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 6 октября 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.02.2023.