Судебный акт
О выдаче сертификата
Документ от 25.01.2023, опубликован на сайте 16.02.2023 под номером 104615, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Связанные судебные акты:

Отказ в выдаче материнского капитала

Документ от 22.08.2023, опубликован на сайте 01.09.2023 под номером 108125, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-004227-89

Судья Кузнецова О.В.                                             Дело № 33-103\2023 (33-5491/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     25 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 июля 2022 года, по гражданскому делу № 2-2937/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Сергеевой Натальи Владимировны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области выдать Сергеевой Наталье Владимировне  государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением дочери С*** В*** А***, ***.2022 года рождения.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сергеева Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский капитал.

Требования мотивировала тем, что она является матерью С*** В*** А***.2022 года рождения, в отношении четверых ранее рожденных ею детей она лишена родительских прав. В апреле 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей сертификата на материнский капитал, 13.05.2022 ответчик отказал ей в выдаче указанного сертификата, сославшись на прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3,4,6 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

С решением ответчика она не согласна, поскольку нарушаются права её малолетней дочери, в отношении которой она не лишена родительских прав и которая в её настоящей семье является первым ребенком, рожденным после 01.01.2020. 

Просила суд возложить на ответчика обязанность выдать ей государственный сертификат на материнский капитал в связи с рождением дочери С*** В*** А***.2022 года рождения.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, не учитываются дети, в отношении которых родители были лишены родительских прав. Отказывая Сергеевой Н.В. в выдаче материнского (семейного) капитала отделением было учтено, что она лишена родительских прав в отношении детей С*** И*** А*** и Се*** Д*** А***, соответственно С*** В*** А*** не является первым рожденным ребенком истца и право на дополнительные меры государственной поддержки у неё отсутствует. Указывает, что Сергеева Н.В. могла бы воспользоваться мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ, если хотя бы в отношении одного, ранее рожденного ребенка она не была лишена родительских прав. В данном случае С*** В*** является пятым рожденным ребенком, а не первым. Обращает внимание на то, что правом на дополнительные меры государственной поддержки может воспользоваться отец С*** И*** А*** и С*** Д*** А*** или сами дети, в случае перехода им такого права. Указывает, что Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела.

С 1 января 2023 года Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 12 января 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по апелляционной жалобе пенсионного органа на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 июля  2022 года по правилам производства в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Материалы дела не содержат относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих извещение ответчика о месте и времени рассмотрения дела судом первой инстанции.

Судебная коллегия приходит к выводу о наличии безусловного основания для отмены судебного решения по мотиву нарушения судом первой инстанции норм процессуального закона (пункт 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Сергеева Н.В. является матерью несовершеннолетней С*** В*** А***.2022 года рождения.

Решением Майнского районного суда Ульяновской области от 01.06.2006 Сергеева В.Н. была лишена родительских прав в отношении дочери С*** П*** С***.2004 года рождения и сына С*** А*** С***, ***.2006 года рождения. Решением Майнского районного суда Ульяновской области от 26.03.2013  Сергеева Н.В. была лишена родительских прав в отношении сына С*** И*** А***.2011 года рождения и дочери С*** Д*** А***.2012 года рождения. Указанные решения вступили в законную силу.

12.05.2022 истица обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области с заявлением о выдаче ей сертификата на материнский капитал в связи с рождением первого ребенка – С*** В*** А***.2022 года рождения.

Решением ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области №3127 Сергеевой Н.В. отказано в выдаче материнского (семейного) капитала  в соответствии с п.2 ч.6 ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ – прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3,4 и 6 ст.3 Федерального закона 256-ФЗ (поскольку лишена родительских прав в отношении предыдущих детей, право утрачено).

13.05.2022 Сергеевой Н.В. было направлено уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал  №3127.

Не согласившись с данным отказом, Сергеева Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных данным законом.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

В соответствии с частью 3 статьи 3 этого Федерального закона право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и переходит к иным лицам (отцу ребенка либо самому ребенку) в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Частью 4 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 данной статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 названной статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 этой статьи (часть 5 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с 1 января 2007 года или первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, однократно.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в связи с рождением которого возникло такое право, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 указанного Федерального закона.

Из сведений, представленных ответчиком следует, что ранее Сергеевой Н.В. не выдавался государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Следовательно, в данном случае Сергеева Н.В. не реализовала свое право на получение средств материнского (семейного) капитала, и не могла его утратить  в связи с лишением родительских прав, на что указывает ответчик в своих возражениях на иск.

Согласно пунктам 1 и 2 части 6 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с этим Федеральным законом, а также прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3 - 4.1 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.

Данная норма Закона подлежит применению в тех случаях, когда у лиц, указанных в части 1 статьи 3 возникает право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением ребенка, причем такое право может возникнуть только один раз. Таким образом, у Сергеевой Н.В. такое право возникло в связи с рождением дочери С*** В.А., ***.2022 года рождения, поскольку ранее она не реализовала право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, соответственно оно не может быть  прекращено в связи с лишением ее родительских прав в отношении первых четверых детей. В связи с рождением С*** В.А., ***.2022 у нее впервые возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

При таких обстоятельствах решение суда в связи с нарушением норм процессуального права подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 июля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Ульяновской области выдать Сергеевой Наталье Владимировне, *** 1987 года рождения  государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением дочери С*** В*** А*** 2022 года рождения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 января 2023 года.